Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-85/2020 ~ М-78/2020 от 10.03.2020

Дело № 2-85/2020

УИД: 28RS0010-01-2020-000123-19

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2020 года                                                                                            с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Гайдамак О.В.,

при секретаре Константиновой Ю.К.,

с участием помощника прокурора Константиновского района ФИО7,

лица, в чьих интересах выступает и.о. прокурора Константиновского района – ФИО2,

представителя ответчика – администрации Константиновского района Амурской области Семёновой Л.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Константиновского района, действующего в интересах ФИО2, к администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области,

У С Т А Н О В И Л:

И.о прокурора Константиновского района Амурской области, выступающий в интересах ФИО2, обратился с исковым заявлением к администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области, площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

В обоснование заявленных требований указал, что в феврале 2020 года прокуратурой Константиновского района на основании обращения ФИО2 проведена проверка исполнения требований законодательства в части соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее.

Постановлением администрации Константиновского района от 13 марта 2017 года № 143 ФИО2, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учёт на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в орган опеки и попечительства администрации Константиновского района с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено уведомление о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, по дате постановки на регистрационный учёт в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 состоит в реестре лиц, имеющих право на получение жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории района. На момент проверки ФИО2 числится в очереди под .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончила учебное заведение – ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж», однако до настоящего времени жилое помещение администрацией Константиновского района ей не представлено.

ФИО2 не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 06 октября 1999 года№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление администрации Константиновского района от 29 июня 2015 года № 407 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа», прокурор Константиновского района, действуя в интересах ФИО2, просит суд удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание не явились извещённые о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом: представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования администрации Константиновского района, осуществляющие полномочия органа опеки и попечительства, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, каких-либо возражений относительно заявленных требований не предоставили.

С учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Помощник прокурора Константиновского района Амурской области ФИО7 в ходе судебного заседания на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске. Полагала, что предоставление отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, о которой просила администрация Константиновского района, является нецелесообразным, поскольку стороной ответчика не представлено доказательств, что после указанного срока решение будет исполнено и жилое помещение будет предоставлено ФИО2 Более того, помощник прокурора полагает, что в 2020 году жилое помещение ФИО2 предоставлено не будет, что подтверждается пояснениями стороны ответчика.

Представитель ответчика администрации Константиновского района Амурской области – Семёнова Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Из представленных ими письменных возражений следует, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Ссылаясь на положения указанного нормативно-правового акта, учитывая законоположения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит доводы о том, что финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.

Согласно уведомлениям по расчётам между бюджетами в 2020 году из областного бюджета на реализацию указанных полномочий бюджету Константиновского района выделены субвенции в размере 5 385 600 рублей, которых хватит на приобретение 6 жилых помещений. Приобретённые жилые помещения будут предоставлены лицам из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей согласно списку очерёдности, а именно ФИО8, ФИО9, ФИО17 ФИО10, ФИО11

В настоящее время на получение жилья за счёт субвенций зарегистрировано 68 человек, из которых 17 по судебным решениям.

ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением администрации Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ , признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учёт на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список лиц указанной категории органами опеки и попечительства была включена в очередь на получение жилья с 28 июля 2017 года, состоит в реестре под номером 54.

На основании изложенного, со ссылкой на п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1, 2 ст. 15, п. 3 ст. 125, ст. 307, 309, 310, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 102, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.1, подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10 октября 2002 года № 258-0 указывает на то, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями. Кроме того, наряду с вышеуказанными доводами, просила в случае удовлетворения иска одновременно разрешить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по данному гражданскому делу до 30 октября 2020 года. На вопросы суда пояснила, что жилое помещение ФИО2 в 2020 году предоставить не представляется возможным.

ФИО2 в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Константиновского района поддержала полностью, пояснила суду, что ранее она проживала в с. Семидомка в жилом помещении, принадлежащем её сестре, но так как родственные отношения между ними не сложились, ей пришлось переехать в квартиру к подруге. Поскольку собственного жилья у неё не имеется, а её материальное положение не позволяет ей арендовать жильё, ей приходится проживать в жилых помещениях, принадлежащих другим лицам. Относительно предоставления отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, выразила своё не согласие.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что прокурор Константиновского района, в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах ФИО2 об обеспечении последней жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

В соответствии со ст. 148 СК РФ, а также ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с учётом изменений и дополнений), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Кроме того, согласно ст. 6 Закона Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства или ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, на неограниченный срок. Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий, формируется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, с учётом заявок органов местного самоуправления, наделённых полномочиями (ч. 5 ст. 6 указанного Закона).

Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу положений ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введённой в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен формироваться на основании Федерального закона № 15-ФЗ в государственной собственности субъекта РФ. Содержание такого специализированного жилищного фонда и управление им возлагаются, соответственно, на субъекты РФ и относятся в соответствии с п. 8 ст. 5, ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к их расходным обязательствам.

Согласно п.п. 4, 10 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; иные вопросы, отнесённые к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определённом Правительством области.

На основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, за счёт средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

В соответствии с «Положением о специализированном жилищном фонде для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального образования Константиновский район», принятого решением Константиновского районного Совета народных депутатов № 25/296 от 28 марта 2014 года в первом чтении и вступившего в силу со дня его принятия, в п. 7 определены полномочия местного самоуправления муниципального образования Константиновский район в части принятия решений о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно указанному Положению (п.16) жилые помещения специализированного жилищного фонда района для детей-сирот предоставляются из муниципального жилищного фонда однократно по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению лиц из числа детей-сирот жилые помещения специализированного жилищного фонда района для детей-сирот предоставляются им по окончанию срока пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и иных учреждениях…

Согласно п.17 Положения жилые помещения специализированного жилищного фонда района для детей-сирот предоставляются лицам из числа детей-сирот в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта на территории Амурской области в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения должны отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населённого пункта, выбранного для постоянного проживания, расположенного на территории соответствующего муниципального образования.

Положениями ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе Константиновка Константиновского района Амурской области, её родителями являются ФИО3 и ФИО4. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении серии I-ОТ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделением ЗАГС по Константиновскому району управления ЗАГС Амурской области.

ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделением ЗАГС по Константиновскому району управления ЗАГС Амурской области.

Решением Константиновского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2ФИО4 была лишена родительских прав в отношении неё и младшей сестры ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы администрации Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (родной брат) был назначен попечителем несовершеннолетней ФИО2

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, и с указанного периода времени она приобрела в соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ права на дополнительные гарантии по получению мер социальной поддержки.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было подано администрацию Константиновского района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда с приложением необходимых документов.

По итогам рассмотрения вышеуказанного заявления, поскольку ФИО2 не имеет закреплённого жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения, постановлением администрации Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в жилом помещении, и поставлена на регистрационный учёт на предоставление жилого помещения.

В соответствии с уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, по дате постановки на регистрационный учёт в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным представителем ответчика сведениям об очерёдности лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение жилья по состоянию на апрель 2020 года номер очереди ФИО2 - 51.

Из представленного диплома о среднем профессиональном образовании, ФИО2 окончила ГПОАУ Амурской области «Амурский педагогический колледж» по квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Как следует из сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО2 на объекты недвижимости.

Согласно информации, предоставленной администрацией Семидомского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за , с ФИО2 договоры социального найма не заключались, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма она не являлась, в приватизации жилых помещений на территории Константиновского района участия не принимала.

На основании изложенного, учитывая, что ФИО2 принадлежащего на праве собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, достигла возраста 18 лет, окончила образовательное учреждение, в связи с чем, в силу ст. 109.1 ЖК РФ как лицо, оставшееся без попечения родителей, она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом по смыслу положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у ФИО2 возникло незамедлительно после окончания обучения в образовательном учреждении.

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения», подлежащим применению в период возникновения спорных правоотношений, пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пояснениям представителя ответчика ФИО14, муниципальному образованию Константиновский район в 2020 году для исполнения вышеуказанных государственных полномочий выделено из областного бюджета 5 385 600 рублей, что является недостаточным для исполнения возложенных полномочий в полной мере, в том числе для обеспечения жильём ФИО2, поскольку последняя в списке очерёдности лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение жилья по состоянию на апрель 2020 года состоит по очереди - 51.

В то же время, по мнению суда, само по себе наличие указанных ответчиком обстоятельств не освобождает администрацию Константиновского района Амурской области от имеющейся у неё законной обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО2 как лицу, отнесённому к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом доводы о недостаточности размера выделяемых средств или об их отсутствии не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья указанным категориям граждан с момента наступления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложена на них действующим жилищным законодательством РФ, и не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, исполнения аналогичной обязанности, и других субъективных обстоятельств. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, и недостаток жилых помещений при формировании специализированного жилищного фонда, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.

Рассматривая довод представителя ответчика о том, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями, суд приходит к следующему.

Как было указано ранее, в ст. 6 Закона Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области» определено, что государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В связи с чем, суд полагает обоснованным заявленное и.о. прокурора исковое требование, направленное именно к администрации Константиновского района. Довод о том, что размера предоставляемых субвенций из областного и федерального бюджетов недостаточно для исполнения данного расходного обязательства, не принимается судом, поскольку распределение денежных средств в виде субвенций относится к сфере межбюджетных отношений, вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

ФИО2 в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому её право на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию его права, предусмотренного действующим законодательством.

В силу ч. 7 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, … в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При этом действующее жилищное законодательство признаёт жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно постановлению главы Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ, норма площади жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения по договорам социального найма, приобретаемого в собственность муниципального образования Константиновский район, установлена не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, суд полагает признать установленным, что администрация Константиновского района до настоящего времени не обеспечила ФИО15 в соответствии с законодательством жилой площадью по договору найма специализированного жилого помещения, при этом суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, возлагает на ответчика обязанность по предоставлению ФИО2 благоустроенного жилого помещения площадью не менее 33 кв. м специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Довод ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, в случае удовлетворения исковых требований прокурора, судом не принимается в качестве состоятельного требования, поскольку доказательств предоставления жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ стороной ответчика суду не представлено.

Разрешая вопрос о сроках совершения действий ответчиком, суд полагает, что данное решение должно быть исполнено в установленный законом срок, предусмотренный ст. 206 ГПК РФ.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела суд приходит к следующему.

В силу требований пунктов 9, 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в том числе в качестве ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объёме.

Как следует из вышеприведённых норм права, прокурор и ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, распределение судебных расходов в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ осуществляться не будет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Константиновского района, действующего в интересах ФИО2 к администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области - удовлетворить.

Обязать администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв. м. специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд Амурской области, в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) путём подачи кассационной жалобы через Константиновский районный суд Амурской области.

Решение в окончательной форме принято 22 апреля 2020 года.

Председательствующий                                                             Гайдамак О.В.

2-85/2020 ~ М-78/2020

Категория:
Гражданские и административные дела (КАC РФ)
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филипова Евдокия Анатольевна
Прокуратур Константиновского района Амурской области, в интересах Филипповой Евдокии Анатольевны
Ответчики
Администрация Константиновского района
Другие
Управление образования администрации Константиновского района
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
10.03.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2020 Передача материалов судье
12.03.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020 Судебное заседание
07.04.2020 Судебное заседание
17.04.2020 Судебное заседание
22.04.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)