РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
11 сентября 2020 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2325/2020 по иску Потаповой Н.В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2325/2020 по иску Потаповой Н.В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Потапова Н.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 584,00 м2 по <данные изъяты>. Она является собственницей жилого дома с кадастровым номером №, площадью 545,9 м2 по адресу: <адрес>, на основании решения суда. Дом расположен на двух земельных участках: с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, принадлежащим ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано на основании того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий. На испрашиваемом земельном участке какие-либо объекты общего пользования отсутствуют, ранее данный земельный участок передавался в аренду её отцу Потапову В.З. под индивидуальное жилищное строительство. Ему же <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано Разрешение на строительство жилого дома сроком до ДД.ММ.ГГГГ, которое впоследствии было продлено до ДД.ММ.ГГГГ, а затем до ДД.ММ.ГГГГ Ею был получен ответ Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за №<адрес>-1, согласно которому в границе элемента планировочной структуры, на котором расположены вышеуказанные земельные участки № и №), документация по планировке территории (площадная), постановлением Администрации г.о. Самара, не утверждалась. Просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чекмарёва И.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Воронина Е.А. в судебном заседании иск не признала.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истице на праве собственности принадлежит четырёхэтажный жилой дом с кадастровым номером № площадью 545,9 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 19-24).
Дом расположен в пределах 2 земельных участков – земельного участка с кадастровым номером № площадью 300 ± 1 м2, принадлежащего истице на праве собственности (л.д. 178-181), и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:875 площадью 584 ± 1 м2, находящегося в неразграниченной государственной собственности (л.д. 182-185), ранее предоставленного правопредшественнику истицы в аренду до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129-132).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/1173 о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого жилым домом, без проведения торгов (л.д. 41-43).
ДД.ММ.ГГГГ заявление истицы передано на рассмотрение ответчику.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истице в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании п.6 ст.39.16 ЗК РФ, со ссылкой пп.12 ст.85 ЗК РФ – земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте (относится к территориям общего пользования) и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 37-38).
Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.3 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предоставлении земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с п.6 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте (относится к территориям общего пользования) и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Ответчик указывает, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:875 частично находится в пределах территорий общего пользования, приватизация которых не допускается в силу п.12 ст.85 ЗК РФ.
Представленная суду выписка из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 243-245) данное обстоятельство подтверждает. Согласно выписке, на часть земельного участка не распространяется действие градостроительного регламента, земельный участок расположен частично в пределах красных линий.
Наличие красной линии на испрашиваемом земельном участке признаёт и истица, представившая топографический план, изготовленный кадастровым инженером Печининой Е.В. (л.д. 176), на котором отображено прохождение красной линии.
Исходя из п.4 ст.36 ГрК РФ нераспространение действия градостроительного регламента на часть земельного участка означает, что она находится в границах территории общего пользования (поскольку иные предусмотренные указанной нормой закона обстоятельства, в силу которых на земельные участки на распространяется действие градостроительного регламента в рассматриваемой ситуации заведомо невозможны).
Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со ст.26, 41, 42, 43 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории, линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Как следует из той же выписки из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось.
Однако красные линии на испрашиваемом истице земельном участке были установлены до введения в действие ГрК РФ 2004 г. (л.д. 213).
До введения в действие ГрК РФ 2004 г. действовала Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, утверждённая постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.3.8 и 4.1 названной Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежали обязательному отражению и учёту в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории.
Согласно п.4.3 Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертёж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, недопустимо произвольное установление красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Судом были запрошены и исследованы материалы кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 129-154), из которых усматривается, что красная линия, проходящая через земельный участок, во-первых, существовала уже, как минимум, 1995 г., а во-вторых, отграничивала территорию существующей дороги – <адрес>.
Из материалов кадастрового дела следует, что правопредшественику истицы, Потапову В.З., получившему ДД.ММ.ГГГГ разрешение <адрес> на строительство жилого дома (л.д. 110) под размещение дома были предоставлены земельные участки в собственность площадью 300 м2 (л.д. 102-103, 134), в аренду с правом выкупа площадью 490,4 м2 (л.д. 104, 134) и в аренду без права выкупа площадью 94 м2 (л.д. 105, 134). Таким образом, та часть земельного участка с кадастровым номером №, которая отграничена красной линией <адрес>, хотя и была предоставлена Потапову В.З., но на условиях, исключающих возможность её приобретения в собственность. Следовательно, указанная территория изначально рассматривалась как территория общего пользования, не подлежащая приватизации, в связи с чем фактическое её использование истицей не свидетельствует об изменении её правового режима.
Соответственно, Департамент управления имуществом г.о. Самара пришёл к обоснованному выводу о том, что часть испрашиваемого истицей земельного участка относится к территории общего пользования, и отказал истице в его приватизации.
При сложившихся обстоятельствах заявительница может приобрести исключительно право аренды на земельный участок с кадастровым номером №. Кроме того, поскольку принадлежащий истице жилой дом расположен исключительно на той части земельного участка, которая не относится к территории общего пользования, она может инициировать изменение его границ и выкупить эту часть земельного участка.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь