Решение по делу № 2а-4214/2016 от 03.10.2016

Дело № 2А-4214/16         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2016 года г.Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Силиной С.Г.,

с участием представителя административного истца Болдыревой Ирины Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Ивановской области к Капраловой Евдокии Григорьевне о взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Капраловой Евдокии Григорьевне о взыскании налога и пени.

Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик Капралова Е.Г. является плательщиком земельного налога поскольку ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - земельные участки, указанные в налоговом уведомлении . В связи с неуплатой начисленного налоговым органом налогоплательщику земельного налога в сумме 72409 рублей 74 копейки в установленный законом срок – до 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, Капраловой Е.Г. начислены пени в сумме 8654 рубля 99 копеек согласно прилагаемому расчету. Налоговым органом административному ответчику были направлены требования об уплате земельного налога, однако недоимка по налогам и пени не погашена, денежные средства в бюджет не поступили.

На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате земельного налога в сумме 72409 рублей 74 копейки, пени по земельному налогу в сумме 8654 рубля 99 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ивановской области Болдырева И.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Капралова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения административного дела извещена в установленном законом порядке.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО2 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый ; <адрес>, кадастровый , <адрес>, кадастровый ; <адрес>, кадастровые №

Согласно ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений данной настоящей статьи.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 399-401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой либо инвентаризационной стоимости в соответствии со ст.402 НК РФ.

На основании ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из анализа указанных правовых актов и представленных суду документов следует, что ответчик является налогоплательщиком земельного налога.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.п. 2, 4 ст.52 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ч. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В силу п.п. 3-4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административным ответчиком обязанность по уплате, земельного налога в заявленных административным истцом периодах не исполнена, за налогоплательщиком образовалась задолженность по земельному налогу: административным ответчиком не уплачен земельный налог за 2012, 2013 годы в общей сумме 72409 рублей 74 копейки, за просрочку его уплаты начислены пени в сумме 8654 рубля 67 копеек.

Из представленных требований об уплате налога и налоговых уведомлений усматривается, что процедура принудительного взыскания налога на имущество и земельного налога налоговым органом была соблюдена.

Поскольку требования налогового органа об уплате налога, направленные административному ответчику согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ, копии которых представлены в материалы дела, им не исполнены, налоговым органом было принято решение о взыскании недоимки по налогам и пени в судебном порядке.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

По общему правилу, установленному в п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.

    При этом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Рассматривая ходатайство налогового органа о восстановлении срока для взыскания налога и пени, суд исходит из следующего.

Так, налоговый орган в качестве уважительных причин пропуска срока указывает на сбой программного обеспечения и выявление ошибок в работе функционала в период с 25.11.2015 года по 01.03.2016 года, что явилось препятствием для подготовки данных для взыскания задолженности с физических лиц по ст. 48 НК РФ, и работы в этом направлении была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения ФНС России была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали не стабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Для обработки списков налогоплательщиков запускались бизнес процессы, которые значительное время не завершались, т.е. не отбирались конкретные налогоплательщики-должники для взыскания налогов в судебном порядке. В результате указанных обстоятельств определить таких лиц удалось только после истечения отведенного срока для подачи заявления в суд. Данная ситуация носит массовый характер и привела к нарушению сроков взыскания задолженности в судебном порядке в рамках ст. 48 НК РФ.

Указанные обстоятельства в совокупности с иными существенными факторами позволяют суду признать уважительным срок пропуска обращения в суд. При этом, к иным существенным обстоятельствам суд относит незначительность пропуска административным истцом срока на обращение в суд, а также сумму неоплаченных административным ответчиком пеней. Внимание заслуживает и то обстоятельство, что с сентября 2015 года введена новая процедура взыскания налоговых платежей в порядке административного судопроизводства в соответствии с гл. 32 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для подачи настоящего административного иска в суд пропущен налоговым органом по уважительным причинам, указанный срок подлежит восстановлению в порядке ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

Таким образом, требование административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество и земельному налогу, подлежит удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что административный ответчик, получивший административное исковое заявление, не представил суду возражений относительно расчета взыскиваемых сумм налогов либо доказательств их уплаты, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по уплате земельного налога за 2012, 2013 годы в размере 72409 рублей 74 копейки, пени за просрочку уплаты земельного налога в размере 8654 рубля 67 копеек.

Согласно ст.ст.111, 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2631 рубль 93 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Ивановской области к Капраловой Евдокии Григорьевне о взыскании налогов и пени удовлетворить.

Взыскать с Капраловой Евдокии Григорьевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Ивановской области задолженность по уплате земельного налога за 2012, 2013 годы в размере 72409 рублей 74 копейки, пени за просрочку уплаты земельного налога в размере 8654 рубля 67 копеек, всего взыскать 81064 (восемьдесят одну тысячу шестьдесят четыре) рубля 41 копейку.

Взыскать с Капраловой Евдокии Григорьевне в доход бюджета г.Иваново государственную пошлину в размере 2631 (две тысячи шестьсот тридцать один) рубль 93 копейки.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2016

2а-4214/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №6 по Ивановской области
Ответчики
Капралова Евдокия Григорьевна
Капралова Е.Г.
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Дело на странице суда
leninsky.iwn.sudrf.ru
03.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
06.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2016[Адм.] Судебное заседание
28.11.2016[Адм.] Судебное заседание
11.07.2020Регистрация административного искового заявления
11.07.2020Передача материалов судье
11.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2020Судебное заседание
11.07.2020Судебное заседание
11.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2020Дело оформлено
11.07.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее