Дело №2-734(1)/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2016 г. г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
с участием представителя ответчика Государственного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер №1» Карпова С.А.,
при секретаре Засыпкине И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гавричкина Ю. А. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Саратовской области, Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Государственному учреждению здравоохранения «Областной онкологический диспансер №1» об обязании закупить лекарственное средство, предоставлении ему лекарственного средства и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Гавричкин Ю.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Вольская районная больница» с иском с выше названными требованиями, указав, что он является инвалидом первой группы по онкологическому заболеванию. В сентябре 2015 года и в марте 2016 года врачом Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» в связи с положительной динамикой лечения имеющегося у него заболевания ему было рекомендовано лекарственное средство «Зелбораф». В ноябре 2015 года он обращался в адрес Министерства здравоохранения Саратовской области по вопросу закупки за счет средств бюджета и предоставления ему указанного лекарственного средства. Ему было отказано в закупке этого лекарственного средства. Полагает, что Министерство здравоохранения Саратовской области, отказав ему в закупке данного лекарства за счет бюджета, и Государственное учреждение здравоохранения «Вольская районная больница», отказав ему в предоставлении лекарственного средства, поставило его жизнь под реальную угрозу, чем нарушило его право на жизнь, гарантированное ст. 2 Конвенции О защите прав человека и основных свобод, допустило в отношении него бесчеловечное обращение, несовместимое со ст. 3 Конвенции О защите прав человека и основных свобод; ущемило его в реализации права на получение за счет средств бюджета необходимого лекарственного препарата «Зелбораф», чем нарушило его право как инвалида на получение медицинской реабилитации и обеспечение лекарственными средствами, гарантированное Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Конвенцией О правах инвалидов.
Непредставлением необходимого лекарственного средства ему как лицу с ограниченными возможностями, нарушением ст.ст. 2,3,14 Конвенции О защите прав человека и основных свобод ответчики причинили ему существенный моральный вред, который выразился следующим: переживаниями за состояние здоровья, эмоциональным стрессом, дискомфортом, угнетениями, связанными с социальной незащищенностью, потерей благоприятных условий жизни, невозможностью заниматься личными делами в связи с необходимостью обращения в суд, разочарованиями в эффективности государственного органа, отвечающего за лекарственное обеспечение инвалидов, чувством страха, связанного с сильными болями от метастазов, сильными болями от метастазов, чувством тревоги, длительной депрессией.
Просит взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда по 1 000 000 рублей; обязать ответчика Министерство здравоохранения Саратовской области произвести закупку лекарственного средства за счет средств бюджета, обязать ответчиков предоставить ему за счет средств бюджета для лечения лекарственное средство «Зелбораф».
В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик ГУЗ СО «Вольская районная больница» был заменен на надлежащего ответчика Государственное учреждение здравоохранения «Областной онкологический диспансер №1», в качестве соответчиков были привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, истец увеличил исковые требования, просил взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда по 1 000 000 рублей, обязать ответчиков произвести для него закупку лекарственного средства «Зелбораф».
В судебное заседание истец не явился, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал, суду дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в иске, так же пояснил, что онпроходил лечение в ГУЗ «Областной онкологический диспансер №1», там же он состоит на учете в связи с онкологическим заболеванием «меланома кожи туловища». В марте 2016 года он был на лечении в ФГБУ «Российский онкологический центр им. Н.Н. Блохина», где ему был начат прием препарата «Зелбораф», в связи с токсичностью и появлением аллергии прием препарата был прерван, рекомендовано возобновить прием препарата позднее, что он и сделал. Министерство здравоохранения Саратовской области отказалось предоставить ему препарат за счет средств бюджета, потому он приобретает его за свой счет. Рецепт на данный препарат ему не выдавался, были даны рекомендации. После приема препарата у него исчезли метастазы, наблюдалось улучшение.
Представитель ответчикаГосударственное учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер №1» исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 74 Постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2015 г. № 654-П "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2016 год" обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами для лечения в круглосуточных и дневных стационарах всех типов осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующих бюджетов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи в рамках территориальной программы. Препарат Вемурафениб (Зелбораф) в указанный перечень не входит. Согласно п. 74 Постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2015 г. № 654-П в случае необходимости использования медицинской организацией при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы лекарственных средств, не включенных в перечни, медицинские организации могут приобретать и использовать лекарственные препараты при наличии у пациента жизненных показаний к применению лекарственных средств, не имеющих аналогов в перечнях, по решению врачебной комиссии в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Саратовской области, в том числе с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, инструкциями и разрешенными на территории Российской Федерации медицинскими технологиями. В материалах дела отсутствует протокол решения врачебной комиссии о назначении Гавричкину А. А. лекарственного препарата Вемурафениб. ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН» (г. Москва) является базой для научно-исследовательской деятельности, специалисты данного центра могут применять и рекомендовать для лечения больных препараты, не включенные в действующие стандарты. В медицинских документах Гавричкина Ю.А. имеются лишь рекомендации по назначению данного препарата. Данные рекомендации не являются обязательными к исполнению государственными и муниципальными медицинскими организациями, потому отсутствуют правовые основания для закупки данного лекарственного средства.
Гавричкин Ю.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в которое входит обеспечение в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения в соответствии со ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 г. 178-ФЗ "О государственной социальной помощи. Для реализации данного права Правительством Российской Федерации утвержден перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций. Для обеспечения льготных категорий граждан в 2016 году Министерством здравоохранения области в рамках полномочий и выделенного финансирования проведены организационные мероприятия по закупке лекарственных препаратов за счет средств федерального и областного бюджетов- в рамках Перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Приложение № 2 к распоряжению Правительства РФ № 2782-р от 30.12.2014 года) и Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области (приложение № 5 к Постановлению Правительства от 25.12.2015 г. № 654-П). С 1 марта 2016 года обеспечение льготных категорий граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, приложение № 5 к распоряжению Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015 г. Лекарственный препарат МНН Вемурафениб (торговое наименование Зелбораф) в указанные перечни не включен. Так же препарат МНН Вемурафениб не входит в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2424-р.
Препарат Вемурафемиб (Зелбораф) не включен в стандарты оказания медицинской помощи. Согласно ч.5 ст. 37 № 323 ФЗ «Об охране здоровья граждан» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 04 апреля 2006 года N 106-П. Согласно Порядку бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством (п. 2). Выписка рецептов на льготные лекарственные препараты осуществляется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление) (п. 3). При наличии у больного жизненных показаний, индивидуальной непереносимости врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения могут быть назначены необходимые лекарственные препараты, не предусмотренные указанным постановлением (п. 3).
В соответствии с п.З приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Рецепт Гавричкину Ю.А. на получение лекарственного препарата в установленном законом порядке не выдавался.
Кроме того, препарат «Зелбораф» находится в стадии исследования и имеет много побочных эффектов. Согласно письма № 50/01-21 председателю комитета организации медицинской помощи взрослому населению М.Н. Бересневой вопрос о целесообразности применения «Зелборафа» представляется крайне сомнительным. Согласно онкоконсилиума ГУЗ «Областной онкологический диспансер № 1» от 22.12.2015 г. вынесено решение о нецелообразности химиотерапевтического лечения истца. Рекомендована симптоматическая терапия по месту жительства. Указанный препарат не может быть назначен к применению пациенту Гавричкину Ю.А., поскольку диагностированное пациенту заболевание, меланома кожи поясничной области справа, 4 клиническая группа, полностью исключает применение курсов лечения химиотерапии, в том числе и применение лекарственного средства «Зелбораф», поскольку такое лечение с учетом стадии и характера заболевания, не только не улучшит жизненные показания пациента Гавричкина Ю.А., а ускорит негативные последствия. Побочные эффекты, возникающие при принятии лекарственного препарата «Зелбораф», могут существенно ухудшить физическое состояние Гавричкина Ю.А., которое может быть облегчено только симптоматическим лечением. С 03.03.2016 г. больной самостоятельно принимал «Зелбораф». В связи с токсичностью с 14.03.2016 г. прием препарата прерван, что подтверждается медицинскими документами Гавричкина Ю.А. (рекомендации отделения химиотерапии ФГБУ им Блохина»).
Считает, что поскольку Гавричкину Ю.В. в установленном законном порядке рецепт на получение лекарственного препарата «Зелбораф» выписан не был, врачебной комиссией указанной препарат истцу не назначался, с учетом степени и характера заболевания Гавричкина Ю.А. лекарственный препарат «Зелбораф» не является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средством, потому правовые основания для удовлетворения исковых требований Гавричкина Ю.А. к государственному учреждению здравоохранения «Областной онкологический диспансер № 1» отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих причинение действиями ответчика истцу нравственных или физических страданий, представлено не было.
Ответчики Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Саратовской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили суду письменные возражения, из которых следует, что в стандарты оказания медицинской помощи лекарственный препарат «Вемурафениб» (Зелбораф) не входит, в Перечни лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Приложение №2 к распоряжению Правительства РФ №2724-р от 26.12.2015 года, Приложение №2 к распоряжению Правительства РФ №2782-р от 30.12.2014 года) и Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области (Приложение №5 к постановлению Правительства Саратовской области от 25.12.2015 года №654-П) не включен. Решение врачебной комиссии о назначении данного препарата истцу не выносилось, рецепт в установленном законом порядке на указанный препарат не выдавался. Лекарственный препарат не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 года № 272-р.
Ответчик Правительство Российской Федерации явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений на иск суду не представил.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, заслушав показания свидетеля, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Гавричкин Ю.А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, страдает онкологическим заболеванием, ему установлен диагноз «меланома кожи поясничной области справа».
Истец неоднократно проходил лечение в Государственном учреждении здравоохранения «Областной онкологический диспансер№1» «Вольский филиал», где находится на диспансерном учете.
Так же в 2014 году истец неоднократно находился на лечении в ФГБУ «Российский онкологический центр им. Н.Н. Блохина». 04.09.2015 года ФГБУ «Российский онкологический центр им. Н.Н. Блохина» истцу рекомендовано применение лекарственного препарата «Зелбораф» (справка-л.д.10).
В 2015 году истец обращался в Министерство здравоохранения Саратовской области для предоставления ему указанного выше лекарственного средства бесплатно. Министерством здравоохранения Саратовской области Гавричкину Ю.А. было отказано в предоставлении данного препарата бесплатно (ответ- л.д.11).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.12.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с п.1. ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В приложении N 1 к этому Постановлению в виде таблицы предоставлены категории населения, которым гарантировано право на получение всех лекарственных средств и категории заболеваний, в перечень заболеваний включены онкологические заболевания.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Согласно пункту 3 порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 № 386-П (далее - Положением о министерстве здравоохранения Саратовской области), Министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).
Согласно пункту 8 Положения о Министерстве здравоохранения Саратовской области к функциям Министерства здравоохранения Саратовской области отнесены, в частности:
организация в пределах компетенции деятельности всех юридических и физических лиц, участвующих в обеспечении лекарственными средствами граждан, проживающих на территории Саратовской области, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или на льготных условиях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области;
организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней.
Лекарственный препарат «Зелбораф» (международное непатентованное наименование - вемурафениб) не входит в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья "граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами.
Вместе с этим в соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона № 323-ФЭ обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» (далее - постановление №1155) Минздраву России поручено осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке закупки отпускаемых по рецептам врачей бесплатно лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке.
Однако в соответствии с приложением 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р (действует с 1 марта 2016 года) Вемурафениб не входит в перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее также - перечень дорогостоящих лекарственных препаратов). Ранее указанный перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 2782-р и также не включал в себя Вемурафениб.
При этом в соответствии с пунктом 3 Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 871, перечень дорогостоящих лекарственных препаратов формируется по международным непатентованным наименованиям этих лекарственных препаратов (при отсутствии таких наименований - по группировочным или химическим наименованиям) с учетом объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на следующий календарный год и соответствующий плановый период, из лекарственных препаратов, отвечающих следующим критериям:
а) лекарственный препарат зарегистрирован в установленном порядке в Российской Федерации;
б) лекарственный препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;
в) лекарственный препарат имеет преимущество по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Таким образом, лекарственные препараты в перечне лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, указаны исходя из их международного непатентованного наименования.
Согласно пункту 3 Положения о закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденного постановлением № 1155, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом предложений заинтересованных органов местного самоуправления ежегодно формируют и представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов (с приложением обоснований по их объему, а также с указанием организаций-получателей). Форма и срок представления заявки на поставку лекарственных препаратов устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 29.04.2015 № 213 н утверждена форма заявки на поставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, согласно которой лекарственные препараты в заявке указываются исходя из их международного непатентованного наименования (столбец 2 формы).
При этом направление повторных заявок на дополнительные поставки лекарственных препаратов возможно только в случае изменения численности лиц, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Таким образом, Минздравом России может осуществляться только централизованная закупка лекарственных средств по их международным непатентованным наименованиям на основании представленных заявок Федерального медико-биологического агентства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сформированных с учетом предложений заинтересованных органов местного самоуправления.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами с конкретными торговыми наименованиями за счет средств Федерального бюджета в индивидуальном порядке действующим законодательством не предусмотрено и Министерством здравоохранения Российской Федерации не осуществляется.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № Э59-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей осуществляется в рамках целевой статьи «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ».
На основании части 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ф3 каждый имеет право на медицинскую помощь гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона № 323-ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
Лекарственный препарат «Зелбораф» (международное непатентованное наименование - Вемурафениб) не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р.
На основании пунктов 1 и 2 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В силу части 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ф3 органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (раздел V «Финансовое обеспечение Программы»).
Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на предыдущие годы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2015 N 654-П (ред. от 15.04.2016) "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2016 год" утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2016 год (далее - Программа), которая разработана в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией" и письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Программа включает территориальную программу обязательного медицинского страхования Саратовской области и определяет перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Саратовской области бесплатно.
Перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой (приложение N 5 к Программе) лекарственный препарат «Вемурафениб» не поименован.
Препарат Вемурафемиб (Зелбораф) не включен в стандарты оказания медицинской помощи при заболевании истца.
Из материалов дела и истории болезни истца следует, что решением врачебной комиссии лекарственный препарат, указанный выше, истцу не назначался (и как было указано выше, не мог быть назначен).
Потому учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обеспечение Гавричкина Ю.А. лекарственным препаратом «ЗелбооаФ» (международное непатентованное наименование - Вемурафениб) может осуществляться Министерством здравоохранения Саратовской области за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации при наличии рецепта, выписанного в установленном законодательством порядке. Как было установлено в ходе рассмотрения дела, такой рецепт истцу не выдавался. Справка отделения химиотерапии ФГБУ им. Н.Н. Блохина носит рекомендательный характер и не может являться рецептом.
Более того, суд принимает во внимание показания свидетеля П., являющегося лечащим врачом истца, о том, что применения указанного в иске препарата неоднозначно, поскольку он находится в стадии исследования, имеет много побочных эффектов, он как лечащий врач истцу данный препарат не назначал; заключение онкоконсилиума Государственного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер №1» о нецелесообразности химиотерапевтического лечения истца, доводы истца о прерывании применения препарата, указанного в иске, в связи с возникновением побочных эффектов, подтвержденные медицинскими документами, и оценивает данные доказательства в совокупности с изложенными выше обстоятельствами об отсутствии заключения врачебной комиссии по препарату и рецепта врача и приходит к выводу, что исковые требования истца об обязании ответчиков произвести закупку лекарственного средства и обязании предоставить ему препарат не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Гражданского кодекса РФ). Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (ст. 1083 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени виныответчика в каждом конкретном случае и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренным законом.
Из смысла изложенного следует, что моральный вред, причиненный истцу, может компенсироваться только в том случае, если данный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права истца (жизнь, здоровье), либо нарушающие имущественные права истца и возможность такой компенсации прямо предусмотрена законом.
Вместе с тем, в материалах дела и медицинской карте истца отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что действия ответчиков были направлены на причинение вреда здоровью, а также доказательства, свидетельствующие, что такой вред действительно был причинен ответчиками истцу.
Перечисленные истцом в обоснование компенсации морального вреда обстоятельства указывают на нарушение его имущественных прав, в связи с чем, ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не может регулировать рассматриваемый спор.
При этом суд не усматривает нарушения прав истца, гарантированных ст.ст. 2,3 Конвенции О защите прав человека и основных свобод, бесчеловечное обращение ответчиков с истцом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Гавричкина Ю. А. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Саратовской области, Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Государственному учреждению здравоохранения «Областной онкологический диспансер №1» об обязании закупить лекарственное средство, предоставлении ему лекарственного средства и взыскании компенсации морального вреда отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья М.Н. Маштакова