Арбитражный суд Пермского края
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
10 мая 2011г. № дела А50-6375/2011
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 10 мая 2011 г.
Арбитражный суд Пермского края в составе: Судьи Мухитовой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бажиной О.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению УВД по г. Перми
к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – ИП Новикову Р.В. (ИНН 590771940046, ОГРН 310590711200012)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
УВД по г. Перми обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Новикова Р.В. к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ). Требования заявителя мотивированы тем, что общество осуществляет лицензируемую деятельность (деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов) без лицензии.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте суда, в судебное заседание не явился, отзыв не представил, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ИП Новиков Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН 310590711200012.
11.02.2011 г. сотрудниками с ОБППР ИАЗ УВД по г. Перми была проведена проверка помещения расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, 32.
На момент проверки помещения, расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 32, заявителем установлено, что в указанном помещении находятся 39 единиц развлекательного оборудования, из них 36 находятся во включенном в сеть состоянии и функционируют, о чем составлен протокол осмотра территорий, помещений вещей и документов от 11.02.2011 г. (л.д.11), с оператора зала Бочаровой А.В. взяты объяснения (л.д. 15).
При проверке в присутствии двух понятых из помещения, расположенного по адресу: Комсомольский проспект, 32, произведено изъятие развлекательного оборудования в количестве 39 единиц с номерами: 01587, 01585, 01586, 01584, 01583, 01582, 01581, 01579, 01578, 01580, 01576, 01577, 01575, 01509, 01508, 01507, 01506, 01505, 01504, 01516, 01501, 00008043, 00008045, 00008079, 00008044, 00008031, 00008029, 00008027, 00007954, 00008456, 00008042, 00008025, 00008048, 00008041, 00008046, 00008047, из них в нерабочем состоянии находилось оборудование с номерами: 01522, 01544, 1 без номера, о чем составлен протокол изъятия от 11.02.2011 г. (л.д. 12-13).
По результатам проверки административным органом были сделаны выводы о нарушении ИП Новиковым Р.В. требований Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ.
Полагая, что ИП Новиковым Р.В. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ, 30.03.2011 г. заявителем составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия ИП Новикова Р.В. квалифицированы как административное правонарушение по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д. 9), направленное в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ИП Новикова Р.В к административной ответственности, что соответствует положениям части 1 статьи 28.8 Кодекса (л.д. 9).
При составлении протокола присутствовал ИП Новиков Р.В., который с процессуальными правами ознакомлен, копию протокола получил, в объяснениях пояснил, что с протоколом ознакомлен, с нарушением не согласен игорной деятельностью не занимается (оборот л.д. 9).
В соответствии с положением ч. 1 ст. 28.8 Кодекса протокол об административном правонарушении передан в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 104 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Подпунктами 1, 5 ст. 4 Закона об азартных играх определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Организатор азартной игры – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Исходя из общих понятий, установленных в ст. 4 Закона об азартных играх, деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 5 Закона об азартных играх деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 Закона об азартных играх государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (ст. 4 Закона об азартных играх).
Статьей 13 Закона об азартных играх установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона об азартных играх).
Вне игорных зон действующим законодательством разрешена деятельность юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с подп. 104 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона об азартных играх букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 № 451.
Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определена Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях).
В соответствии со ст. 2 Закона о лотереях под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о лотереях в зависимости от способа проведения лотерея подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о лотереях в зависимости от способа формирования призового фонда лотерея подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
В зависимости от технологии проведения лотерея подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно (п. 6 ст. 3 Закона о лотереях).
Из материалов дела судом установлено, что ИП Новиков Р.В. осуществляет деятельность по проведению стимулирующей лотереи в помещении клуба по адресу: г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 32.
Проведение лотереи предприниматель осуществляет с использованием лотерейного оборудования «VideoGame-2», «VG», «АРТ-Гейм».
Организатором стимулирующей лотереи «Поиграй с Оранж!» является ООО «Лото Оранж» (государственный регистрационный номер стимулирующей лотереи Н200С/001970 ФНС), срок проведения лотереи с 01.01.2011 по 31.12.2011. Данная стимулирующая лотерея заявлена организатором как негосударственная, бестиражная, проводимая в обычном режиме.
Между ООО «Орион» и ИП Новиковым Р.В. заключен договор на организацию развлекательных услуг от 20.12.2010 г. По условиям данного договора ИП Новиков Р.В. принимает на себя обязательство по выполнению комплекса услуг по прокату программно-развлекательных комплексов «VideoGame-2», «VG», «АРТ-Гейм» (л.д.19-21).
Лотерейное оборудование передано ООО «Лото-Оранж» в аренду ИП Новикову Р. В. на основании договоров аренды оборудования № АО/5/12/10 от 20.12.2010 г. (л.д.30-32).
По условиям лотереи предприниматель реализует карты активации програмно-развлекательного комплекса, а также карты доступа в интернет. Карты активации реализуются покупателям по цене 100 руб., 500 руб., 1000 руб. В целях увеличения продаж ИП Новиков Р.В. проводит стимулирующую, бестиражную лотерею «Поиграй с Оранж». Покупатель приобретает скретч-карту для развлечения в торговом зале на развлекательном комплексе видео игры с электронным дисплеем. Посетитель играет на оборудовании с помощью кнопок, кассир-оператор с помощью кнопок включает время, указанное на скретч-карте.
Таким образом, из материалов дела следует, что порядок участия следующий: посетитель приобретает карту активации. В случае согласия покупателя на участие, кассир-оператор торгового зала выдает участнику лотереи скретч-карту. При проведении розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи бонусные баллы, полученные участником лотереи после покупки обусловленного товара (количество балов определяется исходя из стоимости приобретенного товара), с помощью специального ключа выставляются на оборудовании, установленном в помещении лотерейного клуба. В случае выигрыша участник сообщает о выигрыше представителю клуба.
Из анализа положений ст. 2, 3 Закона № 138-ФЗ, условий проведения лотереи, технологии проведения розыгрыша бонусных баллов следует, что проводимая обществом лотерея не соответствует требованиям, предъявляемым к бестиражной и стимулирующей лотереям.
Так, по мнению суда, заявленный способ проведения лотереи (бестиражная) изначально противоречит существу проведения стимулирующей лотереи.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71АПК РФ, суд пришел к выводу, что розыгрыш не носит характер стимулирующей лотереи, поскольку как видно из материалов дела предприниматель осуществляет деятельность с элементами азартной игры.
Таким образом, в материалах дела нашло свое подтверждение проведение предпринимателем азартных игр с использованием игрового оборудования при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) в нарушение требований статей 7, 17 Закона о лицензировании и статей 4, 14 Закона об азартных играх.
Следует также учесть, что Федеральным законом от 27.07.2010 № 214-ФЗ внесены изменения в Закон о лотереях, вступившие в силу с 10.08.2010. В силу названного федерального закона ст. 3 Закона о лотереях дополнена ч. 8 предусматривающей, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических средств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено. Согласно ч. 5 ст. 12.1 Закона о лотереях (в ред. от 27.07.2010) не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.
При указанных обстоятельствах предприниматель является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, вина предпринимателя выразилась в следующем: являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих вне игорных зон деятельность по организации и проведению азартных игр только в букмекерских конторах и тотализаторах при наличии лицензии, пренебрегая данным требованием закона, предприниматель фактически осуществлял без специального разрешения (лицензии) данную деятельность и не принял все зависящие от него меры по получению лицензии.
Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности бремя доказывания обстоятельств, положенных в основу составления протокола об административном правонарушении, лежит на том лице или органе, которые данный протокол составили. На них же лежит обязанность представления всех необходимых доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия предпринимателем всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Таким образом, заявителем доказано наличие в действиях ИП Новикова Р.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ судом не установлено.
Срок, установленный ст.4.5. КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности ИП Новикова Р. В., не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении ИП Новикова Р.В. к административной ответственности подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении ИП Новикова Р.В. к ответственности подлежит удовлетворению. При вынесении решения суд считает возможным назначить ИП Новикову Р.В. меру административного наказания в виде штрафа в размере – 4000 руб. с конфискацией лотерейного оборудования в количестве 39 единиц, изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 11.02.2011 г.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (25.01.1971 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 614026, ░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░.12, ░. 5, ░░░░ 310590711200012, ░░░ 590771940046) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 14.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4000 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 39 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 01587, 01585, 01586, 01584, 01583, 01582, 01581, 01579, 01578, 01580, 01576, 01577, 01575, 01509, 01508, 01507, 01506, 01505, 01504, 01516, 01501, 00008043, 00008045, 00008079, 00008044, 00008031, 00008029, 00008027, 00007954, 00008456, 00008042, 00008025, 00008048, 00008041, 00008046, 00008047, 01522, 01544, 1, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 11.02.2011 ░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ░░ ░. ░░░░░), ░░░ 5904102830, ░░░ 590401001, ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░, ░░░ 045773001; ░░░░ 40101810700000010003, ░░░ 18811690040040000140, ░░░░░ 57401000000.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ www.17aas.arbitr.ru.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░