дело №2-218/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2015 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,
при секретаре судебного заседания - Васильченко Т.В.,
с участием:
истца - Хатуаевой Х.М.,
представителя ответчика Государственного учреждения - ОПФР по Карачаево-Черкесской Республике - Байрамукова М.М., действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Хатуаевой Х.М. к Государственному учреждению - ОПФР по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хатуаева Х.М. обратилась в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Государственному учреждению - ОПФР по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего супруга ФИО1.
Истец Хатуаева Х.М., поддержав заявленное требование и доводы, приведенные в его обоснование, суду пояснила, с (дата обезличена) состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, от брака с которым имеет одного ребенка, сына ФИО2, (дата обезличена), который проживает совместно с ней. (дата обезличена) её супруг ФИО1 умер. В декабре (дата обезличена) года она обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за оформлением своей пенсии, где ей сообщили о том, что у её умершего супруга имеются пенсионные накопления, которые могут получить его наследники. Она обратилась в ГУ-ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе для получения средств пенсионных накоплений умершего супруга, где ей в устной форме было отказано в их выплате по причине пропуска установленного законом шестимесячного срока и указано на возможность восстановления этого срока в судебном порядке. Указанный срок ею пропущен по причине того, что ей не было известно о наличии у умершего супруга средств пенсионных накоплений, о своем праве на получение средств пенсионных накоплений, а также о существовании срока для получения средств пенсионных накоплений умершего. Просит удовлетворить её исковые требования, признав причины пропуска срока уважительными.
Представитель ответчика ГУ-ОПРФ по Карачаево-Черкесской Республике Байрамуков М.М., не признав исковые требования истца и пояснив суду, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, принципиальных возражений против удовлетворения требований истца Хатуаевой Х.М. не высказал, поскольку она является правопреемником своего умершего супруга, который действительно имеет пенсионные накопления. Представляемое им учреждение не уведомляло правопреемников умершего ФИО1 о наличии средств пенсионных накоплений, так как застрахованное лицо на момент смерти не было получателем пенсии и о наступлении его смерти органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, не было известно.
Выслушав истца Хатуаеву Х.М., представителя ответчика Байрамукова М.М., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из объяснений истца Хатуаевой Х.М. и представленного свидетельства о смерти I-ЯЗ (номер обезличен), выданного (дата обезличена) отделом ЗАГС государственной администрации Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики (л.д.7), судом установлено, что (дата обезличена) была составлена запись акта (номер обезличен) о смерти ФИО1, являвшегося супругом истца Хатуаевой Х.М., что подтверждается представленным свидетельством о заключении брака I-ЯЗ (номер обезличен), выданным (дата обезличена) Джегутинским сельским поселением Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (л.д.6).
Принимая во внимание страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (номер обезличен), оформленное на имя ФИО1 (л.д.8), суд признает установленным, что умерший (дата обезличена) ФИО1 являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», что подтверждено вышеуказанным страховым свидетельством.
Из письменного сообщения ГУ-ОПФР по Карачаево-Черкесской Республике за (номер обезличен) от (дата обезличена) судом установлено, что сумма средств пенсионных накоплений умершего ФИО1, родившегося (дата обезличена), номер СНИЛС (номер обезличен), составляет 5 378 рублей 13 копеек.
В соответствии с нормами пункта 12 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ от (дата обезличена) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона, к числу которых относится и супруг.
Таким образом, истец Хатуаева Х.М,, являющаяся супругой умершего застрахованного лица ФИО1, имеет право на получение средств пенсионных накопления умершего супруга.
В соответствии с нормами пункта 3 статьи 38 Федерального закона №111-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего вышеуказанный срок.
Судом установлено, что истец Хатуаева Х.М., будучи правопреемником умершего застрахованного лица ФИО1, своевременно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего супруга, не обратилась.
Обратившись в суд с иском о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, истец Хатуаева Х.М. в качестве причины пропуска указала, что ей не было известно о наличии у умершего супруга пенсионных накоплений, поскольку её об этом никто не уведомил, она не знала о своем праве на получение средств пенсионных накоплений и о существовании срока для обращения за выплатой ей средств пенсионных накоплений умершего супруга.
В силу положений абзаца 3 пункта 3 статьи 38 Федерального закона №111-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Порядок получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, прямо предусмотрен абзацем 2 пункта 7 статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, нормативно закреплен порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица, который, в свою очередь, должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Между тем, доказательств принятия таких мер относительно правопреемников умершего застрахованного лица ФИО1 ответчиком суду не представлено, более того, ответчиком суду не представлено доказательств тому, что сведения о смерти застрахованного лица ФИО1 органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены не были.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют об уважительности причин пропуска истцом Хатуаевой Х.М. установленного срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, поскольку судом установлено, что Хатуаева Х.М. не была надлежащим образом уведомлена о наличии средств пенсионных накоплений, о праве на их получение, а следовательно, не могла знать и не знала о наличии у умершего супруга средств пенсионных накопления, а также о своем праве на их получение.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Хатуаевой Х.М. обосновано и подлежит удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Хатуаевой Х.М. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений ФИО1 - удовлетворить.
Восстановить Хатуаевой Х.М. срок обращения в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике за выплатой средств пенсионных накоплений после смерти ФИО1, 23 (данные изъяты).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Решение составлено на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.
Председательствующий - подпись