РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2022 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.,
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-905/2022 по административному иску прокурора Сызранского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения закона,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сызранского района в ходе проверки во исполнение указания Генерального прокурора РФ от 19.03.2020 №175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения со стороны администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский.
Прокуратурой района с привлечением специалиста ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» с выездом на место 14.09.2022 выявлены многочисленные дефекты дорожного покрытия проезжей части на автомобильных дорогах общего пользования местного значения сельского поселения Новая Рачейка.
На участке автомобильной дороги, проходящем от дома № до дома № по <адрес> Сызранского района Самарской области выявлены дефекты покрытия в виде выбоин, просадок проломов и иных повреждений, размерами; 0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,5*0,3*0,07 S = 0,15; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,8*2,4*0,07 S = 1,92 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,4*0,6*0,08 S = 0,24 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,2*0,4*0,08 S = 0,08 м2; 0,5*0,3*0,07 S = 0,15 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2, что является нарушением п. 5.2.4 таб. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017.
На участке автомобильной дороги, проходящем от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс») с. Новая Рачейка Сызранского района Самарской области выявлены дефекты покрытия в виде выбоин, просадок проломов и иных повреждений, размерами;0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,4*0,6*0,08 S = 0,24 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,4*0,6*0,08 S = 0,24 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,2*0,4*0,08 S = 0,08 м2; 0,5*0,3*0,07 S = 0,15 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2. Что является нарушением п. 5.2.4 таб. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017.
По вышеуказанным основаниям прокуратурой района 16.09.2022 за № и.о. главы сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено (ответ и.о. главы сельского поселения Новая Рачейка ФИО1 № от 14.10.2022), оставлено без удовлетворения.
Проверкой прокуратуры района в порядке контроля с привлечением специалиста ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» с выездом на место 26.10.2022 выявлены аналогичные дефекты дорожного покрытия проезжей части на участке автомобильной дороги, проходящему от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка и на участке автомобильной дороги, проходящему от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс») с. Новая Рачейка Сызранского района Самарской области, о чем составлен Акт проверки от 28.10.2022 с ознакомлением и.о. главы поселения.
Таким образом, администрация сельского поселения Новая Рачейка обязана устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, однако указанная обязанность ею не выполняется. Просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский по не устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в представлении прокуратуры Сызранского района от 16.09.2022 и обязать администрацию сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области выполнить ремонт участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно, участка автомобильной дороги, проходящего от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка и участка автомобильной дороги, проходящего от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс») <адрес> Сызранского района Самарской области в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры Сызранского района Самарской области помощник прокурора Пузравина И.Ю. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области по не устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения участков автомобильных дорог общего пользования с. Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области: - проходящего от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка; -проходящего от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс»); обязать администрацию сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведения ремонта участков автомобильных дорог общего пользования с. Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области: - проходящего от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка; -проходящего от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс»), в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области – и.о. главы администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области ФИО1 в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил о рассмотрении дела без его участия, указав, что административный иск признает.
Суд, заслушав представителя прокуратуры Сызранского района Самарской области, исследовав административное дело, приходит к следующему.
Положениями чч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закона №131-ФЗ) и статьи 7 Устава сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу части 6 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются в том числе органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Технические параметры существующих и проектируемых автомобильных дорог, а также характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу, установлены ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования".
Приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Судом установлено, что в Перечень автомобильных дорог местного значения сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области (л.д. 19 – 24) входят, в том числе, дорога, проходящая от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка; -проходящая от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс»), которые являются муниципальной собственностью сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области.
Прокуратурой Сызранского района в ходе проведения проверки во исполнение указания Генерального прокурора РФ от 19.03.2020 №175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» с привлечением специалиста ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» с выездом на место 14.09.2022 выявлены многочисленные дефекты дорожного покрытия проезжей части на автомобильных дорогах общего пользования местного значения сельского поселения Новая Рачейка, а именно: на участке автомобильной дороги, проходящем от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка Сызранского района Самарской области выявлены дефекты покрытия в виде выбоин, просадок проломов и иных повреждений, размерами; 0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,5*0,3*0,07 S = 0,15; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,8*2,4*0,07 S = 1,92 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,4*0,6*0,08 S = 0,24 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,2*0,4*0,08 S = 0,08 м2; 0,5*0,3*0,07 S = 0,15 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2, что является нарушением п. 5.2.4 таб. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017; на участке автомобильной дороги, проходящем от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс») с. Новая Рачейка Сызранского района Самарской области выявлены дефекты покрытия в виде выбоин, просадок проломов и иных повреждений, размерами;0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,4*0,6*0,08 S = 0,24 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,5*0,4*0,06 S = 0,2 м2; 0,4*0,6*0,08 S = 0,24 м2; 0,4*0,8*0,07 S = 0,32 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2; 0,2*0,4*0,08 S = 0,08 м2; 0,5*0,3*0,07 S = 0,15 м2; 0,6*0,5*0,07 S = 0,3 м2. Что является нарушением п. 5.2.4 таб. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 (л.д. 5 – 18).
От и.о. Главы администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области было отобрано объяснение, из которого следует, что на 2022 год в бюджете поселения денежных средств нет, в связи с чем, ремонт по <адрес> будет запланирован на 2023 год (л.д. 8).
В адрес и.о. главы администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области 16.09.2022 направлено представление прокурора Сызранского района об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 26 – 26 об).
В соответствии с ответом от 26.10.2022 на представление прокурора и.о. главы сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области указал, что администрацией сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области приняты меры по устранению выявленных нарушений и указанные в предписании участки дорог будут включены в план ремонта дорог в рамках дорожного фонда на 2023 год (л.д. 27).
Исходя из установленных обстоятельств и проанализировав совокупность представленных доказательств в соответствии со ст. ст. 59, 60 и 61 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказательств, предпринятых своевременных мер по проведению ремонта участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно, участка автомобильной дороги, проходящего от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка; -проходящего от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс»), не представлено, тем самым администрацией сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области не приняты меры к обеспечению безопасности дорожного движения на них. Доказательств о проводимых ремонтных работах на участке, указанном в иске, суду не представлено, в связи с чем, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора Сызранского района Самарской области заявленный в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области по не устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении полномочий в сфере организации дорожного движения участков автомобильных дорог общего пользования с. Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области: -проходящего от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка; -проходящего от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс»).
Обязать администрацию сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведения ремонта участков автомобильных дорог общего пользования с. Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области: -проходящего от дома № до дома № по <адрес> с. Новая Рачейка; -проходящего от железнодорожного переезда «<адрес>») (в перечне автомобильных дорог числится как «Дорога на пирс»), в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20.12.2022.
Судья –