УИД 40RS0011-01-2019-000783-95
дело № 2 – 1- 25 / 2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Козельск 28 января 2020 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Берегеля Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Рябоштановой Т.А.,
с участием представителя истца Сафонова С.В.,
представителя ответчика администрации ГП «Город Козельск» Сусликовой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Козельска
дело по исковому заявлению Тихоновой С.Н. к администрации городского поселения «Город Козельск» и ООО «Управляющая компания Козельского района» о признании бездействия в части содержания и обслуживания придомовой (прилегающей) территории многоквартирного дома незаконным и обязании содержать придомовую (прилегающую) территорию надлежащим образом,
у с т а н о в и л:
Представитель истца Тихоновой С.Н. по доверенности – Сафонов С.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации ГП «Город Козельск и просил признать бездействие органа местного самоуправления в части содержания и обслуживания придомовой (прилегающей) территории многоквартирного дома № по <адрес> незаконным; обязать в соответствии со статьей 4 Правил благоустройства и озеленения территории МО ГП «Город Козельск» содержать придомовую (прилегающую) территорию в границах земельного участка прилегающего к многоквартирному дому № по <адрес> надлежащим образом.
Определением суда ООО «Управляющая компания Козельского района» из числа третьих лиц исключена и привлечена в качестве соответчика по делу.
Истец Тихонова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
В заявлении об уточнении исковых требований, представленном в судебном заседании и заблаговременно направленном представителям ответчиков, представитель истца просил признать бездействие органа местного самоуправления по части содержания и обслуживания придомовой территории многоквартирного дома № по <адрес> – незаконными, обязать администрацию ГП «Город Козельск» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме п.п.24-25 содержать придомовую территорию в границах земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> надлежащим образом, взыскать судебные расходы. В обоснование исковых требований представитель истца указал, что истец Тихонова С.Н. с 2017 года проживает по адресу: <адрес> и является собственником жилого помещения, между соответчиками заключен договор на обслуживание многоквартирного дома и администрация ГП «Город Козельск» является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 15 603,14 кв.м. на котором расположен указанный многоквартирный дом. Истец и его представитель неоднократно в адрес администрации ГП «Город Козельск» направляли заявления с просьбой содержать в надлежащем состоянии им принадлежащий на праве собственности земельный участок – почистить снег, покосить траву и провести другие мероприятия, направленные на содержание земельного участка придомовой территории в надлежащем виде, мероприятия не проводились. С доводами ответчика истец не согласен, поскольку право собственности жильцов многоквартирного дома на земельный участок не было надлежащим образом оформлено (реализовано), земельный участок продолжает находиться в собственности администрации города, которая обязан поддерживать придомовую территорию в надлежащем виде и не создавать угрозу не безопасного проживания граждан на территории города. Задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг истец не имеет, к ООО «УК Козельского района» ни требований, ни претензий не имеет, все, что входит в тариф по содержанию многоквартирного дома, управляющая компания выполняет качественно и в срок.
В судебном заседании представитель истца Сафонов С.В. уточненные исковые требования полностью поддерживает по указанным в заявлении основаниям, просит удовлетворить в отношении ответчика администрации ГП «Город Козельск».
Представитель ответчика администрации ГП «Город Козельск» Сусликова С.П. в судебном заседании просила требования истца оставить без удовлетворения по основаниям, указанным в возражениях, просила при вынесении решения разрешить вопрос об исключении администрации ГП «Город Козельск» из числа ответчиков по настоящему делу.
Представитель ответчика ООО «УК Козельского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому многоквартирный дом № по <адрес> передан в управление ООО «УК Козельского района» на основании договора управления от 18.12.2017 года, заключенного по результатам открытого конкурса с администрацией ГП «Город Козельск», органом местного самоуправления определяется объем работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, в виде утверждения определенного тарифа на содержание общего имущества МКД, в рамках конкурса в качестве общего имущества МКД земельный участок не передавался, а в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту работы по содержанию придомовой территории включены в размере тарифа 2,50 руб./кв.м., предусматривающего уборку по периметру дома в пределах пяти метров.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования городское поселение «Город Козельск», утвержденных Решением Козельском городской Думы №229 от 25.04.2019 года, придомовая территория – образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома с элементами озеленения, благоустройства, который может включать в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.
В соответствии с п.п. «г», «ж», «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года; п.п.24-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года, содержание придомовой территории включает в себя, в частности: уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, то есть придомовая территория, относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД. Соответственно, поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч.1 ст.39 ЖК РФ, п.п. «е», «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491).
В силу положений п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом градостроительное законодательство, устанавливающее правила выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не содержат требования о формировании земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации объекта капитального строительства. Специальное законодательство содержит лишь требование о размещении объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен данный многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно абз.4 п.66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был сформирован для строительства многоквартирных домов № и № по <адрес> и поставлен на государственный кадастровый учет 28.07.2014 года, ему присвоен кадастровый №.
16 апреля 2018 года за истцом Тихоновой С.Н. зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
18 декабря 2017 года по итогам проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом между администрацией ГП «Город Козельск» и ООО «УК Козельского района» заключен договор на управление многоквартирным домом № по <адрес>, согласно которому ООО «УК Козельского района» обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему состоянию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную направленную на достижение целей договора деятельность.
Пунктом 2.3.2 указанного договора предусмотрено, что ООО «УК Козельского района» обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Перечнем работ, услуг, который предусматривает взимание платы за содержание придомовой территории.
Конкурсной документацией на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, утвержденной Распоряжением Главы администрации ГП «Город Козельск» от 07.11.2017 года №435, был определен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса, в который также входило содержание придомовой территории.
Таким образом, с момента ввода многоквартирного дома № по <адрес> в эксплуатацию земельный участок, расположенный под этим домом, перешел в общую долевую собственность собственников помещений, при этом специального решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка собственникам помещений МКД, а также государственной регистрации права общей долевой собственности не требовалось. Собственники помещений в данном многоквартирном доме являются собственниками указанного земельного участка в силу закона, поэтому доводы представителя истца о нахождении земельного участка в муниципальной собственности, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из положений п.12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 следует, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д(1)» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Доводы представителя истца о том, что земельный участок не имеет границ, следовательно управляющая компания не отвечает за уборку придомовой территории, в договоре управления многоквартирным домом не содержится соответствующей обязанности, не является зоной ответственности ООО «УК Козельского района», также являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 ст.162 названного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Соответственно, обязанность по содержанию общего имущества - придомовой территории в силу приведенных положений закона и договора от 18 декабря 2017 года возложена на управляющую организацию, которая приняла на себя обязательства на возмездной основе по содержанию и обслуживанию придомовой территории. Довод представителя истца и ООО «УК Козельского района» о том, что договором управления многоквартирным домом определено содержание земельного участка по периметру многоквартирного дома в пределах пяти метров, ни данным договором, ни конкурсной документацией не подтверждается.
Ходатайство представителя истца об исключении из дела доказательства – Перечня обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> как ненадлежащего доказательства удовлетворению не подлежит, поскольку данный Перечень является неотъемлемой частью действующего договора от 18 декабря 2017 года, ссылка на принадлежность которого имеется в тексте договора.
Переписка истца и его представителя с различными инстанциями и организациями по вопросу не выполнения работ по уборке придомовой территории за период с 2018 года, представленные стороной истца суду фотографии придомовой территории не подтверждают систематическое неисполнение обязанностей по уборке придомовой территории надлежащим лицом и не являются достаточными основаниями для признания бездействия в части содержания и обслуживания придомовой территории незаконным и возложения обязанности на надлежащее лицо по содержанию общего имущества, в том числе придомовой территории, надлежащим образом.
В ходе судебного заседания представитель истца возражал против замены ответчика администрации ГП «Город Козельск» на ответчика ООО «УК Козельского района», мотивируя этот тем, что никаких претензий к ООО «УК Козельского района» по уборке придомовой территории, которую они считают зоной своей ответственности, у истца нет, территория по периметру дома в пределах пяти метров убирается надлежащим образом.
Согласно ч.2 ст.41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о признании бездействия органа местного самоуправления в части содержания и обслуживания придомовой территории многоквартирного дома № по <адрес> незаконным и обязании администрации городского поселения «Город Козельск» содержать придомовую территорию в границах земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> надлежащим образом в соответствии с п.п.24-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 года.
В связи с отказом в удовлетворении требований истца не подлежат удовлетворению требования о возмещении судебных расходов.
По вопросу разграничения административного и гражданского судопроизводства, суд приходит к выводу, что данное гражданское дело должно быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, поскольку правоотношения сторон возникли не в результате действия (бездействия) органа власти и не носят публично-правовой характер, а возникли из фактов, указанных в ст.8 Гражданского кодекса РФ, в частности: договоры и другие сделки.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Тихоновой С.Н. в удовлетворении исковых требований о признании бездействия органа местного самоуправления в части содержания и обслуживания придомовой территории многоквартирного дома № по <адрес> незаконным и обязании администрации городского поселения «Город Козельск» содержать придомовую территорию в границах земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> надлежащим образом в соответствии с п.п.24-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №290 от 3 апреля 2013 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий