Дело № 2-237/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Старица 23 апреля 2015 года
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при секретаре Егоркиной А.А.,
с участием: представителя прокурора Старицкого района Козловой О.О.,
представителя ответчика, администрации Старицкого района Тверской области по доверенности Панихиной Т.С.,
представителя третьего лица, отдела образования администрации Старицкого района по доверенности К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица», администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанности по оборудованию зданий школы системой видеонаблюдения,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» (далее по тексту – МБОУ «СОШ ст. Старица») о возложении обязанности по оборудованию в зданиях школы и дошкольной группы образовательного учреждения системы видеонаблюдения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Старицкого района осуществлена проверка деятельности МБОУ «СОШ ст. Старица», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в зданиях начальной и основной школы данного муниципального общеобразовательного учреждения отсутствует система технического контроля за окружающей обстановкой - видеонаблюдение. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Результатом реализации указанных полномочий органов местного самоуправления должно являться обеспечение безопасности объектов с пребыванием людей, в том числе и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Положения СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» требуют для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Полагает, что отсутствие в зданиях школы и дошкольной группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ ст. Старица» системы технического контроля за окружающей обстановкой (видеонаблюдение) нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, не позволяют обеспечить постоянный контроль за условиями пребывания, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории.
Указывает, что согласно Уставу, МБОУ «СОШ ст. Старица» является муниципальным учреждением, учредителем выступает Отдел образования администрации Старицкого района. В силу статей 28, 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 6.1 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», муниципальное образование «Старицкий район» в лице администрации Старицкого района и образовательная организация являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности здания школы.
Указывает, что согласно приказу Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе, систем видеонаблюдения.
Письмом Рособразования от 16.01.2009 года № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.
Считает, что действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В письменных возражениях на исковое заявление глава администрации Старицкого района Тверской области Ж.С. с исковыми требованиями не согласился, указывая на отсутствие нормативно-правовых актов, предусматривающих обязанность образовательного учреждения и органов местного самоуправления по установке системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, и принятые ответчиками меры по оснащению школы системой видеонаблюдения, полагал требования прокурора необоснованными.
Считает, что в силу статьи 42 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» установленные в нем требования не применяются к зданиям или сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Указывает, что ответчиками принимаются конкретные действия, направленные на установку в школе системы видеонаблюдения, поскольку утвержденной отраслевой целевой программой муниципального образования «Старицкий район» Тверской области «Обеспечение правопорядка и безопасности населения Старицкого района на 2014-2016 годы» предусмотрена подпрограмма 5 «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Старицкий район» Тверской области», предусматривающая установку и монтаж систем видеонаблюдения за помещениями и территориями образовательных учреждений района. Срок проведения данных мероприятий установлен 2014-2016 год, то есть, не наступил. Бюджетом муниципального образования «Старицкий район» Тверской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, по данной подпрограмме выделены бюджетные средства, в том числе, на выполнение мероприятий по обслуживанию и модернизации систем видеонаблюдения и тревожных кнопок в муниципальных образовательных учреждениях. По состоянию на 23 апреля 2015 года МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Старица» составлена смета, которая прошла согласование в Тверском региональном центре по ценообразованию в строительстве.
Указывает, что в соответствии со ст. 52, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование и утверждение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований закона. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Кроме того, полагает, что эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.
В судебном заседании представитель прокурора Старицкого района Козлова О.О. поддержала исковые требования в полном объеме по указанным выше основаниям, просила установить срок для исполнения обязанности до 01 сентября 2016 года.
Представитель ответчика Администрации Старицкого района Тверской области Панихина Т.С. против удовлетворения иска возражала, поддержав доводы письменных возражений главы администрации Старицкого района, дала пояснения, аналогичные доводам возражений.
Представитель третьего лица Отдела образования администрации Старицкого района К.И. против удовлетворения иска не возражала, полагала, что при наличии необходимых бюджетных средств, предложенный прокурором срок для исполнения обязанности является достаточным.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ ст. Старица» в судебное заседание не явился, в адресованном суду письменном заявлении, директор школы К.Т. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что имеется разработанная смета по монтажу системы видеонаблюдения в МБОУ «СОШ ст. Старица», но установить видеонаблюдение невозможно ввиду отсутствия денежных средств.
При таких обстоятельствах, на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МБОУ «СОШ ст. Старица».
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Уставу, МБОУ «СОШ ст. Старица» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Почтовый и юридический адрес школы: <адрес>.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Старицкого района Тверской области 30 марта 2015 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что здания, занимаемые МБОУ «СОШ ст. Старица» не оборудованы системой видеонаблюдения.
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось и подтверждается справкой о проверке от 30 марта 2015 года составленным помощником прокурора Старицкого района Козловой О.О. (л.д.9).
Оценивая доводы иска и возражений ответчика, суд учитывает следующее.
Согласно Конвенции ООН, о правах ребёнка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст. 28 Закона).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Утвержденной Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Федеральным агентством по образованию (Рособразование) издан приказ № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», которым в качестве одной из мер антитеррористической защиты предусмотрено оснащение образовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Письмом Рособразования от 16.01.2009 № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» установлена отчетность образовательных учреждений по выполнении антитеррористических мероприятий, в том числе, по установке систем видеонаблюдения.
Поскольку на день рассмотрения дела судом система видеонаблюдения в зданиях МБОУ «СОШ ст. Старица» отсутствует, в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов и распорядительных документов, у суда имеются основания для возложения на данное образовательное учреждение указанной в иске прокурора обязанности.
При проектировании системы видеонаблюдения в образовательном учреждении подлежит применению «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года №635/10 (в ред. от 07.08.2014), поскольку он направлен на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению и конкретизирует способ исполнения данной обязанности.
Согласно пункту 6.2 Устава МБОУ «СОШ ст. Старица» имущество Учреждения является собственностью МО «Старицкий район» и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Статьей 41 Устава МО «Старицкий район» Тверской области закреплено, что администрация Старицкого района является исполнительно-распорядительным органом Старицкого района.
Согласно подпунктам 3, 15 пункта 2 статьи 42 Устава администрация Старицкого района обеспечивает исполнение бюджета Старицкого района, финансирует муниципальные учреждения и размещает муниципальный заказ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Пунктом 42 Концепции установлено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Кроме того, приказом Рособразования № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе, системами видеонаблюдения.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – администрации Старицкого района Тверской области, как исполнительного органа Старицкого района, обладающего полномочиями по распоряжению средствами районного бюджета.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль за условиями пребывания в нем, предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории.
Названное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, а избранный прокурором способ защиты нарушенного права – присуждение к исполнению обязанности в натуре, позволит достигнуть цели восстановления нарушенных прав данной категории лиц.
Доводы письменных возражений администрации Старицкого района об отсутствии нормативно-правовых актов, предусматривающих обязанность образовательного учреждения и органов местного самоуправления по установке системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях суд не находит состоятельными, поскольку такая обязанность вытекает из совокупности приведенных выше положений нормативно-правовых актов и распорядительных документов, предусматривающих в качестве одного из условий безопасности образовательных организаций установку систем видеонаблюдения.
При наличии нормативных требований, обязывающих выполнить установку систем видеонаблюдения в зданиях школы, суд не может согласиться с доводами ответчика, что эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.
Ссылка ответчика на то, что требования Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не применяются к зданиям или сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований не могут быть приняты судом во внимание, поскольку выполнение мероприятий по установке системы видеонаблюдения необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, в силу требований закона заинтересованные лица должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязанности с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Указание администрации Старицкого района на принятые ответчиками самостоятельные меры по вопросу установки системы видеонаблюдения, на то, что определенный специальной бюджетной подпрограммой муниципального образования, рассчитанной до 2016 года, срок исполнения обязанности по установке видеонаблюдения в зданиях муниципальных образовательных учреждениях не наступил, не могут являться основанием для отказа в иске прокурора, поскольку на день рассмотрения дела судом обязанность по установке отсутствующей в здании школы системы видеонаблюдения ответчиками не исполнена.
При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, предложенный прокурором срок для исполнения указанной в иске обязанности – до 01 сентября 2016 года, согласуется с установленным в подпрограмме муниципального образования сроком выполнения указанных мероприятий и возможностью планирования к этому сроку необходимых средств в муниципальном бюджете.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая имеющиеся в деле сведения о принятии ответчиками самостоятельных мер, направленных на исполнение указанной в иске обязанности, наличие утвержденной сметной документации на установку системы видеонаблюдения в зданиях МБОУ «СОШ ст. Старица» и принятой МО «Старицкий район» специальной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, предусматривающей в 2016 году бюджетные расходы на выполнение мероприятий по обслуживанию и модернизации систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях, суд считает, что предложенный прокурором срок для исполнения обязанности – до 01 сентября 2016 года, является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░