Дело 12-4834/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
адрес 17 ноября 2021 года
Судья Симоновского районного суда адрес фио, рассмотрев в судебном заседании жалобу фио на постановление № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года инспектора (контролера) государственного казенного учреждения адрес "Организатор перевозок" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП Москвы в отношении фио,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора (контролера) ГКУ "Организатор перевозок" № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года, Кононов Д.С. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 Кодекса адрес об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Считая указанное постановление должностного лица незаконным и необоснованным, Кононов Д.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения, указывая, что не был соблюден установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности.
В судебное заседание Кононов Д.С. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ и совершены с использованием транспортного средства.
Как следует из представленных материалов дела, постановлением должностного лица заявитель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", а именно в том, что 29 сентября 2021 года в 10 часов 07 минут по адресу: адрес, осуществил передвижение с использованием транспортного средства общего пользования, а именно в трамвае № 47 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) во время действия Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ о введении режимы повышенной готовности.
В подтверждение события административного правонарушения представлены: постановление серии № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года; фото – видео - материалы.
Данная квалификация действий фио не согласуется с требованиями закона по следующим основаниям.
Законом адрес от 01.04.2020 года N 6 "О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона адрес от 10.12.2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в адрес" и Закон адрес от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", вступившим в силу 02.04.2020 года, Закон адрес от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" дополнен ст. 3.18.1, которая устанавливает административную ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес.
Частью 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 указанной статьи, с использованием транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере сумма
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с пп. "б" п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории адрес введен режим повышенной готовности.
Пунктом 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 07.05.2020 года N 55-УМ) с 12.05.2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Из материалов дела усматривается, что Кононов Д.С. осуществил передвижение на транспорте (в трамвае № 47) без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), при этом факт нахождения заявителя в транспорте общего пользования сам по себе не свидетельствует о том, что им были нарушены требования нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, именно с использованием транспортного средства, поскольку по своему содержанию и смыслу понятия "с использованием транспортного средства" и "на транспорте" не являются тождественными с правовой точки зрения. Документально подтвержденных сведений о том, что Кононов Д.С. управлял каким-либо транспортным средством, используя его для перемещения, материалы дела не содержат.
Таким образом, вмененное в вину Кононову Д.С. нарушение п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившееся в передвижении на транспорте общего пользования без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и рук (перчаток), не может быть квалифицировано как противоправное деяние, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес.
В то же время, Кононов Д.С. передвигался на городском транспорте общего пользования без средств индивидуальной защиты органов дыхания, обязательное использование которых при нахождении в транспорте общего пользования предписано п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 07.05.2020 года N 55-УМ), в связи с чем, ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес.
Фактические обстоятельства дела и вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, подтверждены:
- Постановлением серии № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года, вынесенным уполномоченным должностным лицом в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, из которого следует, что наличие события административного правонарушения и назначенное административное наказание Кононовым Д.С. не оспаривалось;
-фотоматериалами, на которых зафиксирован факт нахождения фио в транспорте общего пользования без средств индивидуальной защиты органов дыхания и иными материалами дела.
Довод жалобы о том, что вмененное в вину Кононову Д.С. деяние не подлежит квалификации по ст. 3.18.1 КоАП адрес, так как за данное нарушение административная ответственность предусмотрена КоАП РФ, нельзя признать состоятельным по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72).
В соответствии с названными конституционными нормами в ст. 1.3.1 КоАП РФ определено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности урегулирован Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пп. 39 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии с положениями ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Статьей 12 Закона адрес от 28.06.1995 года "Устав адрес" предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации адрес вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты адрес. Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти адрес (ст. 33 Закона адрес от 28.06.1995 года "Устав адрес").
Московская городская Дума принимает Устав адрес, законы адрес в пределах полномочий адрес (ст. 35 Закона адрес от 28.06.1995 года "Устав адрес").
Частью 7 ст. 36 Закона адрес от 28.06.1995 года "Устав адрес" предусмотрено, что законами адрес регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом адрес и иными законами адрес к ведению адрес.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона адрес от 14.12.2001 года N 70 "О законах адрес и постановлениях Московской городской Думы" законы адрес - нормативные правовые акты адрес высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой и подписываемые Мэром Москвы или принимаемые жителями адрес на референдуме адрес.
Статьей 21 указанного Закона предусмотрено, что закон адрес подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его подписания Мэром Москвы.
Закон адрес от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", а также Закон адрес от 01.04.2020 года N 6 "О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона адрес от 10.12.2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в адрес" и Закон адрес от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", которым Закон адрес от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" дополнен ст. 3.18.1, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, официально опубликованы, что соответствует требованиям приведенных выше нормативных положений.
Таким образом, названные законы адрес введены в действие и опубликованы в установленном порядке, а их принятие входило в компетенцию законодательного органа субъекта Российской Федерации - Московской городской Думы.
Положениями ст. 1.3.1 КоАП РФ и ст. 26.3 Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" введение административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации прямо отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "м" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений о введении режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпунктами "у" и "ф" п. 1 этой же статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности в соответствии с пп. "м" данного пункта; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта адрес, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Во исполнение требований поименованных нормативных актов Мэром Москвы издан Указ от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Таким образом, и с учетом требований ст. 1.3.1 КоАП РФ и ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" город федерального значения Москва как субъект Российской Федерации вправе устанавливать в Законе адрес от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов адрес, устанавливающих обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, выражается в невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, в том числе необеспечение режима самоизоляции.
Порядок и срок давности привлечения фио к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 3 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут отмену обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, не установлено.
В то же время, с учетом приведенных выше выводов имеются основания для изменения обжалуемого постановления должностного лица административного органа в части юридической квалификации действий фио
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 года N 40), если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу; в таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что санкция ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес, переквалификация действий фио с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес на ч. 2 указанной статьи не приведет к ухудшению его положения.
При таких обстоятельствах постановление ГКУ "Организатор перевозок" № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года, вынесенное в отношении фио, подлежит изменению путем переквалификации его действий с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес.
При решении вопроса о размере административного наказания, подлежащего назначению Кононову Д.С. по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, необходимо исходить из того, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере сумма
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, при переквалификации действий фио на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес полагаю необходимым назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
Оснований для применения положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ по делу не имеется.
Суждение заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основано на неверном токовании процессуальных норм.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 8 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Таких оснований по делу не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление инспектора (контролера) ГКУ "Организатор перевозок" № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года о привлечении фио к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес изменить: переквалифицировать действия фио с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
В остальной части постановление ГКУ "Организатор перевозок" № 0221272238610 от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу фио - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи жалобы через Симоновский районный суд адрес в течение 10-ти суток со дня получения его копии.
Судья: фио