Дело № 2-183/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2017 года п. Лежнево
Лежневский районный суд Ивановской области в составе
судьи Кузнецова А.Н.,
при секретаре Сапожниковой Ю.А.,
с участием и.о. заместителя прокурора Лежневского района Калининой А.В.,
главы администрации Шилыковского сельского поселения Капнинской Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности разработать и предоставить паспорт отходов по отработанным люминесцентным лампам и о возложении обязанности по проведению обучения специалиста по обращению с опасными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лежневского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности разработать и предоставить паспорт отходов по отработанным люминесцентным лампам и о возложении обязанности по проведению обучения специалиста по обращению с опасными отходами.
В заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено, что Администрации Шилыковского сельского поселения использует люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы, в результате чего образуются опасные отходы производства и потребления. В нарушении ст.ст. 11, 14 и 18 Закона № 89-ФЗ, п. 10 Правил проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 в Администрации Шилыковского сельского поселения паспорт на опасные отходы отработанных ртутьсодержащих ламп не разработан и не утвержден. Ответственным за организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп назначен заместитель Главы Администрации Шилыковского сельского поселения Частов В.В., который на данный момент профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотренное законодательством не проходил. Свидетельство, подтверждающее профессиональную подготовку сотрудника на право работы с отходами 1-4 классов опасности у Частова В.В., отсутствует. Несоблюдение администрацией Шилыковского сельского поселения обязательных требований в сфере накопления опасных отходов негативным образом сказывается на обеспечении охраны здоровья неопределенного круга лиц, что является недопустимым. На основании изложенного, прокуратура Лежневского района просит обязать Администрацию Шилыковского сельского поселения разработать и представить в Управление Росприроднадзора по Ивановской области паспорт отходов по отработанным люминесцентным лампам в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также провести обучение специалиста по обращению с опасными отходами, в том числе провести профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами в течение 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Калинина А.В. заявленные требования полностью поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика – Глава Администрации Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области Капнинская Л.И. исковые требования полностью признала.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно сообщению Главы Шилыковского сельского поселения на запрос прокуратуры Лежневского района, люминесцентные лампы используются, в том числе в здании администрации поселения.
Распоряжением № 48 от 21.09.2015 года и.о. Главы Администрации Шилыковского сельского поселения ответственным за организацию сбора ртутьсодержащих ламп от населения назначен заместитель Главы Администрации Шилыковского сельского поселения - Частов В.В.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статьям 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, фактора которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьями 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, среди прочего обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 14 Закона № 89-ФЗ на юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, возлагается обязанность подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы 1-4 классов опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, на отходы, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, в данный перечень включены лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
В соответствии с п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, учету подлежат все виды отходов 1-5 класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Ртутьсодержащие лампы отнесены к 1 классу опасности и в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучении или получения дополнительного профессионального образования, необходимых, для работы с отходами 1-4 классов опасности. В силу п. 3 ст. 15 Закона № 89-ФЗ профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что в здании Администрации Шилыковского сельского поселения используются люминесцентные лампы, которые являются опасными отходами. Однако паспорт на опасные отходы отработанных ламп не разработан и не утвержден. Кроме того, установлено, что ответственное лицо за накопление отработанных ртутьсодержащих ламп от населения Частов В.В. профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-4 классов опасности не проходил. Свидетельство, подтверждающее данную подготовку Частова В.В., отсутствует.
На основании изложенного, суд считает необходимым заявление прокурора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Лежневского района Ивановской области к Администрации Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области разработать и представить в Управление Росприроднадзора по Ивановской области паспорт отходов по отработанным люминесцентным лампам в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области провести обучение специалиста по обращению с опасными отходами, в том числе провести профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Лежневский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья А.Н. Кузнецов
Решение в окончательной форме принято судом 03 августа 2017 года