Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2-2211/2015
г.Тюмень 02 апреля 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе: председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием представителя истца Прохоровой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2211/2015 по исковому заявлению Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю МОИП УФССП по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Истец Правительство Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю МОИП УФССП России по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №2-505/2014 на Правительство Тюменской области возложена обязанность обеспечить предоставление ГерасимовуАлександру Павловичу жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, площадью не менее 18 кв. м., в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №№, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области с Правительства Тюменской области взыскивается исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей. Однако Правительство Тюменской области не имело возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам, а именно в виду отсутствия на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области готовых для заселения жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным судебным решением. Осуществление мониторинга рынка жилья (в случае необходимости организация строительства жилого помещения), проведение торгов на приобретение жилого помещения с целью заключения государственного контракта купли-продажи жилого помещения требует временных затрат.
Пунктом 3 постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений» установлено, что в целях реализации статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», областных целевых программ Главное управление строительства Тюменской области осуществляет приобретение квартир в собственность Тюменской области самостоятельно либо через уполномоченное в установленном законом порядке лицо путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору.
При размещении государственного заказа по заключению договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов Главному управлению строительства Тюменской области необходимо было соблюсти требования Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб».
По информации Главного управления строительства Тюменской области в ДД.ММ.ГГГГ году на территории Заводоуковского городского округа приобретено 30 жилых помещений. В настоящее время государственные контракты на приобретение жилых помещений заключены. Срок ввода в эксплуатацию жилых помещений – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
После приобретения жилых помещений, отвечающих установленным требованиям, и их передачи в государственный специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в первоочередном порядке будет рассмотрен вопрос о распределении данных жилых помещений во исполнение решений судов о предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, Правительством Тюменской области приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Представитель истца Правительства Тюменской области Прохорова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбунова Е.В.., третье лицо Герасимов А.П., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя истца Правительства Тюменской области Прохоровой И.В., исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Правительства Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области возбуждено исполнительное производство №№ (л.д. 13) на основании решения Заводоуковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-12) по предоставлению жилого помещения на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, должнику - Правительству Тюменской области установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней в отношении взыскателя Герасимова А.П.
Согласно ст. 428 ГПК РФ, исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.Статья 64 указанного Федерального закона предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ст. 105 данного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статья 112 Федерального закона устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательств (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей в отношении должника Правительства Тюменской области (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ года Определением Заводоуковского районного суда Тюменской области Правительству Тюменской области предоставлена отсрочка исполнения решения Заводоуковского районного суда Тюменской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №2-505/2014 на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-33).
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности Правительства Тюменской области за нарушение обязательств, поскольку Правительству Тюменской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ г., суд считает исковое заявление Правительства Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 11, 12, 56, 67, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю МОИП УФССП по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Правительство Тюменской области от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья подпись Е.А. Гарипова