Судья Скоринова И.С. дело № 33-3571/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Ковалевой Т.И., |
судей |
Седых Е.Г., |
Стрижовой В.Н. |
при секретаре Ивановой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26.03.2013 гражданское дело по иску прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Независимая газовая компания «Уралсевергаз», муниципальному унитарному предприятию «Екатеринбургэнерго», администрации города Екатеринбурга о признании незаконными действий, бездействия,
по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургэнерго» на решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 16.01.2013.
Заслушав доклад судьи Стрижовой В.Н., доводы представителя муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургэнерго» С. О.М., поддержавшей апелляционную жалобу, и доводы представителей закрытого акционерного общества «Независимая газовая компания «Уралсевергаз»: В. А.В., Д. М.Г., возражавших против апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор города Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» (далее ЗАО «Уралсевергаз») о признании незаконными действий по прекращению газоснабжения котельных города Екатеринбурга, к муниципальному унитарному предприятию «Екатеринбургэнерго» (далее МУП «Екатеринбургэнерго») о признании незаконными действий по прекращению горячего водоснабжения, возложении обязанности по совершению действий по заключению соглашений о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, которые подключены к сетям организаций-потребителей и своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах, к администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия по осуществлению надлежащего контроля за деятельностью МУП «Екатеринбургэнерго», возложении обязанности по осуществлению контроля за деятельностью МУП «Екатеринбургэнерго» - предоставлению сведений об абонентах, которые подключены к сетям организаций-потребителей и своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах, заключению с газоснабжающей организацией соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, которые подключены к сетям организаций-потребителей и своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах. В обоснование требований прокурор указал, что прекращение ЗАО «Уралсевергаз» поставки газа с 01.08.2012 повлекло прекращение работы 14 котельных, что привело к отключению от горячего водоснабжения 387 жилых домов и 76 объектов социальной инфраструктуры. Данные действия привели к ущемлению прав граждан как потребителей коммунальных услуг, оплачивающих их в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Б. И.Н. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что между ЗАО «Уралсевергаз (поставщиком), ОАО «Екатеринбурггаз» (газораспределительная организация), и ЕМУП «Тепловые сети» (покупателем, организация-потребитель) заключен договор на поставку и транспортировку газа ( / / ) сроком действия до 31.07.2012. В связи с реорганизацией предприятия МУП «Екатеринбургэнерго» в форме присоединения к нему Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» имущество ЕМУП «Тепловые сети», в том числе котельные по адресам: пер. Базвый,56, ул. Каменотесов,11, Малый Конный,10, п. Садовый, Ул. Верстовая, 2а, ул. Проезжая,173а, ул. Стачек,29, ул. Первомайская,71б, ул. Коуровская,22а, п. Рудный, ул. Адмирала Ушакова,23б, ул. Алтайская,64а, ул. Бисертская,132, пл. Жуковского, 1, п. Шабровский ул. Ленина,1а, ул. Новостроя,5, передано МУП «Екатеринбургэнерго», которое осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей на территории МО «город Екатеринбург».
01.08.2012 горячее водоснабжение на территории МО «горд Екатеринбург» прекращено по причине прекращения подачи газа со стороны ЗАО «Уралсевергаз» до полного погашения задолженности перед данным предприятием. У МУП «Екатеринбургэнерго» имеется в настоящее время дебиторская задолженность 1514,8 тыс. руб., в связи с ненадлежащей организацией претензионно-исковой работы.
Согласно п. 5, 6, 49, 50 и приложению № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах. В соответствии с пунктом 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 200 об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В силу п. 85 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг» приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Отсутствие горячего водоснабжения у потребителей, добросовестно выполнявших свои договорные обязательства по оплате за потребленные коммунальные ресурсы, ущемило права данных потребителей, гарантированные Конституцией Российской Федерации, ч. 4 ст. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Также согласно п. 4.2 СНиП 41-02-2003 не допускается ограничивать услугу ГВС потребителей первой категории, к которым относятся (больницы, родильные дома, детские сады, дома престарелых, объекты УВД). Однако на данные объекты также были отключены от горячего водоснабжения. На основании положения пункта 49 Постановления Правительства РФ № 3 обеспечение потребителей жилищно - коммунальных услуг горячим водоснабжением является для исполнителя обязательным.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, каждый потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись услуги, в том числе и коммунальные, надлежащего качества и в соответствии с условиями договора. Исполнитель жилищно - коммунальных услуг в соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг», обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушении качества этих услуг, повышать их потребительские свойства, обеспечивая таким образом строгое соблюдение п. 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно - коммунальные услуги. Общие технические условия» утвержденные постановлением Госстандарта Российской Федерации 22.07.2003 № 248 - ст.
Администрацией города Екатеринбурга действенных и достаточных мер по предотвращению прекращения поставки газа 01.08.2012 на территории города Екатеринбурга предпринято не было, что повлекло остановку 14 котельных и прекращение поставок горячего водоснабжения. Перечень вопросов местного значения определен Федеральным законом от 06.03.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии со ст. 16 ч. 1 п. 4 Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Со стороны МУП «Екатеринбургэнерго» допущено нарушение прав потребителей граждан МО «город Екатеринбург» необеспечением горячего водоснабжения потребителей, добросовестно выполнявших свои обязательства.
Причиной отсутствия ГВС явилась неоплата МУП «Екатеринбургэнерго» энергетических ресурсов, необходимых для выработки тепловой энергии, при том, что подавляющее большинство населения добросовестно, своевременно и в полном объеме оплачивает коммунальные услуги, в том числе, горячее водоснабжение, что следует из справки ООО «Расчеты и платежи», производящего начисления за жилищно-коммунальные услуги.
Прокурор просил признать незаконным действия ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» по прекращению газоснабжения котельных города Екатеринбурга; обязать ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» совершить действия по заключению с организациями-потребителями соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов тем абонентам, которые подключены к сетям организаций-потребителей и своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах; признать незаконными действия МУП «Екатеринбургэнерго по прекращению подачи горячего водоснабжения жителям к социально значимым объектам, расположенным на территории МО «город Екатеринбург»; обязать МУП «Екатеринбургэнерго» заключить с газоснабжающей организацией соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов тем абонентам, которые подключены к сетям организаций-потребителей и своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах.; признать незаконным бездействие администрации МО «город Екатеринбург», которое выразилось в неосуществлении надлежащего контроля за деятельностью МУП «Екатеринбургэнерго» в рамках полномочий, предусмотренных ст. 20 ФЗ от 14.11.2002 № 161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что привело к прекращению подачи горячего водоснабжения жителям и социально значимым объектам, расположенным на территории МО «город Екатеринбург»; обязать в рамках полномочий, предусмотренных ст. 20 ФЗ от 14.11.2002 № 161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», обеспечить надлежащий контроль за деятельностью МУП «Екатеринбургэнерго» в части совершения действий по предоставлению газоснабжающей организации сведений об абонентах, которые подключены к сетям организации - потребителя и
своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы; заключению с газоснабжающей организацией соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов тем абонентам, которые подключены к сетям организации - потребителя и своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах.
Представители ответчика - ЗАО «Уралсевергаз» Д. М.Г., В. М.В. исковые требования не признали, мотивируя тем, что в обоснование иска прокурором города Екатеринбурга заявлено о нарушении ЗАО «Уралсевергаз» п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 №1, тогда как основанием для прекращения подачи газа МУП «Екатеринбургэнерго» 01.08.2012 явилось истечение срока действия договора на поставку и транспортировку газа № ( / / ), а не наличие задолженности по оплате поставленного газа. Обязательность наличия договора между поставщиками газа и его потребителями предусмотрена ст. 18 ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69-ФЗ от 31.03.1999, п. 5 Правил поставки газа в РФ, таким образом, поставка газа в отсутствие заключенного договора запрещена.
Представитель МУП «Екатеринбургэнерго» С. О.М. иск не признала, пояснила, что МУП «Екатеринбургэнерго» не являлось инициатором отключения горячего водоснабжения. 13.06.2012 письмом №2699 МУП «Екатеринбургэнерго» направляло в адрес ЗАО «Уралсевергаз» график платежей в целях погашения имеющейся задолженности, указанный график выполнен в июне 2012 года на 100,3%. Дальнейшее перечисление денежных средств по графику оказалось невозможным в связи с тем, что на расчетные счета предприятия наложен арест судебным приставом-исполнителем, о чем поставщику известно. О планируемом отключении МУП известили 31.07.2012, после чего им направлены 25.07.2012 в адрес ЗАО «Уралсевергаз» письма о продлении договора на поставку и транспортировку газа, направлен перечень потребителей теплоэнергоресурсов, в том числе своевременно оплачивающих потребленные ресурсы, а также жилых и социально-значимых, 31.07.2012 направлены предложения о заключении договоров уступки права требования в счет погашения задолженности управляющих организаций перед МУП. Задолженность за поставленный газ обусловлена в основном неплатежами потребителей теплоэнергоресурсов в лице управляющих жилым фондом организаций. Одной из причин возникновения задолженности перед поставщиками тепловой энергии является неполное распределение выработанной тепловой энергии для нужд потребителей города Екатеринбурга в результате применения ресурсоснабжающими организациями нормативов потребления коммунальных услуг. МУП активно предпринимаются меры для погашения задолженности. В адрес ЗАО «Уралсевергаз - Независимая газовая компания» также направлено письмо с целью защиты прав потребителей, добросовестно оплачивающих поставленные теплоэнергоресурсы. В результате достигнутых договоренностей ТЭЦ-19, котельные МУП по ул. Решетской,51 и Студенческая, 16 продолжают выработку тепловой энергии в прежнем режиме и снабжение потребителей, в числе которых детская многопрофильная больница № 9, родильные дома и ДОУ, 19 и 32 военные городки, пансионат «Семь ключей», Ботанический сад. МУП «Екатеринбургэнерго» неоднократно направляло в адрес ЗАО «Уралсевергаз» письма с графиками платежей.
Представитель ответчика – администрации города Екатеринбурга М. Т.Н. иск не признала, полагал, что реализуя свои полномочия, администрация города Екатеринбурга, как орган местного самоуправления, создала МУП «Екатеринбургэнерго». Ссылка истца на ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», по её мнению, является неосновательной, так как данная норма регламентирует полномочия, в том числе органов местного самоуправления, действующих от имени муниципального образования, именно как собственника имущества муниципального или государственного унитарного предприятия, а не как органа самоорганизации населения городского округа, решающего вопросы местного значения. Считала, что никаких доказательств нарушения администрацией города Екатеринбурга возложенных на нее действующим законодательством обязательств истцом не представлено.
Определением суда от 16.01.2013 производство по делу, в части требований о возложении обязанности по совершению действий по заключению соглашений о подаче топливно-энергетических ресурсов, осуществлению контроля за деятельностью МУП «Екатеринбургэнерго» прекращено.
В остальной части требований суд постановил решение, которым исковые требования прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Екатеринбургэнерго» о признании незаконными действий удовлетворил. Признал незаконными действия МУП «Екатеринбургэнерго» по прекращению 01.08.2012 горячего водоснабжения жителям и социально значимым объектам муниципального образования «город Екатеринбург». В удовлетворении требований прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз», администрации города Екатеринбурга о признании незаконными действий, бездействия отказал. Взыскал с МУП «Екатеринбургэнерго» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб.
В апелляционной жалобе МУП «Екатеринбургэнерго» просит решение суда отменить, указывает, что не являлось инициатором отключения горячего водоснабжения. В уведомлении о прекращении подачи газа с 01.08.2012 имеется ссылка на отсутствие договора между ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз», ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» и МУП «Екатеринбургэнерго». МУП «Екатеринбургэнерго» указывает, что до истечения срока действия договора №( / / ), действовавшего согласно дополнительному соглашению до 31.07.2012, 25.07.2012 в адрес ЗАО «Уралсевергаз-НГК» было направлено письмо о необходимости пролонгации договора на поставку газа, ответа на которое не поступило. Поставщик отказался от поставки газа, несмотря на направленный в его адрес перечень потребителей теплоэнергоресурсов, в том числе своевременно оплачивающих потребленные ресурсы, а также жилых объектов и социально значимых, отключение которых недопустимо. ЗАО «Уралсевергаз-НГК» уведомлялся об отсутствии у МУП «Екатеринбургэнерго» в условиях действующей системы горячего водоснабжения ограничить только неплательщиков за теплоэнергоресурсы. Ограничение приводит к нарушению прав добросовестных потребителей. Полагает вывод суда о бездействии МУП «Екатеринбургэнерго» безоснователен. Считает, что отказ ЗАО «Уралсевергаз-НГК» от пролонгации договора связан с имеющейся задолженностью за поставленный газ, соответственно последнее нарушило установленный Постановлениями Правительства РФ от 05.01.1998 №1 и от 23.05.2006 №307 порядок прекращения подачи энергоресурсов. Поскольку ЗАО «Уралсевергаз-НГК» является предприятием с долей на рынке реализации природного газа более 65% на территории Свердловской области, тем самым занимая доминирующее положение, его отказ от пролонгации договора с организацией – потребителем и прекращение поставки газа является злоупотреблением правом и влечет нарушение прав добросовестных потребителей горячей воды города Екатеринбурга. Также ссылается на сложившуюся судебную практику по аналогичным спорам.
В возражениях ЗАО «Уралсевергаз» доводы апелляционной жалобы оспаривает.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в иске к ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из дела усматривается, что ЗАО «Уралсевергаз - независимая газовая компания» является газоснабжающей организацией, осуществляющей поставку газа организациям-потребителям, использующим газ в качестве топлива для обеспечения различных объектов города Екатеринбурга горячим водоснабжением.
( / / ) между ЗАО «Уралсевергаз» (поставщик), ОАО «Екатеринбургаз» (ГРО) и МУП «Екатеринбургэнерго» (покупатель) был заключен договор на поставку и транспортировку газа №( / / ). В соответствии с п. 2.1 договоров поставки и транспортировки газа поставщик обязуется поставить, ГРО протранспортировать по местным газораспределительным сетям, а покупатель принять и оплатить газ и услуги по транспортировке газа в период и лимитах, указанных в Приложении №1 к договору. Согласно приложению № 1 к договору период поставки определен сторонами с 15.06.2012 по 30.06.2012. Дополнительным соглашением от 02.07.2012 и приложением к нему срок действия договора продлен по 31.07.2012.
с 01.08.2012 ЗАО «Уралсевергаз» прекратил поставку газа МУП «Екатеринбургэнерго», что повлекло прекращение работы функционирующих на данном виде топлива котельных МУП «Екатеринбургэнерго» и последующее отключение от горячего водоснабжения ряда жилых домов и объектов социальной инфраструктуры г.Екатеринбурга.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту потребителю через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами вывод суда о незаконности действий МУП «Екатеринбургэнерго» по прекращению горячего водоснабжения потребителей, поскольку не определен механизм подачи горячей воды абонентам, не имеющим задолженности по их оплате, правомерен, поскольку прекращение предоставления коммунальных услуг в отношении таких абонентов недопустимо в силу закона.
Приходя к выводу о законности действий ЗАО «Уралсевергаз» по прекращению поставки газа МУП «Екатеринбургэнерго», со ссылкой на истечение срока действия договора между ними и на отсутствие договорных отношений, суд в удовлетворении предъявленных к ЗАО «Уралсевергаз» требований отказал, обосновав тем, что подача газа в отсутствие договора является нарушением требований ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Правил поставки газа в Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов, не оспоренных ЗАО «Уралсевергаз» следует, что МУП «Екатеринбургэнерго» направляло в адрес ЗАО «Уралсевергаз»: 15.07.2012 письмо о продлении срока действия договора от 15.06.2012 до 31.08.2012, 15.08.2012 письмо о возобновлении подачи газа с приложением заявки на август – декабрь 2012 г. по поставке газа, а 14.09.2012 письмо-оферту о заключении договора на поставку газа.
В свою очередь адрес ЗАО «Уралсевергаз» 30.07.2012 направило в адрес МУП «Екатеринбургэнерго» телеграмму с сообщением о прекращении подачи газа с 01.08.2012 в связи с истечением срока действия договора на поставку и транспортировку газа №( / / ) от ( / / ) и незаключением нового.
Как следует из акта, 01.08.2012 прекращена подача газа на газоиспользующее оборудование и осуществлено опломбирование запорных устройств организации потребителя - МУП «Екатеринбургэнерго».
Поскольку МУП «Екатеринбургэнерго» выразило намерение заключить с ЗАО «Уралсевергаз» новый договор поставки газа, в силу п. 3 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, отношения сторон до заключения нового договора должны регулироваться ранее заключенным договором поставки и транспортировки газа.
Имеющиеся в материалах дела документы о наличии задолженности МУП «Екатеринбургэнерго» перед ЗАО «Уралсевергаз» по оплате постановленного газа, письмо от 01.08.2012 ЗАО «Уралсевергаз» в адрес прокурора г.Екатеринбурга (л.д.13), свидетельствуют об уклонении ЗАО «Уралсевергаз» от заключения договора на новый срок и прекращении поставки газа с 01.08.2012 именно в связи с наличием непогашенной задолженности по оплате газа.
В силу ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
В соответствии с предусмотренными Законом о газоснабжении полномочиями Правительством Российской Федерации постановлением от 05.02.1998 N162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа3 главы30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.п. 1, 3, 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организациям – собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе совершать необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.
К названным действиям могут быть причислены, в том числе, навязывание потребителю газа условий договоров поставки газа, не относящихся к предмету договора, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием, а также отказ от заключения с потребителем договоров при наличии ресурсов газа и возможностей транспортировки.
Таким образом, ЗАО «Уралсевергаз», занимая доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке реализации природного газа в Свердловской области, что не оспаривается, злоупотребляло правом, уклоняясь от заключения договора поставки газа с МУП «Екатеринбургэнерго».
В связи с чем, доводы ЗАО «Уралсевергаз» об отсутствии между ним и МУП «Екатеринбургэнерго» заключенного договора, не могут быть приняты во внимание с учетом характера правоотношений, доминирующего положения ЗАО «Уралсевергаз» по поставке газа, а также толкования норм права, регулирующих спорные отношения.
ЗАО «Уралсевергаз», не лишенный возможности взыскания с организации-потребителя задолженности в установленном законом порядке, применило такой способ самозащиты своих прав как уклонение от заключения договора с организацией – потребителем и прекращение поставки газа, повлекший нарушение прав конечных потребителей (граждан), своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи.
При указанных обстоятельствах, действия ЗАО «Уралсевергаз» по прекращению поставки газа МУП «Екатеринбургэнерго», являются противоправными. Решение суда в части отказа в иске к ЗАО «Уралсевергаз» подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора в данной части.
Поскольку, как пояснили ответчики в суде апелляционной инстанции, поставка газа к котельным фактически возобновлена, в арбитражном суде разрешается пор о заключении договора между ЗАО «Уралсевергаз» и МУП «Екатеринбургэнерго» по иску последнего, оснований для возложения на ЗАО «Уралсевергаз» обязанности по восстановлению нарушенного права в виде возобновления поставки газа не имеется.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 16.01.2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» о признании действий незаконными отменить.
Исковые требования прокурора города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» о признании действий незаконными удовлетворить.
Признать незаконными действия закрытого акционерного общества «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» по прекращению газоснабжения котельных города Екатеринбурга, обслуживаемых МУП «Екатеринбургэнерго».
Взыскать с ЗАО «Независимая газовая компания «Уралсевергаз» госпошлину в доход муниципального образования г. Екатеринбург в размере 200 руб.
В остальной части решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 16.01.2013 оставить без изменения.
Председательствующий: Т. И. Ковалёва
Судьи: Е. Г. Седых
В. Н. Стрижова