Дело № 2-1577/2021
УИД 24RS0032-01-2020-006314-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 07 октября 2021г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Снежинской Е.С.,
при секретаре судебного заседания Касимбековой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №89», Администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к МАОУ «Средняя школа №89», Администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что в деятельности учреждения имеются нарушения требований ч.3,6,7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. за №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998г. за №124-ФЗ «Об основных правах ребенка в Российской Федерации». 08 мая 2018г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю проведена проверка МАОУ «Средняя школа №89», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Шевченко, д.56, в ходе, которой выявлены следующие нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- в мастерских для мальчиков, туалетных комнатах для мальчиков на 3 этаже, в кабинетах №№ 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 203, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 214, 202, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 310, 312, 313, 314, в коридорах 1, 2, 3 этажей, остекление окон состоит из нецельного стеклополотна;
- в кабинетах информатики № 208, кабинете русского языка и литературы № 201 не обеспечено соответствие нормируемым значениям коэффициента пульсации искусственной освещенности.
По результатам проверки МАОУ «Средняя школа №89», Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано предписание № 9065 об устранении в срок до 05 августа 2019г. выявленных нарушений.
При проведении проверки в сентябре 2019г. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в МАОУ «Средняя школа №89», установлено, что вышеперечисленные нарушения устранены частично, в связи с этим 06 сентября 2019г. контролирующим органом выдано предписание № 21757 об устранении в срок до 02 августа 2021г. выявленных нарушений. В августе 2021г. при проведении проверки в порядке контроля Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю установлено, что образовательным учреждением по прежнему допускаются нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно в помещениях туалетных комнат для мальчиков на 3 этаже, в кабинетах №№ 102, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 214, 202, 310, 312, 313, в коридоре 3 этажа имеются трещины и иные дефекты стеклополотна.
С учетом уточнений прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать МАОУ «Средняя школа №89», устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- провести работы по замене остекления окон из цельного стеклополотна в помещениях туалетных комнат для мальчиков на 3 этаже, в кабинетах №№ 102, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 214, 202, 310, 312, 313, в коридоре 3 этажа, по адресу: г. Красноярск, ул. Шевченко, д. 56.
Обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МАОУ «Средняя школа №89» средства для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Бархатова А.В. заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МАОУ «Средняя школа №89» Белоусова Е.В. (полномочия подтверждены) в судебном заседании указала на то, что предписание, выданное Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю частично исполняется по мере выделения денежных средств, учреждением в пределах компетенции в плановом порядке проводится работа по разработке проектно-сметной документации. Возможность проведения работ будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета 2021г. и планового периода 2022- 2023 годов.
Представитель ответчика Главное управление образования администрация г.Красноярска Мокрицких Е.С. (полномочия проверены) в судебном заседании возражала против заявленных требований прокурора, указывая на то, что Управление не является надлежащим ответчиком, поскольку не является распорядителем денежных средств, выступает в качестве органа координирующего деятельность подведомственных муниципальных образовательных учреждений, также указала на невозможность исполнения предписания в данные период, поскольку идет образовательный процесс и проведение ремонтных работ в присутствие детей не допускается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Красноярскому краю Резанова И.О. (полномочия проверены) в судебном заседании пояснила, что предписание, выданное МАОУ «Средняя школа №89», частично исполнено.
Ответчик администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в которых указано на несогласие с исковыми требования, поскольку администрация г. Красноярска как самостоятельное юридическое лицо не является финансовым органом муниципального образования г. Красноярск и не осуществляет распоряжение средствами бюджета города.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации определено, что детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных правах ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных правах ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с ч.3,6,7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999г., настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователем зданиями и сооружения в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Согласно пункта 2.8.3 СП 2.4.3648-20 №28, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, остекление окон выполняется из цельного стекла, не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла, чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка по исполнению предписания, выданного Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю МАОУ «Средняя школа №89», срок предписания установлен до 05 августа 2019г., при проверке в сентябре 2019г. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, установлено, что нарушения устранены частично, выдано повторное предписание со сроком устранения нарушений до 02 августа 2021г.
В августе 2021г. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в МАОУ «Средняя школа №89» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой вновь установлены вышеперечисленные нарушения, 19 августа 2021г. выдано повторное предписание со сроком устранения нарушений до 01 августа 2023г.
Как следует из материалов дела, МАОУ «Средняя школа №89» частично исполнено предписание, выданное Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю. На основании договора № 1/89 от 07 апреля 2021г. и договора № 5/89 от 14 мая 2021г., произведена замена оконных блоков в кабинетах 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 202, 207, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 12 мая 2021г., 07 июля 2021г., произведена замена освещения в кабинете №201, что подтверждается протокол осмотра, произведенном Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 11 июля 2021г.
МАОУ «Средняя школа №89» относится к объектам социальной инфраструктуры, поэтому должны быть созданы безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, направленную на устранение выявленных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Образовательную деятельность МАОУ «Средняя школа №89» осуществляет в г.Красноярске, по адресу: ул. Шевченко, д. 56.
МАОУ «Средняя школа №89» - это муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, учредителем которого является муниципальное образование - город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация города Красноярска. Собственником имущества, является также муниципальное образование - город Красноярск. Финансирование обеспечение деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидии.
Согласно ч.2 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Полномочия и функции Главного управления образования администрации города Красноярска, закреплены в Положение о Главном управлении образования администрации г.Красноярска, утвержденном распоряжением администрации г. Красноярска от 20 февраля 2014 г. №56-р.
Так, согласно указанного Положения, в задачи Управления входит, в том числе, осуществление координации деятельности бюджетных муниципальных учреждений в сфере образования, обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях.
В функции Управления входит осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, по вопросам соблюдения прав граждан на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.
Кроме того, в ходе исполнения своих функций, Управление разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска, в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством.
Доказательств того, что в МАОУ «Средняя школа №89» в настоящее время устранены недостатки, изложенные в предписании Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю стороной ответчика - не представлено.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок исполнения решения суда, с учетом бюджетного финансирования обеспечения и необходимости соблюдения законности при выполнении работ, отвечает признаку достаточности для исполнения заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска - удовлетворить.
Обязать МАОУ «Средняя школа №89» в течение двух месяцев, со дня вступления решения в законную силу:
- провести работы по замене остекления окон из цельного стеклополотна в помещениях туалетных комнат для мальчиков на 3 этаже, в кабинетах №№ 102, 205, 206, 208, 209, 210, 211, 212, 214, 202, 310, 312, 313; в коридоре 3 этажа, по адресу: г. Красноярск, ул. Шевченко, д. 56.
Обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МАОУ «Средняя школа №89» средства для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с МАОУ «Средняя школа №89» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Снежинская