№ 12-4284/21 УИД 77RS0023-02-2021-011757-29
РЕШЕНИЕ
15 сентября 2021 года г. Москва
Судья Савеловского районного суда г. Москвы Арсеньева М.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» на постановление заместителя главного государственного инспектора 1 РОНПР Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве №142 от 28.04.2021, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №142 от 28.04.2021 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (РГСУ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 руб.
В жалобе, поданной в суд, заявитель просит изменить вынесенное постановление, назначить наказание в виде предупреждения по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель РГСУ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствие с п. 15 ст. 2 и ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", объектом защиты является здание, сооружение и иное имущество, к которому установлены требования пожарной безопасности, при этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствие с ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и ч.3 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, «12» апреля 2021 года в 17 час. 30 мин. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» на объекте защиты по адресу: г. Москва, пер. Балтийский 1-й, д. 6/21, корп. 2, нарушило требования пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, а именно:
- 1. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных средств или их замены в установленном порядке, которые используются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), отсутствует информация изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации (пункт 54 «Правила противопожарного режима в РФ» утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479);
- 2. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации (п. 10 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 3. Допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции (чердачные помещения) (Подпункт «а» п. 35 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 4. На объекте защиты не хранится техническая документация на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (атомическая система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей) и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 5. Светильники аварийного освещения не отличаются от светильников рабочего освещения знаками или окраской (пункт 37 «Правила противопожарного режима в РФ» утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479);
- 6. Пожарный пост (диспетчерская) не обеспечены исправными ручными электрическими фонарями из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (пункт 56 «Правила противопожарного режима в РФ» утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479);
- 7. Не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения (п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;);
- 8. Расстояние от светильников с лампами накаливания до хранящихся товаров менее 0,5 метра (складские помещения) (п. 288 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;);
- 9. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 23 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;);
- 10. Не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 11. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводамии (электрощитовая в подвале) (п. 15 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 12. Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств во всех (система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации людей) (п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 13. Отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- 14. Допущено хранение под лестничным маршем и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (выход на чердак, 6 этаж) (Подпункт «к» пункта 16 «Правила противопожарного режима в РФ» утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479);
- 15. На путях эвакуации общих коридоров, холлов допускается эксплуатация декоративно-отделочных, облицовочных материалов (отделка стен в коридорах всех этажей) с более высокой пожарной опасностью чем КМ3 (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ ст. 134 п. 6, табл. 28);
- 16. Коридоры разделены противопожарными перегородками не 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м. (на всех этажах установлены перегородки не 2-го типа с нормируемым пределом огнестойкости) (ст. 6, ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.1.45, СП 4.1311500.2013);
- 17. В коридоре на путях эвакуации допускаются перепады высот и лестницы с числом ступеней менее трех (ст. 6, ч. 1, ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п 4.3.5 СП 1.13130.2020);
- 18. В уведомительном порядке не представлена декларация пожарной безопасности (ч. 5 ч.3 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- 19. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. Лифтовые шахты не отделены от коридоров тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа (ч. 16 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- 20. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (АПС, СОУЭ) (п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;);
- 21. Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей 3-го типа (ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 80; ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7; п. 4 табл. 2 СП 3.13130.2009;);
- 22. Высота ограждения лестниц 3-го типа менее 1,2 м. (ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.7 СП 1.13130.2020;);
- 23. Эвакуационный выход с лестницы высотой более 45 см не предусмотрен ограждениями с поручнями (ст. 6, ч. 1, ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п 4.3.5 СП 1.13130.2020);
- 24. Ширина коридоров в общежитие при двухстороннем открывании дверей во внутрь коридора составляет менее 1,2 м. (ст. 6, ч. 1, ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п 4.3.3 СП 1.13130.2020);
- 25. Системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Тем самым Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» не выполнило в полном объеме требования пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: г.Москва, пер. Балтийский 1-й 6/21 корп.2, при этом Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности в полном объеме, но не приняло все зависящие меры по их соблюдению.
Действия РГСУ квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина РГСУ в совершении данного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, достаточность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом №142 об административном правонарушении от 23.04.2021, распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от 09.03.2021 №78, актом проверки органом государственного надзора (контроля) юридического лица №78 от 12.04.2021.
Вышеперечисленные доказательства составлены уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Должностное лицо, вынесшее постановление, пришло к обоснованному выводу о допущенном РГСУ нарушении требований законодательства, как об этом указано выше, правильно квалифицировав содеянное по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, которые повлекли бы отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении в данном случае не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении не противоречит требованиям ст. ст. 2.6.1, 28.6, 29.10 КоАП РФ и сроки давности при его вынесении не нарушены.
Податель жалобы просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменив наказание предупреждением.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в том случае, если административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.
Оснований для замены наказание в виде штрафа на предупреждение суд не усматривает, административное наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом характера совершенного правонарушения, сведений о юридическом лице, принимая во внимание ст. 4.3 КоАП РФ (повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения), а также отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ.
Таким образом, в данном случае жалобу надлежит оставить без удовлетворения, постановление должностного лица без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора 1 РОНПР Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве №142 от 28.04.2021, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения через Савеловский районный ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░