Дело № 2-168/2020
УИД 10RS0003-01-2020-000386-51
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июля 2020 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Денисовской П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой О.А. к администрации Кемского муниципального района о признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Гаврилова О.А. обратилась в суд с названным иском к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что она является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> мая, <адрес> кв. До момента передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, она проживала в указанном жилом помещении на основании договора социального найма с 05 марта 1987 года. 19 июля 2016 года между Администрацией Кемского городского поселения и ею был подписан договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность. Право собственности на указанное жилое помещение было закреплено за ней 14 июня 2017 года. В апреле 2020 года в ее адрес поступило письмо № 01-21/926 от 13.04.2020 года от Администрации Кемского муниципального района, согласно которому, в связи с внесенными изменениями в Жилищный кодекс РФ, ей предложено обратиться в Отдел ЖКХ администрации Кемского муниципального района для оформления получения выкупной стоимости принадлежащего ей жилого помещения. В ходе подготовки ответа на указанное выше письмо ею были обнаружены следующие обстоятельства. Согласно региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилого фонда, многоквартирный <адрес> мая в <адрес> подлежит расселению. Дата признания указанного дома аварийным 02.06.2016 года. Несмотря на закрепленный нормой закона запрет на приватизацию жилого помещения, расположенного в жилом доме признанном аварийным, право собственности на указанное жилое помещение было за ней зарегистрировано.
Просила признать договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации жилого помещения от 19.07.2016 недействительным. Истец Гаврилова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что о признании дома аварийным 02.06.2016 при заключении договора приватизации ей известно не было. О том, что дом признан аварийным, ей стало известно примерно в июне 2020 года, когда она обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении жилья по расселению. Ей из администрации ответили, что дом признан аварийным, поэтому приватизация недействительна и ей в связи с выходом нового закона квартиру не дадут.
Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района в суд не явился. В поступившем заявлении Глава администрации Петров Д.А. против удовлетворения исковых требований не возражал, просил рассмотреть дело без участия представителя администрации и принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1).
Судом установлено, что в соответствии с приведенными положениями действующего законодательства истец, являясь нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 18 июля 2016 года обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением об оформлении документов безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения. 19 июля 2016 года собственником жилого помещения - администрацией Кемского городского поселения в лице специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и истцом Гавриловой О.А. был заключен Договор безвозмездной передачи названного жилого помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 6).
На основании Решения Совета Кемского городского поселения от 24 октября 2016 г. № 4-2/2 администрация Кемского городского поселения ликвидирована, о чём в ЕГРЮЛ 3 ноября 2016 г. внесена запись № 2161001258790. В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 35 Устава Кемского муниципального района, статьёй 22 Устава Кемского городского поселения, администрация Кемского муниципального района в настоящее время исполняет полномочия администрации Кемского городского поселения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 7-9) право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за истцом Гавриловой О.А.14 июня 2017 года на основании Договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от 19 июля 2016 года.
Кроме того, судом установлено и подтверждается сообщением Главы администрации Кемского муниципального района истцу Гавриловой О.А. № 01-21/926 от 13.04.2020 (л.д. 10), что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, постановлением администрации Кемского муниципального района № 99 от 02 июня 2016 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Статьей 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен запрет на приватизацию жилых помещений, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 167 ГК РФ следует, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В пункте 1 статьи 168 ГК РФ указано, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Учитывая: что оспариваемый договор приватизации жилого помещения заключен в нарушение статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», так как на момент заключения договора приватизации 19 июля 2016 года многоквартирный дом истца уже был признан авариным и подлежащим сносу 02 июня 2016 года; что истец, являясь стороной сделки, на момент заключения договора приватизации жилого помещения не знала о том, что дом, в котором она проживает, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается истцом и не опровергнуто ответчиком; что права истца нарушены, так как в связи с внесением изменений Федеральным законом № 473-ФЗ от 27.12.2019 г. в ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а именно: в связи с внесением пункта 8.2, которым установлено право граждан, приватизировавших жилое помещение в многоквартирном доме признанном аварийным и подлежащим сносу на получение выплаты за изымаемое жилое помещение и истец лишен права на получение иного жилого помещения в замен изымаемого, суд удовлетворяет заявленные требования и признает оспариваемый договор приватизации жилого помещения недействительным.
Суд в соответствии с положениями статьи 167 ГК РФ полагает необходимым применить последствия признания сделки недействительной, возвратив стороны в первоначальное положение.
Судом установлено, что при подаче иска истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности по тем основаниям, что о том, что жилой дом, в котором находится жилое помещение, был признан аварийным до момента подписания ею договора о приватизации, она узнала в ходе подготовки ответа на письмо № 01-21/926 от 13.04.2020 года от администрации Кемского муниципального района и в связи с карантинными мерами не имела возможности обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов ранее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В судебном заседании установлено, что о том, что многоквартирный дом истца был признан аварийным и подлежащим сносу 02 июня 2016 года истцу при подписании договора приватизации известно не было, а стало известно не ранее 13 апреля 2020 года, что подтверждается истцом, приведенным выше ответом администрации Кемского муниципального района № 01-21/926 от 13.04.2020 года, и не опровергнуто ответчиком. Из чего следует, что на момент подачи иска – 16 июня 2020 года годичный срок предъявления настоящего иска в суд истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гавриловой О.А. к администрации Кемского муниципального района - удовлетворить.
Признать недействительным Договор от 19.07.2016 года безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации в отношении <адрес> мая, <адрес>, Республики Карелия, заключенный между Гавриловой О.А. и администрацией Кемского городского поселения.
Применить последствия признания сделки недействительной:
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № 10:02:0000000:5572-10/002/2017-2 от 14.06.2017 о регистрации права собственности Гавриловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на <адрес> Республики Карелия.
Возвратить недвижимое имущество - <адрес> Республики Карелия в муниципальную собственность Кемского муниципального района.
Решение суда является основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия для регистрации права собственности на указанное жилое помещение за Кемским муниципальным районом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 16 июля 2020 года.