Решение по делу № 2-2299/2018 ~ М-1324/2018 от 05.04.2018

дело № 2-2299/2018

изготовлено 17.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль

20 июня 2018 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Козлова А.Ю.,

при секретаре Шамариной А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Могильника Сергея Афанасьевича к военному комиссариату Ярославской области о возобновлении выплаты пенсии,

установил:

Приказом начальника ГРАУ Министерства обороны РФ от 19.05.1995 г № 051 Могильник С.А. уволен с военной службы в ДОЛЖНОСТЬ в связи с организационно-штатными мероприятиями. На день увольнения Могильник С.А. имел выслугу в календарном исчислении 19 лет 6 месяцев, в льготном - 22 года.

С 02.06.1995 г. Могильнику С.А. назначена пенсия по выслуге лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Могильник С.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ярославской области, просил обязать ответчика возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 01.06.2012 г.

В исковом заявлении указано, что с июня 2012 г. выплата пенсии приостановлена. Затем выплата пенсии была возобновлена и продолжалась до апреля 2016 г. Основанием для прекращения выплаты пенсии послужил факт длительного отсутствия истца по месту жительства в Российской Федерации, а также наличие у истца вида на жительства в <адрес>, приобретение права на получение пенсии на территории <адрес> на основании имеющихся международных соглашений. Решение пенсионного органа о прекращении выплаты пенсии является незаконным, поскольку выплата пенсии за выслугу лет может быть прекращена только в случае переселения пенсионера на постоянное место жительства в другое государство СНГ. Истец регулярно ездит навещать свою мать М.Н.А. г. рождения в <адрес>, которая имеет обширный перечень заболеваний, нуждается в постоянном уходе. В период нахождения по месту жительства матери в 2016 г. у истца стало развиваться хроническое заболевание – ДИАГНОЗ в связи с чем, он сам стал нуждаться в постороннем уходе. Длительное отсутствие истца по места жительства (регистрации) в г. Ярославле носит вынужденный характер, вызвано состоянием здоровья. При этом он не намерен отказываться от гражданства РФ и получать гражданство другого государства, не намерен выезжать с постоянного места жительства в г. Ярославле, поддерживает связь с бывшей женой и сыновьями, друзьями и знакомыми, которые постоянно проживают в г. Ярославле. Оформление вида на жительство в <адрес> обусловлено необходимостью получения медицинской помощи в связи с длительным вынужденным пребыванием по месту жительства матери. Наличие вида на жительства не свидетельствует о переезде на постоянное место жительства в другое государство.

В судебном заседании истец Могильник С.А. и его представитель по доверенности Кремнев А.Н. исковые требования уточнили, просили возобновить выплату пенсии с даты приостановления ее выплаты, то есть с 01 мая 2016 г. Доводы изложенные в исковом заявлении поддержали.

Истец дополнительно пояснил, что последний раз в России был в 2013 году, повторно в брак не вступал, имеет в собственности жилое помещение в г. Ярославле, где зарегистрирован вместе с бывшими членами семьи. Уехал в <адрес> для ухода за престарелой матерью, проживающей по <адрес> Вид на жительство оформил в 2011 году по праву рождения. Обращался неоднократно в областной военкомат с требованиями о возобновлении выплаты пенсии в 2013 году, в 2016 году. В настоящее время приехал, так как появилась возможность нанять сиделку для матери. В Ярославле намерен пройти медицинское обследование и лечение. Пенсию в соответствии с законодательством <адрес> истец не оформлял, так как не имеет намерения постоянно проживать в <адрес>, кроме того, полагает, что международное соглашение о пенсионном обеспечении является недействительным. Решение военного комиссариата нарушает его право на свободу передвижения и выбор места пребывания.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» по доверенности Панкратов Е.А. исковые требования не признал, указал, что с истцом ведется постоянная переписка, все положения пенсионного законодательства ему были неоднократно разъяснены, о причинах приостановления и прекращения выплаты пенсии ему было известно. Истец проживает по двум адресам, уехал в <адрес> в 2009 году, в Ярославле формально зарегистрирован, проводили проверки, в 2012 году выплату пенсии прекратили, поэтому в 2013 году он приезжал, чтобы возобновить выплату пенсии, с 2013 года опять постоянно проживает на территории <адрес>. Семейные и личные обстоятельства не имеет значения для дела, выбор места жительства и пребывания остается за истцом. Справку о том, что пенсия за выслугу лет по закону <адрес> ему не положена, не представил. Истец не лишен возможности получения пенсии по месту постоянного жительства в <адрес>, пенсионное дело может быть выслано в адрес истца. Разница в размере пенсии существенная, поэтому истцу выгодно жить в <адрес>, а пенсию получать в России.

Выслушав объяснения явившихся лиц, пояснения свидетеля Могильник Д.С. изучив материалы гражданского дела, личного дела , суд считает, что исковые требования Могильник С.А. удовлетворению не подлежат.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В статье 1 Закона РФ от 12.12.1993 г. № 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-I).

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.). Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 15 января 1998 г. № 2-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П и от 2 июня 2011 г. № 11-П; определения от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 4 марта 2004 г. № 146-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. № 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. № 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. № 1059-О, от 17 июня 2013 г. № 996-О).

Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, Могильник С.А. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства по <адрес>; имеет вид на жительство в <адрес> от 12.12.2011 г. по <адрес>

Жилое помещение (четырехкомнатная квартира) по <адрес> принадлежит Могильник С.А. на праве общей долевой собственности, ? доля в праве.

Из материалов личного дела пенсионера видно, что пенсия за выслугу лет назначена Могильник С.А. с 02.06.1995 г., в марте 2013 года выплата пенсии Могильник С.А. возобновлена. С 01.05.2016 г. выплата пенсии истцу приостановлена; выплата пенсии Могильник С.А. прекращена с 01.11.2016 г.

Письмом военного комиссара Ярославской области от 11.07.2016 г. истцу предложено представить документы о причинах и сроках выезда в <адрес>, а также справку об отсутствии права на получение пенсии в <адрес>; разъяснено, что в случае непредставления таких документов выплата пенсии будет приостановлена.

Согласно акту проверки фактического проживания пенсионера от 14.09.2016 г., составленного начальником отделения социального и пенсионного обеспечения отдела ВК Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля с участием участкового полиции, по <адрес> проживает бывшая жена Могильник С.А. – М.Е.Ю. ее сыновья Д. г.р., И. г.р. Со слов М.Е.Ю. бывший муж уехал в 2009 году на <адрес> и по настоящее время фактически там проживает у родителей, в Ярославле с 2009 г. не появлялся.

Актом комиссионного обследования отдела ВК Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля от 10.08.2017 г. установлено, что при посещении квартиры по <адрес> дома никого не оказалось, со слов соседки из кв. М.Е.Ю. с сыном М.И.С. в январе 2017 г. уехали в другой город ухаживать за больной родственницей, в квартире проживает старший сын М.Д.С., истца Могильник С.А. соседка не видела в Ярославле около 6 лет.

Могильник Д.С., допрошенный по делу в качестве свидетеля пояснил, что его отец Могильник С.А. проживает на территории <адрес>, ухаживает за престарелой бабушкой, выехать в Россию не может по состоянию здоровья, приезжал в Россию в последний раз в 2013 году.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически Могильник С.А. с 2013 г. по июнь 2018 г., на территории Российской Федерации не проживал, постоянно проживал в <адрес>, несмотря на наличие у истца формальной регистрации по месту постоянного жительства в г. Ярославле.

Справка ОРГАНИЗАЦИЯ от 10.04.2018 г. о том, что Могильник С.А. на учете в пенсионном органе не состоит и пенсию не получает, не является основанием для выплаты истцу пенсии в Российской Федерации, так как она не подтверждает отсутствие у него права на получение пенсии по выслуге лет военной службы по законодательству <адрес>.

Представленные доказательства не свидетельствуют о том, что Могильник С.А. по состоянию своего здоровья с 2013 г. до настоящего времени не мог приехать в Россию.

Доводы истца о том, что он вынуждено проживает (пребывает) в <адрес>, так как необходимо ухаживать за престарелой матерью, не могут быть приняты судом во внимание. Причины выезда на постоянное место жительства в другое государство СНГ, не предусмотрены нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, в качестве обстоятельств, имеющих значение для сохранения выплаты пенсии по законодательству Российской Федерации. В данном случае Могильник С.А. в период постоянного пребывания в <адрес> был вправе оформить и получать пенсию за выслугу лет на основании законодательства <адрес> – участника СНГ, доказательств обратного суду не представлено.

Доводы о нарушении прав истца основаны на ошибочном толковании приведенных выше положений международных правовых актов, а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

Приостановление и последующее прекращение выплаты пенсии на территории Российской Федерации в связи с постоянным пребыванием Могильник С.А. на территории <адрес> не означает нарушение (лишение) конституционных прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.

Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

С учетом того, что военным комиссариатом Ярославской области установлены обстоятельства, свидетельствующие о непроживании Могильник С.А. в Российской Федерации, суд приходит к выводу, что решения военного комиссариата Ярославской области о приостановлении выплаты пенсии с 01.05.2016 г. и прекращении выплаты пенсии с 01.11.2016 г. являются правомерными, оснований для возобновления выплаты Могильник С.А. пенсии с 01.05.2016 г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Могильника Сергея Афанасьевича отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                        А.Ю. Козлов

2-2299/2018 ~ М-1324/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Могильник С.А.
Ответчики
ВК ЯО
Другие
Военная прокуратура Ярославского гарнизона
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Козлов Александр Юрьевич
05.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2018[И] Передача материалов судье
05.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2018[И] Судебное заседание
04.05.2018[И] Судебное заседание
20.06.2018[И] Судебное заседание
17.07.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2018[И] Дело оформлено
14.11.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее