Дело № 2-399-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск «28» января 2016 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кычкиной Н.А., при секретаре Ребровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Васильевой С.И, Васильева В.В об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска,
у с т а н о в и л:
Васильева С.И., Васильев В.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Окружной администрации г. Якутска от ____ 2015 года, которым отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» при обращении с заявлением об изменении вида использования земельного участка, расположенного по адресу: ____, с разрешенным использованием под дачу, под индивидуальное жилищное строительство. Основанием отказа указано несоответствие утвержденному генеральному плану ГО «город Якутск» от 20.12.12. г. РЯГД -51-20 утвержденному проекту межевания территории квартала «84» от 15.09.2014 г. № 1544р. Считает, что ответчик необоснованно отказал, просит признать отказ незаконным, обязать Окружную администрацию г. изменить вид использования земельного участка с разрешенным использованием под дачу, под индивидуальное жилищное строительство.
Истцы в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель Окружной администрации по доверенности Татаринова М.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск, просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения представителя Окружной администрации г. Якутска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Васильева С.И., Васильев В.В. являются собственниками земельного участка, категория земель: земли ___, разрешенное использование: ___, общей площадью ___ кв.м., расположенного по адресу ____ что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от ____ 2010 года №. Истцам также на праве общей совместной собственности принадлежит дача, назначение: ___ по указанному адресу.
Истцы обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением об изменении вида использования вышеуказанного земельного участка.
Согласно выписки из протокола Комиссии от ____ 2015 года в заявлении отказано в связи с несоответствием утвержденному генеральному плану ГО «город Якутск» от 20.12.12. г. РЯГД -51-20 утвержденному проекту межевания территории квартала «84» от 15.09.2014 г. № 1544р.
Согласно сведений Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____2016 г. № территориальная зона спорного земельного участка ___: зона застройки ___ на территории г. Якутска. Таким образом, индивидуальное жилищное строительство отсутствует в видах функционального использования земельного участка.
Распоряжением от 03.03.2014 г. № 245р №0 о назначении публичных слушаний по проектам межевания территорий кварталов 84, 86,91,93, 94, 95, 103 городского округа «город Якутск» были назначены дата и место проведения публичных слушаний.
Распоряжением от 15.09.2014 г. № 1544р «Об утверждении проекта межевания территории квартала «84» городского округа «город Якутск» утвержден проект межевания территории квартала «84» городского округа «город Якутск» утвержден проект межевания территории квартала «84» городского округа «город Якутск», прошедший процедуру публичных слушаний 11 апреля 2014 года.
В пункте 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу подпункта 1 части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ). Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом. Статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законом законодательством.
Как установлено судом, на момент возникновения спора генеральный план городского округа «город Якутск» от 20.12.2012 г. РЯГД-51-20, проект межевания территории квартала «84» от 15.09.2014 г. № 1544р утверждены в соответствии с законодательством, были приняты и введены в действие в установленном законом порядке. При этом земельный участок с кадастровым номером ___ находится в территориальной зоне ___ не предусматривающей такой вид разрешенного использования земельных участков, как ___. В данном случае, спорные правоотношения возникли ввиду желания заявителей инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в их собственности, на иной вид, допускающий осуществление индивидуального жилищного строительства. Однако, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как следует из положений статей 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется на основе соответствующего проекта, разработанного комиссией, действующей в соответствии с частями 6-8 статьи 31 Кодекса, и прошедшего необходимые проверки и процедуру публичных слушаний. Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки перечислены в части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект изменений в правила землепользования и застройки подготавливается на основе предложений, направляемых физическими или юридическими лицами в инициативном порядке, либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Вместе с тем, само по себе такое предложение гражданина не влечет обязанности органов местного самоуправления внести изменения в Правила.
В данном случае, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий администрации по вопросам, отнесенным к ее ведению. Доказательств того, что в результате применения правил землепользования и застройки земельный участок заявителя не используются эффективно, либо ему причиняется вред, или снижается стоимость этого земельного участка, как и того, что в результате применения Правил не реализуются права и законные интересы Васильевых в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Васильевой С.И, Васильева В.В об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в изменении вида использования земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Кычкина