Арбитражный суд Пензенской области
440026, г. Пенза, ул. Белинского, д. 2, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96,Email: info@penza.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
«06» марта 2009 г. Дело № А49-984/2009
г.Пенза Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2009 года
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области (440008, г.Пенза, ул.Горная, 3а) к индивидуальному предпринимателю Борисову В.С. (442000, Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Белинского, д.72-1) о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании: от заявителя ведущего специалиста-эксперта Дмитриевой А.В. (доверенность от 11.01.09 № 1),
от лица, привлекаемого к административной ответственности, предпринимателя Борисова В.С. (паспорт серии 56 01 485939 выдан ОВД г.Кузнецка Пензенской области 21.01.02),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Борисову Владимиру Семеновичу о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В письменном отзыве на заявление предприниматель не согласился с заявленными требованиями, считая, что им не допущено существенных нарушений лицензионных требований и условий. Проведение технического обслуживания автобуса ГАЗ 322132 р/з АВ 457/58 организовано надлежащим образом, о чем свидетельствуют отметки в сервисной книжке. Контроль технического состояния транспортных средств перед выпуском на линию и по возвращении к месту хранения проводится механиками ОТК ОАО «Кузнецкое ПАТП» на основании договора от 31.01.08 № 13. План мероприятий по профилактике и предупреждению ДТП имеется. Недостатки в заполнении путевых листов в настоящее время устранены. Контроль режима труда и отдыха водителей обеспечен, о чем свидетельствуют графики работы (сменности) на линии. График движения на маршруте имеется у каждого водителя, выполняющего городские рейсы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель Борисов В.С. не согласился с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к следующему.
Борисов Владимир Семенович осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании свидетельства о государственной регистрации от 21.02.05 серии 58 № 000937636, выданного Межрайонной ИФНС № 1 по Пензенской области, и лицензии сроком действия с 19.02.08 по 18.02.13 регистрационный номер АСС 58 27007, выданной 19.02.08 УГАДН по Пензенской области.
С 09.02.09 по 11.02.09 должностным лицом УГАДН по Пензенской области проведена плановая проверка лицензируемой деятельности индивидуального предпринимателя Борисова В.С. В ходе проверки установлено неисполнение лицензионных условий, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Так, предпринимателем не обеспечены:
организация проведения технического обслуживания автобуса ГАЗ-322132 р/з АВ 457/58 с целью содержания его в исправном состоянии. В сервисной книжке автобуса отсутствуют данные о проведении технического обслуживания за истекший 2008 год (последняя дата проведения – 09.01.08). Не ведется фактический учет пробега автобуса, что подтверждается путевыми листами от 27.01.09 № 21767 и от 28.01.09 № 21797, в которых отсутствуют показания спидометра при выезде с места стоянки и заезде на место стоянки (статьи 16, 18, 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 1.8, 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27; Положение о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 20.09.84);
наличие плана мероприятий по профилактике и предупреждению ДТП (пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов);
соблюдение порядка оформления путевых листов. Так, в путевых листах № 21767 от 27.01.09, № 21797 от 28.01.09, № 20398 отсутствует штамп предпринимателя, владеющего транспортным средством, сведения для индивидуального предпринимателя (имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона), не указан тип и модель транспортного средства, отсутствуют показания одометра при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, не указана фамилия, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя (пункты 3, 6, 12, 16 раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152);
контроль режима труда и отдыха водителей: не установлены особенности режима труда и отдыха водителей Захарова А.А., Бутузова М.А., Маркова В.М., Кашлева С.А., Красикова О.Н. на февраль-март 2009 года (пункт 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов; пункты 2, 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.04 № 15);
наличие графика движения на маршруте (пункт 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов).
Перечисленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.02.09 № 57 и протоколе об административном правонарушении от 11.02.09 №020270, в котором деяния предпринимателя квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При проведении проверки, составлении акта и протокола об административном правонарушении предприниматель присутствовал, с нарушениями согласился. Какие-либо замечания или возражения со стороны проверяемого лица при проведении проверки не поступили.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон) осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, содержится в статье 2 Закона.
Порядок лицензирования указанного выше вида деятельности, а также лицензионные требования при ее осуществлении определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06 № 637 (далее – Положение), в законах и иных нормативных правовых актах в области транспорта в части требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б» пункта 4 Положения), а также в статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в части установления основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении указанного вида деятельности (подпункт «в» пункта 4 Положения).
Согласно пунктам 4.2, 1.8 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27 (далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения) организации и предприниматели – водители обязаны обеспечить соответствие технического состояния и оборудования и транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. При этом если организации, а также водители - предприниматели, не обладают необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, они обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.
В силу пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения определено, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Требования к заполнению путевых листов установлены приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.08 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». К их числу пункты 3, 6 приказа относят сведения о транспортном средстве, включающие:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Согласно пункту 12 приказа в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
В силу пункта 16 приказа в путевом листе медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, проставляются даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя и заверяются штампом и подписью медицинского работника с указанием фамилии, имени и отчества.
Материалами дела подтверждается и обратное не доказано предпринимателем осуществление Борисовым В.С. деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, предусмотренных пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности движения и пунктами 3, 6, 12, 16 приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.08 № 152, а именно: отсутствие на момент проведения проверки плана мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, а также неполное и ненадлежащее заполнение путевых листов (отсутствует штамп предпринимателя, владеющего транспортным средством, сведения для индивидуального предпринимателя (имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона), не указан тип и модель транспортного средства, отсутствуют показания одометра при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, не указана фамилия, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя).
Представленный в судебное заседание план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2009 год не принимается судом, поскольку на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении не был представлен административному органу, и о его наличии предпринимателем также не сообщено. Кроме этого, указанный план мероприятий не имеет даты его составления, что достоверно не может свидетельствовать о времени его составления (до или после проведения проверки).
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным составление заявителем по перечисленным выше фактам протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем нарушения, указанные в пунктах 1, 4, 5 протокола об административном правонарушении от 11.02.09, суд находит недоказанными. Прохождение технического обслуживание транспортного средства ГАЗ-322132 р/н АВ 457/58 в 2008 и 2009 годах подтверждается представленной сервисной книжкой на данное транспортное средство. Так, техническое обслуживание в отношении спорного транспортного средства произведено в 2008 году 16 мая при показаниях спидометра 155000 км, а в 2009 году – 9 января при показаниях спидометра 185000 км. Исходя из очередности произведенных записей, увеличения пробега транспортного средства от предыдущих записей к последующим и наложения в талоне технического обслуживания подписи лица, ответственного за его проведение, на дату проведения такого осмотра, суд приходит к выводу о том, что последний технический осмотр проведен предпринимателем именно 09.01.09. Обратное не доказано административным органом.
Также в материалы дела предпринимателем представлен график работы водителей на линии за январь – март 2009 года. График движения и режима труда и отдыха на маршруте на 2009 год у предпринимателя Борисова В.С. имеется и представлен в судебное заседание. Со слов предпринимателя, такие графики имеются у каждого водителя в маршрутном такси. Доказательства, опровергающие данные факты, суду не представлены, и в ходе проверки административным органом не были установлены.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, лежит на административном органе.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности за нарушения, перечисленные в пунктах 1, 4, 5 протокола об административном правонарушении от 11.02.09.
Однако указанные факты не влияют на правомерность составления в отношении предпринимателя Борисова В.С. протокола об административном правонарушении от 11.02.09 № 020270 и квалификацию нарушений, описанных в пунктах 2, 3 данного протокола, по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Перечисленных нарушений достаточно для привлечения ответчика к административной ответственности, поскольку каждое их этих нарушений является самостоятельным основанием для привлечения лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд находит требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание характер допущенных нарушений, отсутствие в 2008-2009 г.г. дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, работающих у предпринимателя, суд считает возможным назначить предпринимателю наказание в минимальном размере санкций, предусмотренном кодексом, а именно: 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя Борисова Владимира Семеновича, 25.12.56 года рождения, уроженца г.Кузнецка, проживающего по адресу: Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Белинского, д.72, кв.1 (свидетельство о государственной регистрации серии 58 № 000937636 от 21.02.05 выдано МИФНС России № 1 по Пензенской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать административный штраф в размере 3000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Пензенской области (УГАДН по Пензенской области), ИНН5836200153, КПП 583601001, р/счет 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области г.Пенза, БИК 045655001; КБК 10611690040040000140, ОКАТО 56401000000 - с представлением доказательств уплаты штрафа арбитражному суду и заявителю в указанный выше срок.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Л.А.Колдомасова