Дело № 2а-5440/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 14 ноября 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.О.,
при секретаре судебного заседания Сорокиной Т.В.,
с участием представителя административных ответчиков ХодыкинаА.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова И.А. к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», ФКУ«Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Иванов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным и отмене решения от 2 октября 2019 года о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам медицинского обследования у Иванова И.А. выявлены болезни «<данные изъяты>», которые опровергнуты не были. При принятии решения о признании административного истца годным к военной службе по категории «Б» административным ответчиком не были надлежащим образом приняты во внимание медицинские документы, на дополнительное обследование он направлен не был. Административный истец предположительно ограничено годен к военной службе по категории «В», которая в силу п.1 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является основанием для освобождения от призыва на военную службу.
Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ«Военный комиссариат Республики Марий Эл».
Административный истец Иванов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», ФКУ«Военный комиссариат Республики Марий Эл» Ходыкин А.В., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения административного искового заявления, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
Свидетель ФИО4, работающий в Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» в должности <данные изъяты>, пояснил, что категория годности к военной службе Иванову И.А. определена на основании медицинского освидетельствования. Надлежащих документов, свидетельствующих о наличии у призывника иных заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, представлено не было.
Суд с учетом мнения представителя административных ответчиков счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного истца, использовавшего по собственному усмотрению право на участие в судебном заседании.
Выслушав участника процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, личное дело призывника, учетную карту призывника, медицинскую карту, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч.9 и 11 ст.226, ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п.п.1, 2 ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного п.1 или п.4 ст.20 или п.1 ст.20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п.1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ч.1 ст.25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Исходя из положений п.п.1, 4 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п.5).
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе (п.13).
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п.15).
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы (п.16).
Согласно п.2 ст.33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с п.2 ст.5.1 настоящего Федерального закона.
Положение о военно-врачебной экспертизе, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565.
Судом установлено, что Иванов И.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, состоит на воинском учете с 14 февраля 2016 года в военном комиссариате г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.
Решением Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 2 октября 2019 года Иванов И.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б», показатель предназначения «3», и призван на военную службу (протокол заседания№).
Основанием для принятия призывной комиссией указанного решения явились результаты медицинского освидетельствования Иванова И.А., в ходе которого административный истец освидетельствован врачами-специалистами, а именно хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, дано итоговое заключение о категории годности Иванова И.А. к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно п.1 Приложения №31 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663», граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Как следует из представленных доказательств, при прохождении медицинского освидетельствования перед принятием оспариваемого решения призывной комиссией исследовано состояние здоровья административного истца. В личном деле имеются справки о состоянии здоровья. По результатам медицинского освидетельствования врачом-хирургом ему установлен диагноз «<данные изъяты>», врачом-окулистом установлен диагноз «<данные изъяты>».
При указанных заболеваниях препятствий к прохождению военной службы не установлено.
Согласно п. «г» ст.35, п. «г» ст.57 графы 1 Расписания болезней (раздел II Положения о военно-врачебной экспертизе) Иванову И.А. с учетом поставленных диагнозов определена категория годности к военной службе «Б-3», то есть годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Доводы административного истца о том, что у него на момент призыва в 2019 году имеются заболевания «<данные изъяты>» материалами дела не подтверждаются, соответствующих медицинских документов в материалы административного дела не представлено, равно как не представлялись такие документы на медицинское освидетельствование, проведенное в рамках работы призывной комиссии.
При таких обстоятельствах решение призывной комиссии от 2 октября 2019 года об определении категории годности к военной службе «Б-3», призыве Иванова И.А. на военную службу является законным и обоснованным.
Суд также отмечает, что при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (ч.2 ст.29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года №574 (п.8 действующего Положения о военно-врачебной экспертизе).
Из положений п.п.3, 4, 7, 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе следует, что независимая военно-врачебная экспертиза проводится по заявлению самого гражданина за счет его средств в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
Заключение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет для него значение, поскольку на его основании принимается то или иное решение призывной комиссии, предусмотренное ч.1 ст.28 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе».
Из материалов дела не следует, что административный истец обращался с заявлением о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию Республики Марий Эл либо с заявлением о проведении независимой экспертизы в установленном порядке. Тогда как вопрос о наличии у административного истца на момент призыва заболеваний, которые являются основанием для освобождения от призыва на военную службу, подлежит разрешению не в ходе судебного разбирательства, а при проведении независимой военно-врачебной экспертизы согласно Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, которой административный истец не воспользовался, равно как не воспользовался правом на подачу заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию Республики Марий Эл.
На основании анализа приведенных норм права, представленных письменных доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о необоснованности требований административного истца о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу, поскольку заключение призывной комиссии о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б-3») соответствует закону, доводы административного истца о наличии у него заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных Ивановым И.А. требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Иванова И.А. к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», ФКУ«Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.О. Иванова
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2019 года.