Производство № 2а-206/2021
Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-000339-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 08 апреля 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Сковородинского района к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области, Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация Сковородинского района обратилась в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. ДД.ММ.ГГГГ) судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области ОСП по Сковородинскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительского сбора, в связи с неисполнением должником обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения ФИО1. Администрация Сковородинского района просит, освобождения от исполнительского сбора, по следующим обстоятельствам. ДД.ММ.ГГГГ было возбужденно исполнительное производство№ на основании исполнительного листа ФС 025055626 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом по делу № об обязании администрации Сковородинского района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ письмом № администрация Сковородинского района дала ответ о том, что в настоящее время субвенции из областного бюджета для приобретения жилья для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей поступившие в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 году - использованы, для приобретения жилья для детей - сирот, которые стояли в очереди раньше, чем ФИО1. Однако, судебным приставом-исполнителем без учета, указанной невозможности (не зависящей от администрации Сковородинского района) приобрести жилое помещение, было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора. Обращаясь в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация Сковородинского района указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что должником были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Администрацией Сковородинского района указывалось в ответе судебному приставу-исполнителю, что денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2017, 2018, 2019 года – использованы, денежных средств 2020 года хватит на приобретение помещений детям–сиротам ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем приобрести жилое помещение для ребенка-сироты ФИО1 в настоящее время не представляется возможным. В 2016 году за 7.485.000 рублей, полученных из областного (федерального) бюджета, приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения. В 2017 году за 3.439.952 рубля полученных из областного (федерального бюджета) приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения. За 2018 год предоставлено три квартиры, одна из которых приобретена за счет средств областного бюджета, выделенных в 2018 году, две квартиры были приобретены в 2013 году и в 2014 году, впоследствии по решению Сковородинского районного суда, сироты, проживавшие в последних были выселены и квартиры были предоставлены следующим детям-сиротам в порядке очередности по решению суда, не использованные денежные средства были возвращены. В 2019 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год в сумме 6.320.200,00 рублей, из данных денежных средств было израсходовано 3.731.723 рубля 18 копеек и приобретено и предоставлено 4 (четыре) жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен, в связи с тем, что не было возможности приобрести квартиры согласно постановлению Правительства Амурской области от 25.04.2016 N 157 "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет – 41.700, 00 рублей. В 2020 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год в сумме 6.320.160, 00 рублей, из них приобретено и предоставлено 5 жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен по основаниям указанным выше. На 2021 год бюджету предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в сумме 13.693.680 рублей 00 копеек, объявлен аукцион на приобретение квартир. В настоящее время (по состоянию на 19.03.2021 г), на территории Сковородинского района 70 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2016-2017-2018-2019-2020-2021 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, еще 5 дел находится на рассмотрении, а также имеются дети-сироты, стоящие в очереди по списку уже более 5 лет. Денежных средств выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот на 2018,2019,2020 год не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке. Также, следует учесть? что согласно постановлению Правительства Амурской области от 16.06.2020 № 383 «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории и Амурской области в собственность, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов» с ФИО1 заключено мировое соглашение в целях разрешения по взаимному согласию сторон судебного спора, являющегося причиной возбуждения исполнительного производства 720/28018-ИП, необходимое для получения сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Амурской области в собственность. На основании изложенного, просят освободить администрацию Сковородинского района от исполнительного сбора в размере 50.000 рублей, наложенного постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом Отдела судебных приставов по Сковородинскому району Боровских Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
Определением от 29 марта 2021 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено УФССП России по Амурской области.
В судебное заседании административный истец – представитель администрации Сковородинского района, административные ответчики – начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области Боровских Н.А. и УФССП по Амурской области, третьи лица - Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Управление образования администрации Сковородинского района, ФИО1 не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Административный истец - представитель администрации Сковородинского района, согласно представленного ходатайства, просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суд в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Из отзыва, представленного ОСП по Сковородинскому району следует, что Отдел судебных приставов по Сковородинскому району УФССП по Амурской области не согласен с доводами, изложенными в заявлении, по следующим основаниям. Исполнительное производство в рамках которого вынесен исполнительский сбор относится к категории наиболее социально значимых – предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. С момента возбуждения исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней. На протяжении длительного времени решения суда не исполнялись должником. Доказательств наличия чрезвычайных, непреодолимых обстоятельств, повлиявших на длительное неисполнение решения суда, заявителем не представлено. Меры для исполнения решения суда не принимались, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое получено должником 17.03.2021. Постановление о взыскании с должника исполнительского сбора не противоречит требованиям ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Просит суд отказать в заявленных требованиях.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Администрация Сковородинского района обратилась с заявлением об освобождении от исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Сковородинского районного суда Амурской области от 16 сентября 2019 года на администрацию Сковородинского района Амурской области возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., в пгт. <адрес>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом Амурской области по делу, предмет исполнения: обязать администрацию Сковородинского района предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>, возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Сковородинского района. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Определением Сковородинского районного суда Амурской области от 30 октября 2020 года утверждено мировое соглашение, заключенное между администрацией Сковородинского района, ФИО1 и Министерством социальной защиты населения Амурской области. По условиям мирового соглашения взыскатель ФИО1 отказывается в полном объеме от требований к должнику – администрации Сковородинского района о возложении на него обязанности предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Сковородино Амурской области. Третье лицо – Министерство социальной защиты населения Амурской области обязуется предоставить взыскателю - ФИО1 в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Амурской области в собственность, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 16.06.2020 № 383, за счет средств областного бюджета социальную выплату на приобретение жилого помещения на территории Амурской области в собственность, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, удостоверяемую сертификатом, на сумму, рассчитанную исходя из 33 квадратных метров общей площади жилого помещения и установленной Правительством Амурской области средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, на территории которого приобретается жилое помещение, не превышающей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, срок действия которого составляет 6 месяцев с даты его выдачи. Сторонам разъяснено, что в случае вынесения судом определения об утверждении настоящего мирового соглашения, производство по делу и исполнительное производство прекращаются, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете спора и по тем же основаниям не допускается, все назначенные меры по исполнению отменяются судебным приставом-исполнителем и прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь. Утверждение мирового соглашения влечет за собой прекращение решения Сковородинского районного суда от 16 сентября 2019 года по гражданскому делу № по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах ФИО1 к администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из ответа администрации Сковородинского района от 13 января 2020 года на постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 10.01.2020 года о возбуждении исполнительного производства, Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 год в сумме 3.439.952 рубля, доведенные лимиты бюджетных обязательств составляют 3.439.952 рубля (федеральные средства). В 2018 году бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 года в сумме 4.303.200 рублей, из данных денежных средств израсходовано 740.672 рубля, приобретено и предоставлено одно жилое помещение, остаток денежных средств был возвращен в связи с тем, что не было возможности приобрести квартиры согласно постановлению Правительства Амурской области от 25.04.2016 N 157 "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет – 26.080,00 рублей. В 2019 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год в сумме 6.320.200, 00 рублей. В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). За 2016 год поступило в районный бюджет денежных средств из областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 7.485.000 рублей (средства федерального бюджета – 5.307.104 рублей, средства областного бюджета – 2.178.000 рублей), средства полностью израсходованы. В 2015 г. за 10.725 000 рублей полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 10 жилых помещений специализированного назначения. В 2016 г. за 7.485.000 рублей полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения. В 2017 г. за 3.439.952 рубля, полученных из областного (федерального бюджета), приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения. За 2018 год предоставлено 3 квартиры, одна из которых приобретена за счет средств областного бюджета, выделенных в 2018 году, две квартиры были приобретены в 2013 году и в 2014 году, впоследствии по решению Сковородинского районного суда, сироты, проживавшие в последних были выселены и квартиры были предоставлены следующим детям-сиротам в порядке очередности по решению суда. В 2019 году по состоянию на 10.01.2020 года приобретены и предоставлены 3 квартиры детям-сиротам в порядке очередности по решению суда. В настоящее время (по состоянию на 10.01.2020 г), на территории Сковородинского района 62 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2015-2016-2017-2018-2019 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, а также имеются дети-сироты стоящие в очереди по списку уже более 3 лет. Денежных средств выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот на 2017, 2018 года не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей-сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке. Таким образом, администрацией Сковородинского района будут предприняты меры для приобретения жилья ФИО1 при поступлении необходимого объема денежных средств в бюджет района из областного (федерального) бюджета.
Поскольку, администрацией Сковородинского района добровольно не исполнены требования исполнительного документа, то постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Сковородинскому району от ДД.ММ.ГГГГ с должника - администрации Сковородинского района, взыскан исполнительский сбор в размере 50.000 рублей.
На основании п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
В судебном заседании установлено, что администрацией Сковородинского района приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа и ее вина в несвоевременном их исполнении не установлена. Денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 года - использованы на приобретение помещений детям-сиротам, ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем, приобрести жилое помещение для ребенка-сироты ФИО1 в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч.6 ст.19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год в сумме 7.485.000 рублей, на которые приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения.
В 2017 году за 3.439.952 рубля полученных из областного (федерального бюджета) приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения.
За 2018 год предоставлено 4 квартиры, одна из которых приобретена за счет средств областного бюджета, выделенных в 2018 году, две квартиры были приобретены в 2013 году и в 2014 году, впоследствии по решению Сковородинского районного суда, сироты, проживавшие в последних были выселены и квартиры были предоставлены следующим детям-сиротам в порядке очередности по решению суда, не использованные денежные средства были возвращены.
В 2019 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год в сумме 6.320.200, 00 рублей, из данных денежных средств было израсходовано 3.731.723 рубля 18 копеек и приобретено и предоставлено 4 жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен, в связи с тем, что не было возможности приобрести квартиры согласно Постановлению Правительства Амурской области от 25.04.2016 N 157 "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет – 41.700, 00 рублей.
В 2020 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год в сумме 6.320.160,00 рублей, из них приобретено и предоставлено 5 жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен по основаниям указанным выше.
На 2021 год бюджету предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в сумме 13.693.680 рублей 00 копеек, объявлен аукцион на приобретение квартир.
В настоящее время (по состоянию на 19.03.2021 г)., на территории Сковородинского района 70 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2016-2017-2018-2019-2020-2021 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, еще 5 дел находится на рассмотрении, а также имеются дети-сироты стоящие в очереди по списку уже более 5 лет.
Денежных средств выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот на 2018, 2019, 2020 год не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке.
При указанных обстоятельствах, связанных с приобретением жилого помещения для ФИО1 в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации Сковородинского района, а также отсутствие необходимого объема финансирования уже не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Таким образом, суд полагает, что администрацией Сковородинского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
Суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации Сковородинского района к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей, взысканного по постановлению начальника отделения – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Сковородинскому району Боровских Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Судья Н.Б. Федорчук