Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-25/2020 (2-1-563/2019;) ~ М-1-555/2019 от 03.12.2019

УИД 40RS0011-01-2019-000783-95

дело № 2 – 1- 25 / 2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Козельск                                                                                     28 января 2020 года

Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Берегеля Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Рябоштановой Т.А.,

с участием представителя истца Сафонова С.В.,

представителя ответчика администрации ГП «Город Козельск» Сусликовой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Козельска

дело по исковому заявлению Тихоновой С.Н. к администрации городского поселения «Город Козельск» и ООО «Управляющая компания Козельского района» о признании бездействия в части содержания и обслуживания придомовой (прилегающей) территории многоквартирного дома незаконным и обязании содержать придомовую (прилегающую) территорию надлежащим образом,

у с т а н о в и л:

Представитель истца Тихоновой С.Н. по доверенности – Сафонов С.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации ГП «Город Козельск и просил признать бездействие органа местного самоуправления в части содержания и обслуживания придомовой (прилегающей) территории многоквартирного дома по <адрес> незаконным; обязать в соответствии со статьей 4 Правил благоустройства и озеленения территории МО ГП «Город Козельск» содержать придомовую (прилегающую) территорию в границах земельного участка прилегающего к многоквартирному дому по <адрес> надлежащим образом.

Определением суда ООО «Управляющая компания Козельского района» из числа третьих лиц исключена и привлечена в качестве соответчика по делу.

Истец Тихонова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

В заявлении об уточнении исковых требований, представленном в судебном заседании и заблаговременно направленном представителям ответчиков, представитель истца просил признать бездействие органа местного самоуправления по части содержания и обслуживания придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> – незаконными, обязать администрацию ГП «Город Козельск» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме п.п.24-25 содержать придомовую территорию в границах земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> надлежащим образом, взыскать судебные расходы. В обоснование исковых требований представитель истца указал, что истец Тихонова С.Н. с 2017 года проживает по адресу: <адрес> и является собственником жилого помещения, между соответчиками заключен договор на обслуживание многоквартирного дома и администрация ГП «Город Козельск» является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 15 603,14 кв.м. на котором расположен указанный многоквартирный дом. Истец и его представитель неоднократно в адрес администрации ГП «Город Козельск» направляли заявления с просьбой содержать в надлежащем состоянии им принадлежащий на праве собственности земельный участок – почистить снег, покосить траву и провести другие мероприятия, направленные на содержание земельного участка придомовой территории в надлежащем виде, мероприятия не проводились. С доводами ответчика истец не согласен, поскольку право собственности жильцов многоквартирного дома на земельный участок не было надлежащим образом оформлено (реализовано), земельный участок продолжает находиться в собственности администрации города, которая обязан поддерживать придомовую территорию в надлежащем виде и не создавать угрозу не безопасного проживания граждан на территории города. Задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг истец не имеет, к ООО «УК Козельского района» ни требований, ни претензий не имеет, все, что входит в тариф по содержанию многоквартирного дома, управляющая компания выполняет качественно и в срок.

В судебном заседании представитель истца Сафонов С.В. уточненные исковые требования полностью поддерживает по указанным в заявлении основаниям, просит удовлетворить в отношении ответчика администрации ГП «Город Козельск».

Представитель ответчика администрации ГП «Город Козельск» Сусликова С.П. в судебном заседании просила требования истца оставить без удовлетворения по основаниям, указанным в возражениях, просила при вынесении решения разрешить вопрос об исключении администрации ГП «Город Козельск» из числа ответчиков по настоящему делу.

Представитель ответчика ООО «УК Козельского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому многоквартирный дом по <адрес> передан в управление ООО «УК Козельского района» на основании договора управления от 18.12.2017 года, заключенного по результатам открытого конкурса с администрацией ГП «Город Козельск», органом местного самоуправления определяется объем работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, в виде утверждения определенного тарифа на содержание общего имущества МКД, в рамках конкурса в качестве общего имущества МКД земельный участок не передавался, а в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту работы по содержанию придомовой территории включены в размере тарифа 2,50 руб./кв.м., предусматривающего уборку по периметру дома в пределах пяти метров.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования городское поселение «Город Козельск», утвержденных Решением Козельском городской Думы №229 от 25.04.2019 года, придомовая территория – образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома с элементами озеленения, благоустройства, который может включать в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.

    В соответствии с п.п. «г», «ж», «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года; п.п.24-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года, содержание придомовой территории включает в себя, в частности: уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, то есть придомовая территория, относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД. Соответственно, поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч.1 ст.39 ЖК РФ, п.п. «е», «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491).

В силу положений п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

При этом градостроительное законодательство, устанавливающее правила выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не содержат требования о формировании земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации объекта капитального строительства. Специальное законодательство содержит лишь требование о размещении объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен данный многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно абз.4 п.66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был сформирован для строительства многоквартирных домов и по <адрес> и поставлен на государственный кадастровый учет 28.07.2014 года, ему присвоен кадастровый .

16 апреля 2018 года за истцом Тихоновой С.Н. зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

18 декабря 2017 года по итогам проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом между администрацией ГП «Город Козельск» и ООО «УК Козельского района» заключен договор на управление многоквартирным домом по <адрес>, согласно которому ООО «УК Козельского района» обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему состоянию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную направленную на достижение целей договора деятельность.

Пунктом 2.3.2 указанного договора предусмотрено, что ООО «УК Козельского района» обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Перечнем работ, услуг, который предусматривает взимание платы за содержание придомовой территории.

Конкурсной документацией на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, утвержденной Распоряжением Главы администрации ГП «Город Козельск» от 07.11.2017 года №435, был определен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся объектом конкурса, в который также входило содержание придомовой территории.

Таким образом, с момента ввода многоквартирного дома по <адрес> в эксплуатацию земельный участок, расположенный под этим домом, перешел в общую долевую собственность собственников помещений, при этом специального решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка собственникам помещений МКД, а также государственной регистрации права общей долевой собственности не требовалось. Собственники помещений в данном многоквартирном доме являются собственниками указанного земельного участка в силу закона, поэтому доводы представителя истца о нахождении земельного участка в муниципальной собственности, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Из положений п.12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 следует, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д(1)» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Доводы представителя истца о том, что земельный участок не имеет границ, следовательно управляющая компания не отвечает за уборку придомовой территории, в договоре управления многоквартирным домом не содержится соответствующей обязанности, не является зоной ответственности ООО «УК Козельского района», также являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Частью 2 ст.162 названного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Соответственно, обязанность по содержанию общего имущества - придомовой территории в силу приведенных положений закона и договора от 18 декабря 2017 года возложена на управляющую организацию, которая приняла на себя обязательства на возмездной основе по содержанию и обслуживанию придомовой территории. Довод представителя истца и ООО «УК Козельского района» о том, что договором управления многоквартирным домом определено содержание земельного участка по периметру многоквартирного дома в пределах пяти метров, ни данным договором, ни конкурсной документацией не подтверждается.

Ходатайство представителя истца об исключении из дела доказательства – Перечня обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> как ненадлежащего доказательства удовлетворению не подлежит, поскольку данный Перечень является неотъемлемой частью действующего договора от 18 декабря 2017 года, ссылка на принадлежность которого имеется в тексте договора.

Переписка истца и его представителя с различными инстанциями и организациями по вопросу не выполнения работ по уборке придомовой территории за период с 2018 года, представленные стороной истца суду фотографии придомовой территории не подтверждают систематическое неисполнение обязанностей по уборке придомовой территории надлежащим лицом и не являются достаточными основаниями для признания бездействия в части содержания и обслуживания придомовой территории незаконным и возложения обязанности на надлежащее лицо по содержанию общего имущества, в том числе придомовой территории, надлежащим образом.

В ходе судебного заседания представитель истца возражал против замены ответчика администрации ГП «Город Козельск» на ответчика ООО «УК Козельского района», мотивируя этот тем, что никаких претензий к ООО «УК Козельского района» по уборке придомовой территории, которую они считают зоной своей ответственности, у истца нет, территория по периметру дома в пределах пяти метров убирается надлежащим образом.

Согласно ч.2 ст.41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о признании бездействия органа местного самоуправления в части содержания и обслуживания придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> незаконным и обязании администрации городского поселения «Город Козельск» содержать придомовую территорию в границах земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> надлежащим образом в соответствии с п.п.24-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 года.

В связи с отказом в удовлетворении требований истца не подлежат удовлетворению требования о возмещении судебных расходов.

    По вопросу разграничения административного и гражданского судопроизводства, суд приходит к выводу, что данное гражданское дело должно быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, поскольку правоотношения сторон возникли не в результате действия (бездействия) органа власти и не носят публично-правовой характер, а возникли из фактов, указанных в ст.8 Гражданского кодекса РФ, в частности: договоры и другие сделки.

    Руководствуясь ст.ст.194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Тихоновой С.Н. в удовлетворении исковых требований о признании бездействия органа местного самоуправления в части содержания и обслуживания придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> незаконным и обязании администрации городского поселения «Город Козельск» содержать придомовую территорию в границах земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> надлежащим образом в соответствии с п.п.24-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №290 от 3 апреля 2013 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

         Председательствующий

2-1-25/2020 (2-1-563/2019;) ~ М-1-555/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тихонова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация ГП "Город Козельск"
ООО "Управляющая компания Козельского района"
Другие
Сафонов Станислав Викторович
Суд
Козельский районный суд Калужской области
Судья
Берегеля Екатерина Геннадиевна
Дело на странице суда
kozelsky--klg.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.12.2019Предварительное судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее