Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3643/2023 от 12.05.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 августа 2023 года                                  г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Габсабировой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3643/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу, штрафу за налоговые правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Автозаводской районный суд г. Тольятти Самарской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 5 291,40 рубль, а именно: по налогу на имущество физических лиц в размере 813,78 рублей, пени в размере 8,68 рублей; по транспортному налогу в размере 3 966,71 рублей; по земельному налогу в виде пени в размере 2,23 рублей; штраф за налоговые правонарушения в размере 500 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, а также земельного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении № 44176339 от 01.09.2021г. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Выданный 18.05.2022г. судебный приказ № 2а-1023/2022 о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 02.09.2022г. На момент подачи административного иска ФИО1 сумму задолженности не оплатил.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ФИО1 недоимку по обязательным платежам на общую сумму 3 787,99 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 813,78 рублей, пени в размере 8,68 рублей (за период с 02.12.2021 г. по 08.12.2021 г.); по транспортному налогу за 2020г. в размере 2 463,30 рубля; по земельному налогу за 2020г. в виде пени в размере 2,23 рублей (за период с 02.12.2021 г. по 08.12.2021 г.); штраф за налоговые правонарушения за 2020г. в размере 500 рублей.

Определением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.04.2023 г. вышеуказанное административное дело направлено по подсудности в Октябрьский районный суд г. Самары.

Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 15.05.2023 г. вышеуказанное административное дело принято к производству.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ШПИ 80404085965463), не сообщил суду причину неявки.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца. Административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции до 23.11.2020 г. № 129) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции до 28.12.2022 г. № 150) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2020 год, транспортного налога за 2020г., а также земельного налога за 2020г. в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, а именно: транспортное средство – автомобиль Мерседес-Бенц GL 350 CDI 4 MATIC, г/н №...; транспортное средство – автомобиль Ссанг Енг Кайрон, г/н №...; земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес; земельный участок с кадастровым номером №... расположенный по адресу: адрес; жилое помещение – квартира с кадастровым номером №..., расположеная по адресу: адрес что подтверждается ответами на запросы и сведениями представленными налоговым органом.

Налоговым органом ФИО1 были начислены: налог на имущество физических лиц за 2020г. в размере 4 959 рублей, транспортный налог за 2020г. в размре 19 127 рублей, земельный налог за 2020г. в размере 1 272 рубля с направлением в адрес налогоплательщитка налогового уведомления № 44176339 от 01.09.2021г.

Однако, вышеназванные налоги ФИО1 в установленные сроки уплачены не были, в связи с чем, МИФНС России № 23 по Самарской области были начислены пени по вышеуказанным налогам.

Из материалов дела следует, что решением МИФНС России № 2 по Самарской области № 3186 о привлечении к налоговой ответственности от 06.08.2020г. по результатам камеральной налоговой проверки ФИО1 начислены штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам)) в общем размере 500 рублей (366,65 рублей + 48,35 рублей + 85 рублей).

Административному ответчику направлялось требование № 96993 по состоянию на 25.09.2020г., в котором рассчитана сумма задолженности по штрафу за налоговые правонарушения за 2020г. в размере 500 рублей, со сроком исполнения до 03.11.2020г.

Также административному ответчику направлялось требование №... по состоянию на 09.12.2021г., в котором рассчитана сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 4 959 рублей, начисленные пени в размере 8,68 рублей; по транспортному налогу за 2020г. в размере 19 127 рублей, начисленные пени в размере 33,47 рубля; по земельному налогу за 2020г. в размере 1 272 рубля, начисленные пени в размере 2,23 рубля, со сроком исполнения до 11.01.2022г.

Направление как налогового уведомления, так и требования об уплате обязательных платежей, пени подтверждается материалами дела.

Согласно п. 1 статье 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 229 налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 102 Автозаводского судебного района адрес дата (судебный приказ №...а-1023/2022 был вынесен 18.05.2022г., который был отменен 02.09.2022г. на основании заявления должника).

Таким образом, налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 годы, транспортному налогу за 2020г., земельному налогу за 2020г., а также штрафу за налоговые правонарушения за 2020г. в предусмотренный законом срок.

Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с административным иском о взыскании недоимки за 2020 год в суд, в данном случае истекал 02 марта 2023г.

Как следует из материалов дела, с исковым заявлением МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Автозаводской районный суд г. Тольятти Самарской области 21.02.2023г., о чем свидетельствует квитанция об отправке административного иска посредством ГАС Правосудие от 21.02.2023г., то есть в установленный законом срок.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.

При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск, с учетом частичной оплаты, в части взыскания задолженности по взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 3 787,99 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 813,78 рублей, пени в размере 8,68 рублей; по транспортному налогу за 2020г. в размере 2 463,30 рубля; по земельному налогу за 2020г. в виде пени в размере 2,23 рубля; штраф за налоговые правонарушения за 2020г. в размере 500 рублей, подлежит удовлетворению.

Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления налоговых уведомлений, требований административному ответчику, а также сроки обращения в суд по задолженности за 2020 годы с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, суд пришёл к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по вышеуказанному налогу за 2020 год.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 рублей, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, дата года рождения, ИНН №..., зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженность:

- по налогу на имущество физических лиц за 2020г. в размере 813 рублей 78 копеек, пени в размере 8 рублей 68 копеек;

- по транспортному налогу за 2020г. в размере 2 463 рубля 30 копеек;

- по земельному налогу за 2020г. в виде пени в размере 2 рубля 23 копейки;

- по штрафу за налоговые правонарушения за 2020г. в размере 500 рублей, а всего 3 787 рублей 99 копеек (три тысячи семьсот восемьдесят семь рублей девяносто девять копеек).

Взыскать с ФИО1, дата года рождения, ИНН №..., зарегистрированного по адресу: адрес, в доход местного бюджета г.о. Самары сумму государственной пошлины в размере 400 рублей (четыреста рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2023 года.

Судья            /подпись/             Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья                                                                       Секретарь

2а-3643/2023

Категория:
Гражданские и административные дела
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИНФС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Давыдов Ю.Л.
Судья
Лазарев Р. Н.
12.05.2023 Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
12.05.2023 Передача материалов судье
15.05.2023 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023 Судебное заседание
08.08.2023 Судебное заседание
22.08.2023 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)