Дело № 2-11/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2013 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Криваль А.Н., с участием прокурора Смирновой А.А., представителя ответчика администрации Муезерского городского поселения Видякиной И.И, представителя третьего лица открытого акционерного общества «Карелгаз» Ермакова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского городского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Муезерского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского городского поселения об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что на территории муниципального образования Муезерское городское поселение по <адрес> расположена система газоснабжения, включающая в себя подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущего от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту в т.ч. объекты системы газоснабжения). Данные объекты системы газоснабжения является источниками повышенной опасности, не имеют собственника, бесхозные, в реестре объектов муниципальной собственности Муезерского городского поселения и Муезерского муниципального района не состоят. Ответчик администрация МО Муезерское городское поселение меры по определению статуса объектов системы газоснабжения не принимала, с заявлением о постановке на учет объектов системы газоснабжения не обращалась, бездействует, не принимает меры к установлению собственника, лица ответственного за содержание данных объектов газоснабжения, определению системы газоснабжения в муниципальную собственность, нарушает действующее законодательство, что может привести к нарушениям жилищных прав граждан в части бесперебойного и качественного предоставления сжиженного углеводородного газа в жилые дома <адрес>, создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Прокурор Муезерского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Муезерского городского поселения в части непринятия мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в качестве бесхозного имущества подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущего от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию Муезерского городского поселения принять меры по постановке на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в качестве бесхозного имущества подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущего от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, ст.ст.130, 225 ГК РФ, п.8 ч.1 ст.14, п.1 ч.2 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п.5 гл.2 Положения о принятии на учет бесхозных вещей, утв.постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, п.п.6.3.1, 7.1.1, 7.4.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утв.постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 91.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Муезерского муниципального района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено открытое акционерное общество «Муезерский леспромхоз» (далее по тексту в т.ч. ОАО «Муезерский леспромхоз»).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Карельский ресурс» (далее по тексту в т.ч. ООО «Карельский ресурс»).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Прокурор Смирнова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации МО Муезерское городское поселение - Видякина И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно иска возражала, просила об отказе в удовлетворении иска. Представлены письменные мотивированные возражения относительно иска, указано что данный спор неподведомственен суду общей юрисдикции, а подведомственен Арбитражному суду Республики Карелия, ОАО «Карелгаз» осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации права собственности на данный объект, просят в иске отказать.
Представитель третьего лица ОАО «Карелгаз» - Ермаков Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск прокурора поддержал, полагал необходимым удовлетворение иска, пояснял, что подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, на балансе ОАО «Карелгаз» не числятся, денежные средства в строительство данных объектов ОАО «Карелгаз» не вкладывало, собственником указанного имущества ОАО «Карелгаз» не является.
Третье лицо администрация Муезерского муниципального района, своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный мотивированный отзыв на исковое заявление, указано, что объекты системы газоснабжения эксплуатируются ОАО «Карелгаз», организация непрерывно, открыто на протяжении длительного времени поставку газа, подачу его абонентам, получает доход, поддерживает в пригодном для использования по назначению состоянии на данный объект, объект системы газоснабжения должен находится в собственности ОАО «Карелгаз», обязанность по постановке на учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии должна быть возложена на собственника.
Третье лицо ОАО «Муезерский леспромхоз», своего представителя в судебное заседание не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный мотивированный отзыв на исковое заявление, указано, что подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, на балансе ОАО «Муезерский леспромхоз» не числятся, ОАО «Муезерский леспромхоз» не является собственником данных объектов, документы на право собственности, а также иные документы, имеющие отношение к указанным объектам системы газоснабжения, отсутствуют, исковые требования прокурора поддерживают. Представлено дополнение к отзыву на иск, указано, что регистрация работающих под давлением сосудов ГПУ и их регистрация производилась Муезерским комплексным леспромхозом ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Муезерский леспромхоз» не является правопреемником Муезерского комплексного леспромхоза.
Третье лицо ООО «Карельский ресурс» своего представителя в судебное заседание не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, своего представителя в судебное заседание не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, указано, что с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного имущества на систему газоснабжения МО Муезерское городское поселение не обращалось, права собственности, оперативного управления на систему газоснабжения в ЕГРП не зарегистрировано.
Третье лицо ГУП РК РГЦ «Недвижимость» своего представителя в судебное заседание не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, в т.ч. показания свидетелей, приходит к выводу об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений отнесены в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно подп.3 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
В соответствии с подп.1 п.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ, газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям, система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что на территории <адрес> располагается система газоснабжения, включающая в себя подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, данная система газоснабжения относится к газораспределительной системе и обслуживает дом №, расположенный по <адрес> Республики Карелия.
Доказательств того, что между администрацией Муезерского городского поселения и администрацией Муезерского муниципального района заключено соглашение о передаче осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района, в частности, в отношении спорной подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, суду не представлено.
Техническое обслуживание названного объекта недвижимости осуществляет ОАО «Карелгаз», однако договор на обслуживание не заключен, вследствие отсутствия собственника спорного объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения выполнение комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Как усматривается из материалов дела, указанные меры, установленные федеральным законодательством, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности спорной подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа, представляющей реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит названое сооружение.
Отсутствие собственника подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа, влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности такого сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (п.1), бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3).
В соответствии с п.2, п.5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.7 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утв.постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированные права на объект недвижимого имущества - системы газоснабжения по адресу: <адрес>, отсутствуют (т.1 л.д.33).
Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированные права на объект недвижимого имущества - подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущего от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют (т.1 л.д.128).
Из письма ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в реестре объектов капитального строительства ГУП РК РГЦ «Недвижимость» данных по правообладателях подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от нее к жилому дому газопроводов низкого давления по адресу: <адрес>, не имеется (т.1 л.д.181).
В реестре объектов муниципальной собственности МО Муезерский муниципальный район система газоснабжения, включающая в себя подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, не значатся, что подтверждается справкой администрации Муезерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.57).
В реестре объектов муниципальной собственности МО Муезерское городское поселение система газоснабжения, включающая в себя подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, не значатся, что подтверждается пояснениями представителя ответчика МО Муезерское городское поселение, а также уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.33).
Согласно справок ОАО «Муезерский леспромхоз» (т.1 л.д. 187, т.2 л.д.37), подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, по данным бухгалтерского учета на балансе ОАО «Муезерский леспромхоз» не числится.
Довод ответчика о том, что собственником подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ОАО «Муезерский леспромхоз», как правопреемник Муезерского КЛПХ, не может явиться основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно паспортов сосудов подземных резервуаров, работающих под давлением, владельцем сосудов является Муезерский КЛПХ (т.1 л.д.13-20).
Исходя из исполнительной технической документации на наружный газопровод к жилому дому <адрес> генеральным подрядчиком является Муезерский ПМК треста Кареллесстроймелиорация, субподрядной организацией является ГМП «Карелгазстрой» (т.1 л.д.21-22).
Согласно акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газоснабжения ГРУ к дому 44 по <адрес> в <адрес>, заказчиком являлся Муезерский КЛПХ (т.1 л.д.23-25).
Из паспорта ГПУ сжиженного газа по <адрес>, владельцем ГРУ является Муезерский комплексный леспромхоз (т.1 л.д.137).
Из письма Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что регистрация работающих под давлением сосудов ГПУ в <адрес>, произведена Муезерским КЛПХ ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.42).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ №, способ образования ОАО «Муезерский леспромхоз» ДД.ММ.ГГГГ - создание (т.2 л.д.69).
АООТ Муезерский леспромхоз» зарегистрировано постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (т.2 л.д.44).
Архивную справку МКУ «Муезерский межмуниципальный районный архив» от ДД.ММ.ГГГГ № (т.2 л.д. 43) содержащую сведения о том, что Муезерский КЛПХ на основании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № преобразован в АООТ «Муезерский ЛПХ», наименование изменено на ОАО «Муезерский ЛПХ» суд оценивает критически, поскольку данная архивная справка в части содержащихся в ней сведений о преобразовании Муезерского КЛПХ в АООТ «Муезерский ЛПХ» опровергается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОАО «Муезерский леспромхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доказательств того, что сосуды подземных резервуаров, работающих под давлением, подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, переданы от Муезерского КЛПХ в АООТ «Муезерский леспромхоз» либо ОАО «Муезерский леспромхоз» стороной ответчика суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
Кроме того, в силу ст.225 ГК РФ, бесхозяйной вещью является вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Т.о. даже если ОАО «Муезерский леспромхоз» был бы собственником подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, он, исходя из представленного суду отзыва на исковое заявление, вправе в силу ст.225 ГК РФ отказаться от имущества, фактически от данного имущества отказался, что подтверждается отзывом на иск, дополнением к отзыву на иск, на балансе у ОАО «Муезерский леспромхоз» указанные объекты недвижимости не числятся, указанное обстоятельство подтверждается справками ОАО «Муезерский леспромхоз» (т.1 л.д. 187, т.2 л.д.37) и указывает на статус данного имущества как бесхозяйного.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществленапутем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку спорный объект, что не оспаривалось участвующими в деле лицами, расположен в административных границах МО Муезерское городское поселения, уклонение от обращения администрации Муезерского городского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, бесхозяйный объект недвижимости принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки такого объекта на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, построена по заказу Муезерского КЛПХ, и однако на балансе ОАО «Муезерский леспромхоз» не числится, является бесхозяйным имуществом.
.
Ответчик администрация МО Муезерское городское поселение меры по определению статуса спорных объектов системы газоснабжения не принимала, с заявлением о постановке на учет объектов системы газоснабжения не обращалась, бездействовала в части принятия мер к установлению собственника, лица ответственного за содержание данных объектов газоснабжения, определению системы газоснабжения в муниципальную собственность.
Исходя из системного анализа указанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что виновным бездействием в данном случае является уклонение от обращения в регистрирующий орган о принятии подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от нее к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, на учет как бесхозяйного имущества именно ответчика администрации МО Муезерское городское поселение.
По мнению суда, поскольку, федеральным законодательством разработан механизм принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества с возможностью его последующей передачи в муниципальную собственность, органы местного самоуправления в случаях обнаружения подобного имущества, должны незамедлительно обращаться в территориальные органы федеральной регистрационной службы с заявлениями о принятии данных объектов на учет, а по истечении установленного ч. 3 ст. 225 ГК РФ, годичного срока со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обращаться в суд с требованием о признании на нее права муниципальной собственности.
Непринятие мер по постановке на учет подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от нее к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, умаляет предоставленные Конституцией Российской Федерации гарантированные права, тогда как в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы, является высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Суд полагает, что наличие бесхозяйных объектов на территории Муезерского городского поселения, особенно учитывая специфику данных объектов, как объектов повышенной опасности, связанную со снабжением газа, нарушает права и интересы неопределённого круга лиц и поскольку недвижимое имущество - подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, являющаяся бесхозяйной вещью, находится на территории МО Муезерское городское поселение, ответчик МО Муезерское городское поселение обязано принять меры по постановке на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйного имущества на указанные объекты недвижимости, обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке данного бесхозяйного имущества на учет.
Довод ответчика о том, что данный спор не подведомственен суду общей юрисдикции, а подведомственен Арбитражному суду Республики Карелия, судом не принимается и признается несостоятельным по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии со ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23,25,26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Прокурор Муезерского района мотивирует свое обращение в суд в т.ч. указанием на то, что бездействие администрации МО Муезерское городское поселение может привести к нарушениям жилищных прав граждан в части бесперебойного и качественного предоставления сжиженного углеводородного газа в жилые дома <адрес>, создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах, с позиции указанных правовых норм суд полагает, что обозначенных прокурором Муезерского района в исковом заявлении требования, подлежат разрешению судом общей юрисдикции - Муезерским районным судом Республики Карелия, в качестве суда первой инстанции.
Иные доводы ответчика, указываемые в обоснование возражений относительно иска в т.ч. о том, что ОАО «Карелгаз» осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации права собственности на данный объект, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении иска и судом не принимается по основаниям изложенным выше.
Исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлении от 26.05.2009 по делу «Бацанина (Batsanina) против России», жалоба № 3932/02, поддержка прокуратурой одной из сторон может быть оправдана при определенных условиях, например, в целях защиты уязвимых лиц, которые считаются не способными защитить свои интересы самостоятельно, или в случае, если правонарушение затрагивает большое число людей, или если требуют защиты реальные государственные интересы или имущество.
Суд, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценивая все собранные по делу доказательства в совокупности исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, в т.ч. показания свидетелей Свидетеля 1, Свидетеля 2, Свидетеля 3., учитывая конкретные обстоятельства дела, поскольку ответчик администрация Муезерского городского поселения допустило нарушение требований действующего законодательства в форме бездействия, исходя из того, что собственник подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от ней к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, не определен, на балансе какой-либо организации данное имущество не числится, в ЕГРП сведения о данных объектах отсутствуют, в реестре муниципальной собственности МО Муезерское городское поселение, а также в собственности МО Муезерский муниципальный район, не состоит, ни за кем не закреплено, исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлении от 26.05.2009 по делу «Бацанина (Batsanina) против России», жалоба № 3932/02, суд полагает, что правовые основания для предоставления судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по избранным прокурором Муезерского района процессуальным средствам гражданского судопроизводства, имеются, подземная резервуарная установка сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>, является бесхозяйными, иск надлежит удовлетворить.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1), в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2).
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из необходимости установления срока, в течение которого ответчик администрация МО Муезерское городское поселение обязана будет принять меры по постановке на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в качестве бесхозяйного имущества подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущего от него к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес> - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С учетом требований ст.206 ГПК РФ данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Суд также исходит из того, что впоследствии ответчик администрация МО Муезерское городское поселение вправе, при наличии достаточных оснований, обратиться в суд в порядке ч. 1 ст. 203, ст. 434 ГПК РФ, ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, представив доказательства принятия мер по исполнению решения суда и невозможности выполнить его в установленные сроки вследствие объективных причин исключительного характера, наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского городского поселения об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муезерского городского поселения в части непринятия мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в качестве бесхозяйного имущества подземной резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущих от нее к жилому дому газопроводов низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Муезерского городского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйного имущества объекты недвижимости: подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилому дому газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 20 мая 2013 года.
Судья В.Л. Варламова