63RS0039-01-2020-003159-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2737/2020 по исковому заявлению заместителя прокурора Самарского района города Самары в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара об обязании совершить действия,
Установил:
Прокурор Самарского района г.Самара обратился в Ленинский районный суд г.Самары с иском к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о возложении обязанности проведения работ по сносу многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы сноса многоквартирных домов, на территории Самарского внутригородского района г.о.Самара. В ходе проверки установлено, что распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 27.09.2011 года №2021/02-р на основании заключения межведомственной комиссии администрации Самарского района г.Самары от 29.12.2010 года №167 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Прокурорской проверкой установлено, что жилой дом фактически разрушен, Администрацией г.о.Самара мероприятия по сносу (демонтажу) аварийного жилого дома и ликвидации свалки с зачисткой территории от строительного мусора не проводятся. В настоящее время жильцы указанного дома, подлежащего сносу, расселены. Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, просит обязать Департамент г.о.Самара в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять меры по сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес> зачисткой территории от строительного мусора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мирошниченко Е.Б. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчиков по доверенности Болдырев Н.С. исковые требования не признал по доводам отзыва.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п.п.1,5, 8,9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также признание в установленном законом порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п.«г» ст.47 Устава г.о.Самара Департамент управления имуществом распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам.
Согласно ч.4 ст.45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В силу п.1.9, п.1.10 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного решением Думы г.о.Самара от 28.05.2009 года №754, Департамент управления имуществом г.о.Самара осуществляет распоряжение муниципальным жилищным фондом в соответствии с действующим законодательством, Уставом г.о.Самара и настоящим Положением: осуществляет функции заказчика работ по сносу и реконструкции аварийного жилищного фонда г.о.Самара.
Учитывая изложенное, суд считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещение непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Частью 1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-03 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Непринятие мер по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, условия для совершения преступлений и террористических актов, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Самарского района г.Самары проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в части своевременности проведения сноса многоквартирных домов, признанных аварийными, на территории Самарского внутригородского района г.Самары.
Согласно распоряжению первого заместителя главы г.о.Самара от 27.09.2011 года №2021/02-р на основании заключения межведомственной комиссии администрации Самарского района г.Самары от 29.12.2010 года №167 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено, что на 20.05.2020 года указанный многоквартирный дом полностью расселен, отключен от коммуникаций, граждане в данном многоквартирном доме не проживают, что также подтверждается приложенным фотоматериалом.
Также установлено, что снос указанного выше многоквартирного дома Департаментом управления имуществом г.о.Самара не произведен, контракт на выполнение работ по сносу этого аварийного дома не заключался, проектно-сметная документация отсутствует, в настоящее время работы по сносу вышеуказанного многоквартирного дома не начаты, что подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанности обеспечить выполнение работ по сносу указанного многоквартирного дома являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременное проведение сноса многоквартирных домов, признанных аварийными, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.
Определяя срок исполнения решения в части организации проведения работ по сносу многоквартирного аварийного дома и очистке территории от строительного мусора, суд учитывает особенности бюджетного процесса, контрактную систему поиска исполнителей работ для муниципальных нужд. Указанные факторы в совокупности увеличивают продолжительность времени, необходимого для исполнения решения. Вместе с тем, суд полагает, что трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу будет более чем достаточен для его исполнения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес> зачисткой территории от строительного мусора.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.09.2020 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь