Дело № 12-198/2019
Решение
г. Звенигово 20 декабря 2019 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием защитника Масловой О.Г., помощника прокурора Звениговского района Республики Марий Эл Щеголевой А.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Жилищная управляющая компания» Керимова Д. Ф. на постановление по делу об административном правонарушении № от <дата>,
установил:
постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Эл № от <дата> ООО «Жилищная управляющая компания» привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, директор ООО «Жилищная управляющая компания» Керимов Д.Ф. обратился с жалобой в суд, в которой, не оспаривая вины общества в совершенном административном правонарушении, указал, что выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства носят несущественный характер, недостающие средства индивидуальной защиты работникам выданы в кратчайшие сроки после проведенной проверки, их несвоевременная выдача не повлекла за собой каких-либо вредных последствий, не создала угрозу жизни и здоровью работников, лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности, ООО «Жилищная управляющая компания» является субъектом малого предпринимательства, привлекается к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ впервые, в связи с чем просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным, либо заменить административное наказание на предупреждение.
В судебном заседании защитник Маслова О.Г. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Помощник прокурора <адрес> Республики Марий Эл Щеголева А.В., представительГосударственной инспекции труда в <адрес> Эл (в представленном отзыве) с доводами жалобы не согласились, считают обжалуемое постановление законным, обоснованным и справедливым.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлено, что необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно требованиям ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 290н от 01 июня 2009 года (далее – Правила) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктами 13, 14 Правил установлено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средств индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена к настоящим Правилам.
При выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
Согласно п. 73 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 октября 2008 года № 543н (далее – Типовые нормы), электросварщику ручной сварки положен к выдаче костюм брезентовый с огнезащитной пропиткой или костюм сварщика в количестве 1 штуки на 1 год, белье нательное 2 комплекта на 1 год, ботинки кожаные или сапоги кожаные в количестве 1 пары на 1 год, костюм сварщика зимний, краги спилковые утепленные в количестве 12 пар на 1 год, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные.
В соответствии с п. 136 Типовых норм машинисту смесителя асфальтобетона положен к выдаче костюм сигнальный 3-го класса защиты в количестве 1 штуки на 1 год, ботинки кожаные или сапоги кожаные или сапоги кирзовые в количестве 1 пары на 2 года, сапоги резиновые в количестве 1 пары на 1 год, рукавицы брезентовые или перчатки с полимерным покрытием в количестве 6 пар на 1 год, наушники противошумные (до износа), каска защитная в количестве 1 штуки на 2 года, подшлемник под каску в количестве 1 штуки на 2 года, костюм сигнальный на утепляющей прокладке 3-го класса защиты, подшлемник под каску утепленный в количестве 1 штуки на 1 год, перчатки комбинированные утепленные в количестве 1 пары на 1 год, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные.
Согласно п. 221 Типовых норм каменщику положен к выдаче костюм сигнальный 3-го класса защиты в количестве 1 штуки на 1 год, ботинки кожаные в количестве 1 пары на год, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки с резиновым низом.
В соответствии с п. 115 Типовых норм слесарю-сантехнику положен к выдаче костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой или костюм для защиты от воды из синтетической ткани с пленочным покрытием в количестве 1 штуки на 1 год, жиле сигнальный 2-го класса защиты в количестве 1 штуки на 1 год, головной убор в количестве 1 штуки на 1 год, куртка на утепляющей прокладке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Жилищная управляющая компания», в ходе которой установлены следующие нарушения обязательных требований трудового законодательства и требований охраны труда:
- в нарушение п. 73 Типовых норм электросварщики ручной сварки Селедкин Р.М., Петров М.В. не обеспечены бельем нательным, костюмом сварщика зимним, крагами спилковыми утепленными, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными;
- в нарушение п. 136 Типовых норм машинист смесителя асфальтобетона Петров Д.И. не обеспечен наушниками противошумными, подшлемником под каску, костюмом сигнальным на утепляющей прокладке 3-го класса защиты, подшлемником под каску утепленным, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными;
- в нарушение п. 221 Типовых норм каменщик Иванов А.И. не обеспечен костюмом сигнальным 3-го класса защиты, курткой на утепляющей прокладке, брюками на утепляющей прокладке, валенками с резиновым низом;
- в нарушение п. 115 Типовых норм слесари-сантехники Никитин Г.Г., Левашов М.В., Андреев А.А., Судаков А.Ю., Степанов М.В., Кириллов В.Н. не обеспечены жилетом сигнальным 2-го класса защиты, головным убором, слесари-сантехники Кастнер В.А., Левашов К.М., Кириллов С.В. не обеспечены костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой или костюмом для защиты от воды из синтетической ткани с пленочным покрытием, жилетом сигнальным 2-го класса защиты, головным убором, курткой на утепляющей прокладке.
Личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты слесарю-сантехнику Левашову К.М. в ООО «Жилищная управляющая компания отсутствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения ООО «Жилищная управляющая компания» приведенных выше требований трудового законодательства, не имеется, в связи с чем выводы административного органа о наличии в действиях ООО «Жилищная управляющая компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются правильными.
Вопреки доводам Керимова Д.Ф. рассматриваемое административное правонарушение не может квалифицироваться как малозначительное.
Так, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «Жилищная управляющая компания» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных часть 2 настоящей статьи.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Жилищная управляющая компания» включено в указанный реестр и отнесено к категории «Малое предприятие».
В соответствии с ч.ч. 1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО «Жилищная управляющая компания» привлекается к ответственности за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения существенного вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, в связи с чем назначенное ему наказание в виде штрафа в данном случае подлежит замене на предупреждение в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Данный вид наказания будет соответствовать требованиям ст. 3.1 КоАП РФ, обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как ООО «Жилищная управляющая компания», так и другими лицами.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Эл №5 от <дата> о назначении ООО «Жилищная управляющая компания» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 130 000 рублей изменить, назначить ООО «Жилищная управляющая компания» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Смирнов