Дело №2-1020/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«02» декабря 2016г. г.Буйнакск
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Омарова А.Р.,
при секретаре Манатовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Моцкобили Н.З. о возмещении убытков вследствие неосновательного обогащения в размере 1150380 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с вышеуказанным иском к Моцкобили Н.З. по тем основаниям, что Моцкобили Н.З. в период с 12 апреля 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части 44822, дислоцированной в н.<адрес> Чеченской Республики, в воинском звании «старший сержант». ДД.ММ.ГГГГ Моцкобили Н.З. переведен в войсковую часть 16544, дислоцированную в н.<адрес> Чеченской Республики. ДД.ММ.ГГГГ Моцкобили Н.З., в период прохождения военной службы в войсковой части 44822, подал рапорт командиру войсковой части 44822 с просьбой принять его на жилищный учет, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. В дальнейшем, Моцкобили Н.З. через командование войсковой части 44822 подал документы, необходимые для постановки на жилищный учет в Моздокскую КЭЧ района, куда встал на учет ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем встал на учет в Ханкалинскую КЭЧ района. В дальнейшем, Моцкобили Н.З. изменил свое решение уволиться по организационно-штатным мероприятиям и продолжил военную службу в войсковой части 16544, тем самым, утратил право на получение государственного жилищного сертификата от Минобороны России. После перевода Моцкобили Н.З. из войсковой части 44822 в войсковую часть 16544 должностные лица командования войсковой части 16544 не сообщили ни в Моздокскую, ни в Ханкалинскую КЭЧ района о том, что Моцкобили Н.З. утратил право на получение ГЖС. Должностные лица Ханкалинской КЭЧ района, а также жилищных отделов КЭУ СКВО и ГлавКЭУ не удостоверившись в том, что Моцкобили Н.З. уволен с военной службы по тому основанию, по которому планировался, т.е. по организационно-штатным мероприятиям, не исключили последнего из списков подпрограммы ГЖС. ДД.ММ.ГГГГ Моцкобили Н.З., продолжая проходить военную службу по контракту в войсковой части 16544, и не имея на то законных оснований, получил в Ханкалинской КЭЧ района ГЖС серии УВ № на сумму <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Моцкобили Н.З., на основании ранее полученного им ГЖС приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Моцкобили Н.З. зарегистрировал на себя право собственности на вышеуказанное жилое помещение, ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации, на основании заключенного Моцкобили Н.З. договора купли-продажи квартиры, перечислило на банковский счет последнему деньги в сумме 1 150 380 рублей для приобретения вышеуказанного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Моцкобили Н.З. продал вышеуказанную квартиру, а вырученными денежными средствами распорядился по своему усмотрению. Приказом командира войсковой части 16544 от ДД.ММ.ГГГГ № гвардии старший сержант Моцкобили Н.З. уволен с военной службы в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» то есть по собственному желанию, с зачислением в запас и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 16544. На момент увольнения Моцкобили Н.З. с военной службы и исключения из списков личного состава части, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 16 лет 6 месяцев 6 дней. В дальнейшем Моцкобили Н.З. военную службу по контракту больше не проходил. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту 515 военным следственным отделом военного следственного управления СК России по Южному военному округу возбуждено уголовное дело № в отношении Моцкобили Н.З. по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Потерпевшим по данному уголовному делу признано Министерство обороны Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело и уголовное преследование Моцкобили Н.З. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. По результатам расследования органы предварительного следствия пришли к выводу о том, что прямая причинно-следственная связь между действиями Моцкобили Н.З. и фактом незаконной выдачи ему государственного жилищного сертификата отсутствует. Незаконная выдача Моцкобили Н.З. государственного жилищного сертификата возникла вследствие имевшихся пробелов в нормативно-правовых документах, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по увольнению из ВС РФ и эти нормативно-правовые документы позволяли включать не уволенного с военной службы военнослужащего в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и которые не обязывали должностных лиц квартирно-эксплуатационных подразделений при выдаче государственного жилищного сертификата удостоверяться в том, что военнослужащий уволен именно по тому основанию, по которому планировался.
Моцкобили Н.З., будучи уволенным с военной службы по собственному желанию, не имел права на получение ГЖС, однако без установленных законом оснований получил его и в дальнейшем распорядился им по своему усмотрению путем приобретения жилого помещения, чем Министерству обороны Российской Федерации причинены убытки в размере 1 150 380 рублей. Просит взыскать с ответчика Моцкобили Н.З. в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261) денежные средства в размере 1 150 380 (один миллион сто пятьдесят тысяч триста восемьдесят) рублей в счет возмещения убытков вследствие неосновательного обогащения.
Истец просил рассмотреть дело без участия его представителя.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Ответчик Моцкобили Н.З., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания по единственному известному суду месту жительства в суд не явился, представителя в суд не направил, об уважительности причин неявки в суд не сообщил, не просил рассмотреть дело без его участия и возражений по иску не представил.
При указанных обстоятельствах в соответствии с п.1 ст.233 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, исследованными и обозренными в судебном заседании постановлением следователя-криминалиста 515 военного следственного отдела о прекращении уголовного дела от 29.02.2016г. следует, что уголовное дело в отношении Моцкобили Н.З. по ч.4 ст.159 УК РФ прекращено в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления. При этом в ходе следствия установлено, что Моцкобили Н.З. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части 44822, дислоцированной в н.<адрес> Чеченской Республики, в воинском звании «старший сержант».
11.11.2009 г. Моцкобили Н.З. переведен в в/часть 16544, дислоцированную в н.<адрес>
<адрес> Чеченской Республики.
Приказом командира войсковой части 16544 от ДД.ММ.ГГГГ № гвардии старший сержант Моцкобили Н.З. уволен с военной службы в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» т.е. по собственному желанию с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и в этот же день исключен из списков личного состава войсковой части 16544. На момент увольнения Моцкобили Н.З. с военной службы и исключения из списков личного состава части, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 16 лет 6 месяцев 6 дней. После этого он военную службу по контракту больше не проходил.
2.04.2009 г. Моцкобили Н.З. подал рапорт командиру войсковой части 44822 с просьбой принять его на жилищный учет, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатными мероприятиями. В дальнейшем, Моцкобили Н.З. документы, необходимые для постановки на жилищный учет подал через командование войсковой части 44822 в Моздокскую КЭЧ района, куда встал на учет 08 апреля -2009 года, а в дальнейшем встал на учет в Ханкалинскую КЭЧ района.
После того, как осенью 2009 года Моцкобили Н.З. подал рапорт о переводе его из войсковой части 44822 в войсковую часть 16544 и постановке на должность, т.е, изменил свое решение уволиться по организационно-штатным мероприятиям, то тем самым утратил право на получение государственного жилищного сертификата от Минобороны России. В свою очередь после перевода Моцкобили Н.З. из в/части 44822 в в/часть 16544 должностные лица командования в/части 16544 не сообщили ни в Моздокскую ни в Ханкалинскую КЭЧ района о том, что Моцкобили Н.З. утратил право на получение ГЖС, а кроме того, должностные лица Ханкалинской КЭЧ района, а также жилищных отделов КЭУ СКВО и ГлавКЭУ не удостоверившись в том, что Моцкобили Н.З. уволен с военной службы по тому основанию, по которому планировался, т.е. по организационно-штатным мероприятиям, не исключили последнего из списков подпрограммы ГЖС.
02.02.2011 г. в Ханкалинской КЭЧ района Моцкобили Н.З. незаконно получил ГЖС серии УВ № на сумму 1 150 380 рублей для приобретения жилого помещения на территории <адрес>.
13.05.2011 г. Моцкобили Н.З., на основании ранее полученного им ГЖС приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>. а ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал на себя право собственности на вышеуказанное жилое помещение.
21.05.2011 <адрес> РФ, на основании заключенного Моцкобили Н.З. договора купли-продажи квартиры, перечислило на банковский счет последнему деньги в сумме 1 150 380 рублей для приобретения вышеуказанного жилого помещения, чем Моцкобили Н.З. причинил государству имущественный вред в особо крупном размере на вышеуказанную сумму.
10.06.2011 г. Моцкобили Н.З, продал вышеуказанную квартиру, а вырученными денежными средствами распорядился по своему усмотрению.
Однако в возбуждении уголовного дела в отношении Моцкобили отказано, так как орган следствия пришел к выводу о том, что незаконная выдача Моцкобили Н.З. государственного жилищного сертификата возникла не по вине Моцкобили Н.З., а вследствие имевшихся пробелов в нормативно-правовых документах, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по увольнению из ВС РФ и эти нормативно-правовые документы позволяли включать не уволенного с военной службы военнослужащего в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и которые не обязывали должностных лиц квартирно-эксплуатационных подразделений при выдаче государственного жилищного сертификата удостоверяться в том, что военнослужащий уволен именно по тому основанию, по которому планировался, но и частично вследствие надлежащего проведения правовой экспертизы документов жилищного дела Моцкобили Н.З. жилищными комиссиями войсковых частей 44822, 16544, жилищными группами Моздокской и Ханкалинской КЭЧ района, жилищных отделов КЭУ СКВО и ГлавКЭУ, которые при проверке документов жилищного дела Моцкобили Н.З. не выявили допущенные нарушения в оформлении документов и не вернули документы жилищного дела военнослужащего для пересоставления в воинскую часть. То есть, прямая причинно-следственная связь между действиями, либо бездействиями Моцкобили Н.З. и фактом незаконной выдачи ему государственного жилищного сертификата отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Долгосрочные целевыё программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) это именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Предоставление ГЖС является механизмом реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
В 2011 году порядок выпуска и реализация ГЖС установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153 (Далее по тексту - Правила выпуска и реализации ГЖС, Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС право на получение социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, в рамках подпрограммы имеют, в числе прочих категорий, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, подают соответственно, в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением следующих документов: а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б” пункта 5 Правил: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ Главы 60, регламентирующей обязательства вследствие неосновательного обогащения, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В судебном заседании установлено, что Моцкобили Н.З., будучи уволенным с военной службы по собственному желанию, не имел права на получение ГЖС, однако без установленных законом оснований получил его и в дальнейшем распорядился им по своему усмотрению путем приобретения жилого помещения, чем Министерству обороны Российской Федерации причинены убытки в размере <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает требования Министерства обороны Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании приведенных норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Моцкобили Н.З. о возмещении убытков вследствие неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей удовлетворить полностью.
Взыскать с ответчика Моцкобили Н.З. в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261) денежные средства в размере 1 150 380 (один миллион сто пятьдесят тысяч триста восемьдесят) рублей в счет возмещения убытков вследствие неосновательного обогащения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Р. Омаров