Решение по делу № 2-2596/2015 от 09.02.2015

Дело № 2-2596/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кызыл 13 апреля 2015 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

председательствующего Шиирипей А.В., при секретаре Монгуш М.М.,

с участием представителя заявителя Ооржака Т.А., представителя Мэрии г.Кызыла Ондара Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным решения о проведении торгов в форме открытого аукциона,

УСТАНОВИЛ:

С. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Минземимущество РТ, министерство), указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о том, что министерством принято решение о проведении торгов в форме открытого аукциона. Приняв решение о проведении аукциона Министерство нарушило нормы п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ и фактически до настоящего времени инее опубликовал сообщение о проведении аукциона, то есть фактически не приняло решения по существу ее заявления о способе предоставления ей земельного участка путем проведения аукциона или публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка в аренду, что влечет невозможность реализации ее права на получение земельного участка. Поэтому просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении торгов в форме открытого аукциона и обязать Министерство в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление С. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.

С., представитель Минземимущества РТ (заинтересованного лица) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель заявителя Ооржак Т.А., действующий по доверенности, в заседании требования поддержал, пояснив, что после получения ответа Минземимущества Республики Тыва они просили предоставить копию решения о проведении аукциона, однако оно представлено не было, также аукцион фактически не объявлялся после получения обжалуемого ответа, так как извещений о его проведении опубликовано не было. Полагают, что Министерство отказывает в реализации права заявителя на получение земельного участка со ссылкой на проведение аукциона, который фактически не объявлен, нарушения прав С. имело место до внесения изменений в ЗК РФ, поскольку заявление ей подавалось в декабре 2014 года.

Представитель Мэрии г. Кызыла (заинтересованного лица) Ондар Д.С., действующий по доверенности, в судебном заседании оставил вопрос о наличии оснований для удовлетворения заявления на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254, статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Поскольку из заявления С. следует, что фактически ею обжалуются действия должностных лиц органа государственной власти по не рассмотрению по существу ее заявления о предоставлении земельного участка в аренду, при этом требований о признании права не заявлено, суд полагает, что данное дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ С. обратилась с заявлением на имя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, для *.

ДД.ММ.ГГГГ министром дан ответ С. за исх., из которого следует, что по ее заявлению о предоставлении земельного участка принято решение о проведении торгов в форме открытого аукциона.Сообщение о проведении аукциона будет размещено в газете «Тувинская правда» и сети «Интернет» на сайте www.torgi.gov.ru.

Заявитель обжалует указанный ответ Минземимущества РТ в части касающейся нарушения ее права на предоставление земельного участка в аренду, полагая, что органом государственной власти нарушены требования пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

При проверке судом соблюдения срока обращения заявителя в суд установлено следующее.

Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из заявления следует, что о нарушении заинтересованным лицом прав С. стало известно ДД.ММ.ГГГГ после получения вышеуказанного ответа Минземимущества РТ, в суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, трехмесячный срок обращения в суд с оспариванием решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Минземимущества РТ, заявителем не пропущен.

При проверке законности и обоснованности действий (бездействия) заинтересованного лица при рассмотрении заявления С. о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

Как установлено судом, государственная собственность на земельный участок, расположенный по адресу: г<адрес>, не разграничена, в связи с чем уполномоченным исполнительным органом государственной власти по распоряжению этим участком является Минземимущество РТ.

Согласно статье 30.1 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В соответствии с разделом III Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" – столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 8 февраля 2013 г. N 81 (далее – Порядок распоряжения), предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В рамках предоставленных полномочий Министерство: 1) подготавливает (принимает) предложения о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) проводит работу по формированию земельного участка: а) выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; б) направляет в мэрию города Кызыла обращение о предоставлении информации о разрешенном использовании земельного участка и технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 3) принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 4) обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости земельного участка (рыночной годовой арендной платы); 5) обеспечивает публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в газете "Тувинская правда". Сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) размещается Министерством также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Осуществляет передачу земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

При получении министерством заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в целях индивидуального жилищного строительства Министерство в двухнедельный срок принимает одно из следующих решений: о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка; о публикации в газете "Тувинская правда" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, а также размещении указанного сообщения на официальном сайте Республики Тыва.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства заявления не поступили, Министерство в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему единственное заявление. Министерство заключает договор аренды земельного участка с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае, если в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства поступили заявления от других лиц, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Таким образом, из указанных положений Земельного кодекса и Порядка распоряжения следует, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства по договору аренды производится на основании заявлений, по результатам рассмотрения которых в двухнедельный срок после их поступления принимается одно из решений – о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо о публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка в средствах массовой информации и на официальном сайте Республики Тыва. При этом предварительного согласования места размещения объекта в данном случае не требуется.

Информирование населения производится уполномоченным органом именно с целью выявления лиц, чьи права могут быть затронуты или нарушены предоставлением испрашиваемых земельных участков.

Вместе с тем в своем ответе от 26 декабря 2014 года (в адрес заявителя) министерство указывает, что им принято «решение о проведении торгов в форме открытого аукциона», при этом в нарушении ст. 30.1 ЗК РФ в ответе не указывается решение о проведении какого из аукционов принято – по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды такого земельного участка.

Таким образом, принятие министерством решения о проведении аукциона в отношении указанного земельного участка без указания вида аукциона и конкретных сроков его проведения является необоснованным и приводит к неопределенности правоотношений между уполномоченным органом и заинтересованным лицом.

При этом, заявлений от иных лиц о предоставлении им испрашиваемого земельного участка не поступало, сведений о том, что Министерством принималось письменное решение, как распорядительный акт, о проведении торгов с указанием их формы, начальной цены и суммы задатка заявителю и суду не представлено.

Из пояснений представителя заявителя следует, что публикация сообщения о приеме заявления С. о предоставлении ей в аренду земельного участка с указанием его местоположения, площади и вида разрешенного использования министерством обеспечена не была, что свидетельствует о несоблюдении вышеприведенных правовых норм и нарушении тем самым прав заявителя.

Направленный заявителю ответ не может быть квалифицирован в качестве решения о проведении торгов, поскольку по смыслу абзаца 5 подпункта 1 пункта 4 статьи 30, пункта 3 статьи 38 Земельного кодекса при принятии решения о проведении торгов собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка, с учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявления С. о признания его незаконным в качестве правового акта. Кроме того, ни заявителем, ни заинтересованным лицом не предоставлено суду оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ . Обжалуемый заявителем ответ Министерства имеет другой исходящий .

Вместе с тем, суд полагает, что направление указанного ответа С. фактически свидетельствует о бездействии органа государственной власти по рассмотрения ее заявления о предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Тем самым, министерством нарушены требования статьи 30.1 Земельного кодекса и раздела III Порядка распоряжения, а именно – не принято в двухнедельный срок со дня поступления для рассмотрения по существу заявления С. от ДД.ММ.ГГГГ в министерство – ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, решения о способе реализации ее права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства: о проведении аукциона либо об опубликовании сообщения о поступлении ее заявления для заключения с ней договора аренды при условии не поступления заявлений других граждан о предоставлении испрашиваемого земельного участка в течение месяца после такой публикации.

Таким образом, при рассмотрении заявления С. о предоставлении земельного участка в аренду заявителю Минземимуществом РТ по существу не принято решение о способе предоставления земельного участка: путем проведения аукциона или публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка в аренду. Такое бездействие министерства по неисполнению требований пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса при рассмотрении заявления С. является незаконным, в связи с чем нарушенные права заявителя в данной части подлежат восстановлению.

Суд полагает, что в целяхвосстановления нарушенных прав заявителя надлежитобязать Минземимущество РТ принять меры к рассмотрению в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса заявления С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений между сторонами.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что хотя ст. 30.1 Земельного кодекса РФ утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, этим законом установлены переходные положения о действии на утративших силу норм ЗК РФ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 4 ст. 34 указанного Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку бездействие органа государственной власти по не принятию решения по существу заявления С. имело место до внесения Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ изменений в ЗК РФ, суд полагает, что с целью восстановления нарушенных прав заявителя на заинтересованное лицо следует возложить обязанности по устранению этих нарушений с учетом положений ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в соответствии с законом, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, а не на день рассмотрения дела судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление С. удовлетворить в части.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кызылский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2015 года (с учетом выходных дней – 18 и 19 апреля 2015 года).

Судья А.В.Шиирипей

2-2596/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Салчак А.В.
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва
Другие
Мэрия города Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на сайте суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
09.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2015Передача материалов судье
13.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2015Судебное заседание
13.04.2015Судебное заседание
20.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее