Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края, в составе
председательствующего судьи Минкиной М.Т.,
при секретаре Алюшиной Т.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Чупрун Г.А., Чеботарева В.В., Ронжина В.Ф. к МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании денежных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Чупрун Г.А., Чеботарева В.В., Ронжина В.Ф. обратился в суд с исками к МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании суммы, мотивируя тем, что истцам, состоящим в трудовых отношениях с ответчиком, неправильно начислялась и выплачивалась заработная плата. В соответствии ст. 315 ТК РФ заработная плата должна быть начислена с учетом оклада и всех стимулирующих выплат, за исключением районного и северного коэффициента, после чего на этот размер, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, начислен районный и северная надбавка. Чупрун Г.А., Чеботарева В.В., Ронжина В.Ф. были начислена и выплачена заработная плата в размере ниже минимального размера оплаты труда Чупрун Г.А. за период с сентября по ноябрь 2014 г., Чеботареву В.В. за период с октября по ноябрь 2014 г., Ронжину В.Ф. за период с сентября по ноябрь 2014 г. Просит взыскать, с учетом уточнений исковых требований, в пользу Чупрун Г.А. 7759,55 рублей, Чеботарева В.В. 5961,03 рубля, Ронжина В.Ф. 10082,47 рублей (л.д.3-5, 20-22,34-36,193).
Определением суда от 23.01.2015 (л.д. 60) гражданские дела соединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Минусинской межрайонной прокуратуры, заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Истцы Чупрун Г.А., Чеботарева В.В., Ронжин В.Ф. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагал их не основанными на законе.
Представитель Управления образования Администрации Минусинского района, привлеченный для участия в деле определением суда от в16.02.2015г. (л.д. 102), судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыв, согласно которому указал, что исковые требования являются необоснованными. Размер заработной платы работников рассчитывается в соответствии с Законом красноярского края от 29.10.2009 № 9- 3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», где региональная выплата по муниципальному образованию Минусинский район по состоянию на сентябрь 2014 года составляла 6068 рублей, что выше минимального размера оплаты труда установленного в размере 5 554 рубля на всей территории РФ. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Просил суд в исковых требованиях о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в отношении МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» отказать (л.д. 109-111).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Однако действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае в период с 01.03.2014 г. по 01.06.2014 г. - 5554 рублей- ФЗ № 336 от 02.12.2013г.). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Статьи 316 и 317 ТК РФ, Закон РФ № 4520-1 от 19.02.93г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» содержат отсылочные нормы о размерах и порядке выплаты указанной надбавки.
Постановлением Администрации Красноярского края № 393-п от 13.11.92г. районный коэффициент для заработной платы для г. Минусинска и Минусинского района установлен в размере 1,30; при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.01.2015 г. (л.д.45-50) МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» является действующим юридическим лицом.
Судом установлено, что Чупрун Г.А., Чеботарев В.В., Ронжин В.Ф. состоят в трудовых отношениях с МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1», что подтверждено трудовыми книжками, приказами о приеме на работу, справками, табелями учета рабочего времени (л.д.7-9, 26а-27, 39, 51-59, 64-68, 70-73,75-79,118-120,121-192).
Как следует из расчетных листков за 2014г. (л.д. 13) заработная плата истца Чупрун Г.А., состоит в сентябре из основной зарплаты 2231 руб., районного коэффициента 669,30 руб., надбавки 669,30 руб., региональной выплаты 2801,40 руб., в октябре из основной зарплаты 1940 руб., районного коэффициента 582 руб., надбавки 582 руб., выплаты за важность 3053,65 руб., в ноябре из основной зарплаты 2231 руб., районного коэффициента 669,30 руб., надбавки 669,30 руб., региональной выплаты 2801,40 руб.
Как следует из расчетных листков за 2014г. (л.д. 28) заработная плата истца Чеботарева В.В. состоит в сентябре из основной зарплаты 2416,92 руб., районного коэффициента 890,08 руб., за ночные 433,81 руб., за праздничные 116,20 руб., надбавки 890,08 руб., региональной выплаты 1623,91 руб., в ноябре из основной зарплаты 1364,06 руб., районного коэффициента 490,70 руб., за ночные 271,60 руб., надбавки 490,70 руб., региональной выплаты 1278,25 руб.
Как следует из расчетных листков за 2014г. (л.д. 40) заработная плата истца Ронжин В.Ф. состоит в сентябре из основной зарплаты 1455руб., районного коэффициента 529,09 руб., ночных 308,64 руб., надбавки 529,09 руб., выплаты за важность 2530,64 руб., региональной выплаты 2801,40 руб., в октябре из основной зарплаты 1746 руб., районного коэффициента 625,65 руб., ночных 339,50 руб., надбавки 625,65 руб., региональной выплаты 1649,20 руб., в ноябре из основной зарплаты 2184,52 руб., районного коэффициента 862,19 руб., ночных 433,81 руб., праздничных 255,64 руб., надбавки 862,19 руб., региональной выплаты 1639,92 руб.
Учитывая системное толкование положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ заработная плата истцов без учета процентной надбавки и районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, т.е. не может быть менее 8886 рублей 40 копеек (5554 рубля * (30% + 30%), при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда.
Таким образом, суд полагает, исковые требования обоснованными, поскольку для работников, проживающих в районах с неблагоприятными климатическими условиями, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой, в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ, не может быть меньше МРОТ в РФ, при этом доводы о необходимости при исчислении заработной платы применения ст. 4 п. 2.1. Закона Красноярского края № 9-3864 от 29.10.2009г., суд во внимание принять не может, как основанные на неправильном толковании закона.
Суд соглашается с доводами о том, что нарушены трудовые права истцов невыплатой заработной платы работодателем МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1», при этом суд полагает согласиться с расчетом представленным прокурором о сложившейся недоплате Чупрун Г.А. за период с сентября по ноябрь 2014 г. 7759,55 рублей, Чеботареву В.В. за период с октября по ноябрь 2014 г. 5961,03 рубля, Ронжину В.Ф. за период с сентября по ноябрь 2014 г. 10082,47 рублей (л.д. 4, 21,35, 193), в связи с чем, в пользу истца Чупрун Г.А. подлежит взысканию задолженность по невыплаченной сумме заработной платы в размере 7759,55 рублей (2718,75+2515,4+2515,4), в пользу истца Чеботарева В.В. подлежит задолженность по невыплаченной сумме заработной платы в размере 5961,03 рубля (3445,63+2515,4), в пользу истца Ронжина В.Ф. подлежит задолженность по невыплаченной сумме заработной платы в размере 10082,47 руб. (3533,94+3900,4+2648,13).
Учитывая удовлетворение заявленных требований, суд полагает взыскать с МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1203,30 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу: Чупрун Г.А. за период с сентября по ноябрь 2014 г. 7759,55 рублей, Чеботарева В.В. за период с октября по ноябрь 2014 г. 5961,03 рубля, Ронжина В.Ф. за период с сентября по ноябрь 2014 г. 10082,47 рублей.
Взыскать с МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа № 1» в доход муниципального образования г. Минусинск государственную пошлину в размере 1203,30 руб.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен 07.04.2015 г.
Решение не вступило в законную силу