РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года гор. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баринова М.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы №3 по Самарской области к Карибаевой И.А. о взыскании задолженности (недоимки),
у с т а н о в и л:
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Карибаевой И.А. у о взыскании задолженности (недоимки) - по транспортному налогу за 2017 год в размере 3041 рубль, пени в размере 46,02 рублей.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления.
Ранее Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обращалась к Мировому судье судебного участка №70 Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Определением от 10.10.2019 года Мирового судьи судебного участка №70 судебного района города Октябрьск Самарской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с пропуском срока обращения в суд.
Согласно п.3 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Суд установил, что сумма иска - 3087,02 рублей - составляет менее 20000 рублей, а поэтому административное дело необходимо рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Карибаева И.А. своих возражений относительно применения упрощенного (письменного) производства при рассмотрении административного дела не представил.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п.2 ст.48 НК РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей сумму налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000,00 руб.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
По состоянию на 01.02.2019 за Карибаевой И.А. числилась задолженность по налогам и пени в сумме 3087,02 рублей.
Налоговым органом Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области было направлено требование № об уплате задолженности и пени в размере 3087,02 рублей в срок до 27.03.2019 года.
В установленный срок административный ответчик Карибаева И.А. требование не исполнила, что послужило основанием для обращения административного истца в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением от 10.10.2019 года Мирового судьи судебного участка №70 судебного района города Октябрьск Самарской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с пропуском срока обращения в суд и разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Октябрьский городской суд 12 февраля 2020 года, в то время как срок обращения в суд истек 27.09.2019 года.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 г. № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Согласно ст.95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и, с учетом установленных обстоятельств, не усматривает в указанных административным истцом доводах уважительных причин пропуска срока.
Иных исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали административному истцу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, в ходатайстве не приведено и не установлено в судебном заседании, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании с административного ответчика Карибаевой И.А. задолженности по недоимки и пени в размере 3087,02 рублей в связи с пропуском срока обращения в суд.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы №3 по Самарской области к Карибаевой И.А. о взыскании задолженности (недоимки), отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: судья М.А. Баринов