Дело №12-203/2021
РЕШЕНИЕ
адрес дата
Судья Тверского районного суда адрес фио, с участием защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по по адрес от дата № 77102003520982400005 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении фио,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по по адрес от дата № 77102003520982400005 должностное лицо – генеральный директор наименование организации фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, представитель по доверенности фио- фио обратился в Тверской районный суд адрес с жалобой, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, а так же, что банковские документы, подтверждающие размер банковской операции, осуществленной Заявителем, административным органом у Заявителя не истребованы, а имеющимся в административном деле документам не дана квалифицированная оценка, что привело к необоснованному привлечению лица к административной ответственности на основании недостоверных доказательств.
В судебное заседание генеральный директор наименование организации фио не явился, о наличии уважительных причин неявки не сообщил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 24.4 КоАП РФ, не просил.
Защитник фио в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Принимая во внимание надлежащие меры, предпринятые для обеспечения права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и на личное участие при рассмотрении жалобы, с учетом положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие генерального директора наименование организации фио
Представитель ИФНС России № 10 по адрес фио возражал против удовлетворения жалобы заявителя, полагая, что обжалуемое постановление законно и обоснованно, субъект административного правонарушения должностным лицом установлен верно.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами Российской Федерации, а также валютными ценностями определены Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно п.п. 2, 4 и 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными ценностями являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; внешние ценные бумаги, то есть ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам;
Резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», а также находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения указанных юридических лиц (пп. «в» и «г» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Нерезидентами согласно пп. «б», «в», «е» и «е.1» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами Российской Федерации; находящиеся на адрес филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами; иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
В соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа признается валютной операцией.
Статьей 12 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами адрес, минуя счета в уполномоченных банках.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не предусмотрено Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом административного органа установлено, что фио, являясь генеральным директором наименование организации, допустил нарушение валютного законодательства, выразившееся в зачислении дата на счет Общества № 26117, открытый в банке за пределами адрес BANCO BMFBOVESPA DE ERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации(Бразилия), денежных средств в иностранной валюте (в сумме сумма) от брокера-нерезидента БиЭм энд Эф ТЕРРА Си Эм (Бразилия), минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, что не предусмотрено ст. 12 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и влечет наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
При рассмотрении дела заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по адрес пришел к выводу о том, что при осуществлении спорной валютной операции должностным лицом наименование организации, осуществляющим в указанной части организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, являлся генеральный директор Общества, которым на момент совершения административного правонарушения был фио.
Однако вывод должностного лица административного органа о виновности генерального директора наименование организации фио в совершении данного административного правонарушения является преждевременным и не подтверждается материалами дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.
Из материалов дела следует, что в рамках настоящего дела фио привлечен к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ как должностное лицо (генеральный директор наименование организации).
Заявитель ведет экономическую деятельность в Бразилии посредством совершения операций на Фондовой бирже Сан-Паулу. В силу ст.6 № 173-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, данная деятельность разрешена законодательством Российской Федерации.
Заявитель дата самостоятельно уведомил ИФНС № 10 по адрес об открытии счета, и далее, с установленной действующим законодательством регулярностью, представлял сведения об операциях по нему.
Согласно представленных в ИФНС № 10 по адрес сведений, денежные средства с обязательного перед перечислением в РФ счета в BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации переводились Заявителем непосредственно в уполномоченный банк Российской Федерации наименование организации. Каких-либо претензий или указаний на неправомерность или невозможность осуществления такой деятельности со стороны административных органов, органов валютного контроля и валютного регулирования Заявителю не направлялось.
Совершая операцию на Фондовой бирже в Бразилии, Заявитель действовал в юрисдикции иностранного государства Бразилии, национальное законодательство которого Заявитель также обязан соблюдать.
Действующее Бразильское законодательство запрещает компании-нерезиденту осуществлять инвестирование в Бразилии, а также осуществлять вывод денежных средств, используя счет компании-нерезидента, открытый в кредитной организации, зарегистрированной по закону иного государства, поскольку денежные средства компании-нерезидента должны быть проведены через счет, открытый у местного Депозитария, хранителя, которые уполномочены на это бразильскими властями.
Согласно положениям Инструкции 560 от Комиссии по ценным бумагам Бразилии от дата и Резолюции 4,373 Национального валютного совета от дата для инвестирования в местные финансовые рынки и рынки капитала инвесторы-нерезиденты должны иметь местный инвестиционный счет, именуемый «счетом 4373», с местным хранителем для хранения денежных средств и ценных бумаг.
В соответствии со ст.4 Резолюции Бразильского национального валютного совета № 4,373 от дата (Решение 4373) финансовые активы и ценные бумаги, с которыми обращается инвестор-нерезидент, должны быть зарегистрированы, оформлены и находиться на ответственном хранении у Депозитария или на депозитных счетах лиц, уполномоченных бразильскими властями. Статьей 8 Резолюции запрещены финансовые переводы, совершаемые нерезидентами с нарушением ее положений, а их проведение влечет применение санкций.
Резолюция Бразильского национального валютного совета № 4,373 от дата опубликована на официальном сайте Центрального банка Бразилии и открыта для общего доступа, в т.ч. для должностных лиц административных органов.
Таким образом, национальным законодательством Бразилии запрещено совершать операции, минуя организации, уполномоченные бразильскими властями.
Перечень финансовых организаций, уполномоченных бразильскими властями в соответствии с Резолюцией Бразильского национального валютного совета № 4,373 от дата осуществлять функции Депозитария или хранителя финансовых активов и ценных бумаг инвесторов-нерезидентов опубликован на официальном сайте Комиссии по ценным бумагам Бразилии и открыт для общего доступа, в т.ч. для должностных лиц административных органов.
Кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (Уполномоченные банки) и уполномоченные бразильскими властями в соответствии с Резолюцией Бразильского национального валютного совета № 4,373 от дата, в опубликованном перечне отсутствуют.
Договор о предоставлении услуг ответственного хранения и Договор о представительстве нерезидентов-инвесторов, заключенные дата между Заявителем и BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации, соответствуют Резолюции Бразильского национального валютного совета № 4,373 от дата (Решение 4373), который регулирует инвестиции инвесторовнерезидентов на бразильских финансовых рынках и рынках капитала, а данный банк уполномочен бразильскими властями на проведение соответствующих операций.
BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации (прежнее название: Banco B3 SA) находится в указанном выше опубликованном бразильскими властями списке (номер 10 по списку сверху, CNPJ 000997185000150).
Согласно публичной информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Бразилии, BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E CUSTODIA SA (прежнее название: Banco B3 SA) является коммерческим банком, должным образом уполномоченным на управление Центральным банком Бразилии.
BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации также должным образом уполномочен выступать в качестве законного представителя и хранителя для инвесторов-нерезидентов, как указано на официальном сайте Комиссии по ценным бумагам Бразилии.
Таким образом, Заявитель, совершая операцию, действовал в рамках императивных требований национального законодательства Бразилии, не позволяющих действовать иным образом. Заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм КоАП РФ.
Банковские документы, подтверждающие размеры банковских операций, осуществленных Заявителем, административным органом у Заявителя не истребованы, а имеющимся в административном деле документам не дана квалифицированная оценка, что привело к необоснованному привлечению лица к административной ответственности.
В обжалуемом Постановлении ИФНС № 10 по адрес было установлено, что на счет Заявителя № 26117, открытый в BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации (Бразилия), от компании нерезидента БиЭм энд Эф ТЕРРА Си Эм (Бразилия) поступили суммы бразильских реалов.
Согласно мотивировочной части Постановлений: «...Поступление денежных средств подтверждается Отчетом о движении средств в банке за пределами адрес за адрес дата от дата, подтверждающими банковскими документами.
При ознакомлении с материалами административного производства подтверждено, что в деле отсутствуют банковские документы, подтверждающие поступление в указанные даты на счет № 26117 в BANCO BMFBOVESPA DE SERVIQOS DE LIQUIDACAO E наименование организации бразильских реалов в размерах, указанных в Постановлении. Более того, в деле отсутствуют доказательства, идентифицирующие наименование платежа и его отправителя.
В административном деле отсутствует выписка о движении денежных средств по счету № 26117 в BANCO BMFBOVESPA DE SERVICOS DE LIQUIDACAO E наименование организации, отсутствует копия платежного документа, подтверждающая валютную операцию, которую административный орган признал незаконной.
При определении размера операции административный орган руководствовался кассовым отчетом, приложенным к Отчету о движении средств в банке за пределами адрес за адрес дата от дата. Однако указанный кассовый отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим совершение спорной операции, так как является лишь внутренним управленческим отчетом, содержит техническую ошибку, никем не заверен, поступил по электронной почте от технического работника банка, на нем отсутствуют доказательства, идентифицирующие наименование платежа и его отправителя.
Таким образом, административный орган, привлекая Заявителя к административной ответственности, руководствовался лишь ошибочными косвенными доказательствами, без проверки достоверности и объективности данных, без их документального подтверждения.
При отсутствии в деле первичных банковских документов, административный орган, в производстве которого находились дела об административных правонарушениях, не воспользовался правом, предоставленным ему ст.26.10 КоАП РФ об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, что привело к неправильному расчету штрафа и незаконному привлечению Заявителя к ответственности.
Таким образом, расчет административного наказания в виде административного штрафа в указанных размерах произведен административным органом неверно на основании недостаточных и ненадлежащих доказательств.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, а допущенное нарушение является существенным и не позволяет признать обжалуемый акт законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № Инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по по адрес от дата № 77102003520982400005 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении фио, подлежит отмене.
Административным органом не выяснены все обстоятельства полно и всесторонне.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ № 77102003520982400005 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 15.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.1 – 30.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░
1