Решение по делу № 2а-451/2017 от 21.06.2017

№ 2а-451/2017

                                                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Иловля                                                            «19» июля 2017 года

    Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,

при секретаре Бредихиной Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

    В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области установлено, что администрацией указанного поселения в нарушение требований законодательства до настоящего времени не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов данного поселения.

При этом, очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Генеральная схема очистки населенных пунктов – проект, направленный на решение комплекса работ по организации сбора, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территорий.

Полагает, что бездействие администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по разработке Генеральной схемы очистки населенных пунктов, может привести к возникновению несанкционированных неконтролируемых свалок бытовых отходов на территории муниципального образования, следствием чего является нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

    В судебное заседание административный истец прокурор Иловлинского района Волгоградской области не явился, извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. На заявленных требованиях настаивает в полном объёме, просит их удовлетворить.

    Представитель административного ответчика - администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, несмотря на принятые судом меры к надлежащему извещению о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представил возражение на иск, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска прокурора, поскольку методические рекомендации «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 152) распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов РФ с расчетной численностью населения свыше 10 тысяч человек. Однако, численность населения в Краснодонском сельском поселении Иловлинского муниципального района Волгоградской области составляет 1433 человека, то есть не превышает 10 тыс. человек, следовательно, они не могут распространяться на территорию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Кроме того, считает, что разработка и утверждение генеральной схемы очистки населенных пунктов Краснодонского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области не относится к полномочиям Администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района. В связи, с чем просит отказать в удовлетворении иска прокурора.

Представитель заинтересованного лица администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Потапова Ю.А. в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила возражение на иск, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска прокурора, поскольку вышеуказанные методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тыс. человек. Однако численность населения в Краснодонском сельском поселении в настоящее время 1433 человека, то есть не превышает 10 тыс. человек, что противоречит требованиям Методических рекомендаций.

    В задачу санитарной очистки Краснодонского сельского поселения входит сбор, удаление и обезвреживание твердых отбросов, выполнение работ по уличной летней и зимней уборке улиц в целях обеспечения чистоты проездов и безопасности движения. Осуществляется уборка территорий и санитарная очистка коммунальными предприятиями и службами администрации.

Также обращает внимание суда на то, что в целях обеспечения благоустройства, озеленения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения постановлением администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 27.04.2012 года № 14 утверждены правила благоустройства и озеленения территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, которыми определен порядок благоустройства и содержания территории поселения, производство уборки в летний и зимний период. На всех улицах, площадях, на вокзалах, остановках общественного транспорта, у магазинов, торговых павильонов, торговых комплексов, киосков, входов в здания организаций торговли и общественного питания, промышленных и иных организаций, учреждений и т.д. выставляются в достаточном количестве металлические урны. Очистка урн производится систематически по мере их заполнения мусором, но не реже 1 раза в сутки.

Также в Иловлинском муниципальном районе разработана и утверждена Схема удаления коммунальных отходов с территорий населенных пунктов Иловлинского муниципального района, которая указывает направление движения к муниципальным объектам ТБО и направление вывоза ТБО на площадки временного накопления ТБО

Кроме того, считает, что у администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области отсутствуют полномочия по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов сельских поселений, входящих в состав Иловлинского муниципального района Волгоградской области, поскольку включение в генеральный план генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

С учётом положений части 2 статьи 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

        Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

    На основании ст. 3 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

    В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

    На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, именно на администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению на территории соответствующего муниципального образования мест сбора и временного хранения отходов.

При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, было установлено, что администрацией поселения в нарушение требований законодательства до настоящего времени не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов данного поселения.

Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 19 апреля 2017 года (л.д.12).

Как следует из акта проверки, составленным помощником прокурора Иловлинского района Чекуновой Е.С., генеральная схема очистки населенных пунктов Краснодонского сельского поселения администрацией Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района до настоящего времени не разработана и не утверждена.

Данный факт не способствует рациональному сбору, быстрому удалению, надежному обезвреживанию и экономической целесообразной утилизации бытовых отходов.

Прокуратурой Иловлинского района в адрес главы Краснодонского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений. (л.д. 9-11)

Однако, администрация Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области не согласилась в данным представлением, поскольку на разработку генеральной схемы очистки территорий необходимо, как того требуют методические рекомендации, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 года № 152, чтобы численность населения была свыше 10 тысяч человек, тогда как на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области проживает 1433 человека, в связи чем данные рекомендации не распространяются на данное поселение (л.д. 13).

Суд считает, довод представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что методические рекомендации «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 152) не распространяются на территорию Краснодонского сельского поселения, Иловлинского муниципального района Волгоградской области поскольку численность населения поселения не превышает 10 тысяч человек, не обоснованным.

Так, в судебном заседании установлено, что численность населения Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области составляет 1433 человека, что подтверждается статистическим обзором об изменении численности населения в муниципальных образованиях Волгоградской области.

Действительно, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 152 Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, не могут быть применены к территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, поскольку распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов РФ с расчетной численностью населения свыше 10 тысяч человек.

Вместе с тем, указанное обстоятельство, не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и может являться основанием для неисполнения требований природоохранного законодательства, поскольку иное нарушало бы права и законные интересы граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденным главным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года.

Пунктами 1.1., 1.2, указанных СанПиН предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населённых мест.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 орган местного самоуправления обязан разработать Генеральную схему очистки населенного пункта.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Кроме того, ссылку представителя администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о том, что муниципальным районом разработана схема удаления коммунальных отходов с территорий населенных пунктов Иловлинского муниципального района в рамках муниципальной программы, утвержденной Постановлением администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 27 декабря 2016 № 1013, которая указывает направление движения к муниципальным объектам ТБО и направление вывоза ТБО на площадки временного накопления ТБО, суд считает не состоятельной.

Так, Постановлением Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 27 декабря 2016 № 1013 в рамках муниципальной программы разработана схема удаления коммунальных отходов с территорий населенных пунктов Иловлинского муниципального района (л.д.52-68).

Вместе с тем, указанная схема удаления коммунальных отходов разработана для Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в данной схеме отсутствуют правила удаления отходов в поселениях Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в том числе Краснодонского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области.

Из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 19 июля 2017 года следует, что разработка Генеральной схемы очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов предусматривается п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Однако, считают что, статьей 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» их действие приостановлено, поскольку при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации (л.д.69).

Вместе с тем, в силу п. 3 ч. 3 ст. 1 указанного Федерального Закона 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Таким образом, исходя из изложенного, следует, что необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов определена «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПин 42-128-4690-88), соблюдение которых в силу действующего законодательства является обязательным и не зависит от численности населения муниципального образования.

Также, судом принято во внимание то обстоятельство, что допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих тот факт, что на территории данного поселения надлежащим образом организован плановый процесс сбора и вывоза бытовых отходов, определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, организовано удаление негабаритных отходов, имеется расчет фактического количества мусора, то есть доказательств подтверждающих соблюдение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», административным ответчиком не представлено.

Поскольку в нарушение требований действующего законодательства на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области до настоящего времени не разработана и не утверждена Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, имеются правовые основания для удовлетворения настоящего заявления, так как реализация администрацией Краснодонского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области установленных законом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов не в полной мере, может привести к образованию несанкционированных свалок, а также к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.

    В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку для разработки генеральной схемы необходимы исходные данные о месте для утилизации и переработки отходов (местоположение, решение об отводе, площадь, подъездные пути и т.д.), то при установлении срока для исполнения решения суда об обязании административного ответчика разработать и утвердить ее (генеральную схему) необходимо учитывать период, в течение которого будет определено это место.

Кроме того, согласно ст. ст. 49,53,54 Федерального закона РФ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от извещения о проведения открытого конкурса на разработку генеральной схемы до заключения контракта по его результатам с организацией-исполнителем ответчику необходимо 2 месяца.

Также необходимо время для изготовления и утверждения генеральной схемы, ее согласования с заинтересованными организациями.

        Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учётом конкретных обстоятельств дела, и полагает возможным установить срок исполнения решения суда три месяца. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

    Согласно п. 9 и п. 19 ст. 333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу изложенного, административное исковое заявление прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, уплате государственной пошлиной не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с действующим законодательством - удовлетворить.

    Обязать администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования – Краснодонское сельское поселение Иловлинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством в течении 3 – х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 21 июля 2017 года.

         Судья                                                                                        В.И. Пичугин

2а-451/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация сельского поселения Краснодонское
Другие
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Иловлинский районный суд Волгоградской области
Дело на сайте суда
ilov.vol.sudrf.ru
21.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2017[Адм.] Судебное заседание
21.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее