Дело № 2-793/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Максимова А.В.,
при секретаре Рыковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В., 3-е лицо УФССП России по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районным судом г. Перми по иску прокурора Ильинского района Пермского края в интересах гр.А. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения было вынесено решение по делу № о предоставлении гр.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Апанициной Е.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №, размер исполнительского сбора составляет 50000 руб. Правительство Пермского края не может исполнить решение суда в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по следующим причинам. Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013 г. предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории детей. Согласно п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем: приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством, участия в долевом строительстве многоквартирных домов, строительства многоквартирных домов, строительства жилых домов. Согласно требованиям ч.2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона. Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер. Также, в 2014 г. в Ильинском муниципальном районе не запланировано приобретение жилья. В настоящее время формируются списки по потребности в жилых помещениях по муниципалитетам Пермского края. В 2015 г. после приобретения жилых помещений в Ильинском муниципальном районе жилое помещение гр.А. будет предоставлено во внеочередном порядке. С учетом длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства, считают, что вышеуказанные причины являются уважительными и объективными, не позволяющие в установленный законом срок исполнить решение <данные изъяты> районного суда г. Перми и позволяющими освободить Правительство Пермского края от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Максимов А.В. на исковых требованиях настаивает.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Апаницина Е.В. в судебное заседание не явилась, в заявлении, представленном суду, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо УФССП по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.А. в границах Ильинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение <данные изъяты> районного суда г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю Апанициной Е.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить гр.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от наличия средств, выделенных для этой цели в краевом бюджете.
Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем министра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края издан приказ № о включении в специализированный жилищный фонд Пермского края жилые помещения с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за субъектом РФ Пермский край на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Суд учитывает, что Правительство Пермского края надлежащим образом выполняла свои обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, неисполнение решений суда стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края.
При таких обстоятельствах, вина Правительства Пермского края в неисполнении обязательства по предоставлению Опутиной Е.А. жилого помещения отсутствует, в связи с чем у суда имеются основания для освобождения Правительства Пермского края от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебного пристава по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Апанициной Е.В. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Апанициной Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А. Ветлужских