Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2-93/2021 ~ М-2-99/2021 от 16.06.2021

Дело № 2а-2-93/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Дубенки 29 июля 2021 г.

Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Радаева С.А.,

с участием в деле:

прокурора Дубенского района Республики Мордовия,

представителя заинтересованного лица – Территориального отдела в Республике Мордовия Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу Пискуновой О.В., действующей на основании доверенности № 36-Д от 14 апреля 2021 г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дубенского района Республики Мордовия о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Дубенского района Республики Мордовия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информационных материалов, размещенных на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенным прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/, для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о возможности приобретения дипломов о высшем образовании и других документов.

Данные сайты содержат сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как подделка дипломов учебных заведений, а в дальнейшем, и их использование.

Сайты содержат информацию в виде текста и фотографических, видео изображений, содержит различные вкладки с разделами. На сайтах предлагается возможность купить дипломы о высшем образовании и другие документы, указаны конкретные расценки, наименования документов, порядок оформления заказа, оплаты заказа и получения документов.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует.

На основании изложенного и со ссылкой на нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации», Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» просил суд признать информационные материалы, содержащие сведения о реализации дипломов о высшем образовании и других документов, размещенные на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Административный истец обратился в суд с ходатайством о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 291 КАС РФ.

Согласно определению Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 29 июня 2021 г. указанное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, без проведения устного разбирательства, без осуществления аудиопротоколирования, без составления протокола в письменной форме.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2.2 части 3 статьи 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 1 статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Как следует из статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ), передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьёй 9 Федерального закона 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. №1101, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Территориальные органы Роскомнадзора наделены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по внесению в ЕАИС Единый реестр сведений по вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;

б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;

в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Поскольку информация о незаконной реализации дипломов о высшем образовании и других документов об образовании на территории Российской Федерации не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты граждан от такой информации не предусмотрен.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (далее по тексту - Закон об образовании) лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы документов об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определённой профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

В силу части 9 статьи 98 Закона об образовании для обеспечения учёта сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путём внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Наличие диплома об образовании дает гражданину определенные права и возлагает обязанности, в том числе в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации при поступлении на работу.

За подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт штампов, печатей, бланков предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, которая по существу выражается в изготовлении и сбыте поддельных документов.

Как следствие, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе Интернет, является распространением запрещенной информации.

Из акта осмотра от 10 июня 2021 г., следует, что проведенной прокуратурой Дубенского района Республики Мордовия проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/ для свободного доступа неограниченного круга лиц информации об изготовлении и продаже поддельных дипломов о высшем образовании. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанный выше сайт предлагает получение документов о высшем образовании за плату без установленного порядка их получения.

Установить лиц, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, в ходе прокурорской проверки не представилось возможным.

Интернет-ресурс с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/ в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается скриншотом Единого государственного реестра доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что материалы, размещенные на странице указанного сайта, направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требований для ведения и реализации такой деятельности, в целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения административных правонарушений и преступлений, суд считает необходимым признать размещенную в сети «Интернет» вышеуказанную информацию информацией, распространение которой в РФ запрещено, и направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 КАС РФ).

Руководствуясь статьями 175-181, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Дубенского района Республики Мордовия о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информационные материалы, содержащие информацию с предложением незаконной продажи дипломов о высшем образовании, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» с URL-адресами: https://saransk.real-diplomy.com/, https://diplomc-goznak.com/diplomy-v-regionah/diplomy-v-saranske/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.

Судья Атяшевского районного суда

Республики Мордовия С.А. Радаев

1версия для печати

2а-2-93/2021 ~ М-2-99/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дубенского района Республики Мордовия
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия
Управление Роскомнадзора по Республике Мордовия
Судья
РАДАЕВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
16.06.2021 Регистрация административного искового заявления
16.06.2021 Передача материалов судье
17.06.2021 Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2021 Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
29.07.2021 Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
29.07.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2021 Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)