Судья – Ламейкин Э.В. Дело № 33-3665/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ19 февраля 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре Жданове Е.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Короткой И.О. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 11 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. обратились в суд с заявлением к администрации муниципального образования г.Краснодар, в котором просили обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар в шестидесятидневный срок с момента вступления в силу решения суда заключить с Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. договор купли-продажи земельного участка, площадью <...> расположенного по адресу: <...> из земель населенных пунктов для эксплуатации нежилого здания-магазина.
В обоснование заявленных требований указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доли одноэтажного нежилого здания, общей площадью <...>. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> Желая реализовать право, предоставленное им ст. 36 Земельного кодекса РФ, заявители обратились в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения используемого ими земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, с соответствующим пакетом документов. Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар от 17.06.2014 г. <...> сданные документы возвращены на доработку по причине несогласования департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по тем основаниям, что формируемый земельный участок, площадью <...> накладывается на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами <...> Аналогичные сведения содержаться в письме департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар от 28.11.2013 г., из которого, помимо указанного, следует, что по сведениям информационной базы департамента, земельный участок с кадастровым номером <...> постановлением главы администрации г.Краснодара от 26.12.2001 г. <...> предоставлен в аренду Веремчук В.А., заключен договор аренды земельного участка от 05.06.2002 г. <...>, который является действующим. Считают указный отказ незаконным, нарушающим их права, за восстановлением которых они обратились в суд.
В судебном заседании представитель Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. по доверенностям Куц А.С. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Попов М.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, считает решение об отказе в оказании муниципальной услуги законными и обоснованными.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 11 декабря 2014 года исковые требования Беличенко Л.Ф. и Веремчук В.А. удовлетворены, администрация муниципального образования г.Краснодар в шестидесятидневный срок с момента вступления в силу решения суда обязана заключить с Беличенко Л.Ф. и Веремчук В.А. договор купли-продажи земельного участка площадью <...> расположенного по адресу: <...>, из земель населенных пунктов для эксплуатации нежилого здания-магазина. Суд указал, что данное решение по вступлению в законную силу является основанием для ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами <...> и постановки на кадастровый учет земельного участка, площадью <...> из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «для эксплуатации нежилого здания-магазина», в границах согласно каталога координат точек поворота границы землепользования, содержащегося в техническом отчете об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> выполненному ИП Костюшок В.Г. 02.09.2013 г. и для администрации муниципального образования г.Краснодар для расторжения договоров и соглашений, на основании которых ранее заявителям предоставлено право пользования земельными участками с кадастровыми номерами <...>
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Короткая И.О. просит решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 11 декабря 2014 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. по доверенностям Куц А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждой, одноэтажного нежилого здания, общей площадью <...>. с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>
Согласно кадастровому паспорту объекта с кадастровым номером <...>, нежилое здание площадью <...> расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами <...>
С целью приобретения прав на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и расположенный под вышеуказанным нежилым зданием, была изготовлена схема расположения земельного участка для эксплуатации нежилого здания-магазина по адресу: <...> на кадастровом плане территории.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка, расположенного под нежилым зданием и необходимого для его обслуживания составляет 202 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж. 1.1. для которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. №19 п.6 установлен норматив на минимальную площадь земельных участков 300 кв.м., норматив на предельную максимальную площадь земли в указанной зоне не установлен. Также в схеме определены характерные точки границ земельного участка в географической системе координат (WGS84).
В соответствии с техническим отчетом об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> определены в натуре и закреплены границы земельного участка, установлена площадь используемого земельного участка - <...> и изготовлен каталог координат точек поворота границы землепользования земельного участка <...> по адресу: <...>
Согласно информации, представленной МКУ муниципального образования город Краснодар «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования г.Краснодар» испрашиваемому земельному участку определен строительный адрес: <...>
Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. обратились в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения используемого ими земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, с соответствующим пакетом документов.
Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар от 17.06.2014 г. <...> сданные истцами документы возвращены, в связи с несогласованием департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как формируемый земельный участок, площадью <...> накладывается на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами <...>
В соответствии с письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар от 28.11.2013 г., по сведениям информационной базы департамента, земельный участок с кадастровым номером <...> постановлением главы администрации г.Краснодара от 26.12.2001 г. <...> предоставлен в аренду Веремчук В.А., заключен договор аренды земельного участка от 05.06.2002 г. <...>, который является действующим.
Считая, что имеют право на приобретение земельного участка под принадлежащим им объектом недвижимости, Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. обратились в суд с заявлением в котором просили обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар заключить с Беличенко Л.Ф. и Веремчук В.А. договор купли-продажи земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию либо приобретение права аренды этих земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При этом согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Принимая во внимание, указанные требования действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. имеют исключительное право на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащим им объектом недвижимости.
Согласно сведениям базы данных департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, земельные участки с кадастровыми номерами <...> находятся в пользовании заявителей, на основании соглашения о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка от 31.08.2010 г. <...>, постановления от 25.02.2000 г. №356, постановления главы администрации г.Краснодара от 26.12.2001 г. №2119, договора аренды от 05.06.2002 г. <...>
Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А., в соответствии с требованиями действующего законодательства, была изготовлена схема расположения земельного участка для эксплуатации нежилого здания-магазина, расположенного по адресу: <...>, на кадастровом плане территории. В схеме определены характерные точки границ земельного участка в географической системе координат.
При этом департамент архитектуры и градостроительства (структурное подразделение администрации муниципального образования г.Краснодар) сослался на то, что испрашиваемый земельный участок, накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами <...>
Однако согласно ч. ч. 3, 5 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 23 Приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.02.2010 г. №42, в предусмотренных Законом о кадастре случаях, решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, для постановки на кадастровый учет земельного участка под принадлежащим заявителям объектом недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами <...> подлежат снятию с государственного кадастрового учета в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сохранение на государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами <...>, расположенных в границах вновь образованного земельного участка площадью <...> <...>, нарушает права заявителей на дальнейшее оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, в связи с чем, эти земельные участки подлежат снятию с кадастрового учета.
Суд первой инстанции также правильно указал, что администрация муниципального образования г.Краснодар, как собственник земельных участков с кадастровыми номерами <...> имеет право обращения в кадастровый орган для осуществление процедуры снятия с кадастрового учета земельных участков и постановки на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, с целью соблюдения прав истцов на приобретение в собственность земельного участка, однако данных действий не совершает, чем существенно нарушает права истцов, и препятствует им в реализации права, предусмотренного ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Судом первой инстанции установлено, что Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. относятся к категории граждан, имеющих в силу закона исключительное право требовать заключения с ними договора купли-продажи земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости. Однако заявители не могут осуществить принадлежащее им право в административном порядке, поскольку администрация муниципального образования г.Краснодар всячески уклоняется от совершения действий, которые в силу закона для нее обязательны.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции также установлено, что оснований, препятствующих осуществлению кадастрового учета земельного участка в границах, указанных в каталоге координат точек поворота границы землепользования и ведомости вычисления площади земельного участка <...> не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. требования в полном объеме.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования г.Краснодар о неподсудности данного дела Первомайскому районному суду г.Краснодара необоснованны.
Так, согласно ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
На основании ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании действий органа местного самоуправления может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления решение, действие (бездействие) которого оспариваются.
Таким образом, поскольку администрация муниципального образования г.Краснодар расположена на территории, которая отнесена к территориальной подсудности Первомайского районного суда г.Краснодара, заявление Беличенко Л.Ф., Веремчук В.А. правильно рассмотрено Первомайским районным судом г.Краснодара.
Положения об исключительной подсудности (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ) в данном случае не применимы, поскольку спор о правах на земельный участок в рамках настоящего дела не разрешался.
Несостоятельными являются также доводы апелляционной жалобы о необоснованном снятии с кадастрового учета трех земельных участков, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, без их снятия с кадастрового учета невозможно восстановление прав заявителей, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Короткой И.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: