Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-970/2021 (2а-6023/2020;) ~ М-5089/2020 от 04.12.2020

Дело № 2а-970/2021

УИД: 36RS0002-01-2020-006834-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием административного истца Зверева Г.В.,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Зверева Г.В. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывной комиссии Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Зверев Г.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Воронежской области, просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о признании его годным к военной службе.

В обоснование заявленных требований указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа.

При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом на военную службу 2020 года, решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа город Воронеж он был признан годным к военной службе. Не согласившись с решением призывной комиссии, направил заявление о несогласии с данным решением в вышестоящую призывную комиссию.

01 декабря 2020 года решением призывной комиссии Воронежской области он был признан годным к прохождению срочной военной службы. Ему была вручена повестка серии ВКЦ № 3620811 для отправки к месту прохождения службы на 02.12.2020 г. С решением призывной комиссии Воронежской области истец не согласен, поскольку у него имеются жалобы на:

•                     <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В его медицинской документации имеются доказательства наличия у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву, а именно: - «<данные изъяты>». Также имеются документы, подтверждающие его заболевание: выписка из амбулаторной карты от 17.09.2020 г. - диагноз: <данные изъяты>

В ходе контрольного медицинского освидетельствования врачом-терапевтом, проводящим контрольное медицинское освидетельствование, были занижены результаты <данные изъяты>, чтобы скрыть его жалобы на состояние здоровья.

Жалобы истца на состояние здоровья и представленные им медицинские документы, которые подтверждают имеющееся у него непризывное заболевание, не учли, направление на дополнительное обследование от призывной комиссии выдано не было.

Решение о призыве на военную службу истец считает незаконным, нарушающим его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами (л.д. 7-13).

Определением судьи от 21.12.2020 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д. 31).

Судебное заседание назначалось на 16.00 час. 20.01.2021 г., был объявлен перерыв до 11.00 час. 17.02.2021 г.

В судебном заседании административный истец Зверев Г.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянов В.Е., действующий также в интересах структурного подразделения Военного комиссариата Воронежской области – Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 45-48).

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Зверев Г.В. был принят на учет в военном комиссариате Тамбовской области (г. Котовск) 02.02.2012 и снят с учета 22.10.2014 г. Был принят на учет в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа 13.10.2014 г. и снят с учета 19.09.2018 г. и вновь поставлен на воинский учет в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с 28.05.2019 г. (л.д. 53).

Решением призывной комиссии от 26.11.2014 г. (протокол № 19) ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2018 г. (л.д. 53). Позднее Зверев Г.В. предоставил в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа справку от 15.08.2018 г. № 2/0156 о том, что в 2018 г. поступил в ФГБОУ ВО «ВГУ» с окончанием срока обучения в 2020 г. (л.д. 55).

По результатам прохождения медицинского освидетельствования 05.11.2020 г. врачами-специалистами была определена категория годности Зверева Г.В. «Б-4 – годен к военной службе с ограничениями» по ст.ст. <данные изъяты> Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565) с диагнозом заболевания <данные изъяты>

Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов города Воронеж Воронежской области от 05.11.2020 года (протокол № 13) Зверев Г.В. призван на военную службу (л.д. 50, 51, 45). Ему под личную роспись вручена повестка о явке в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа к 06.00 ч. 02.12.2020 г. для отправки к месту прохождения военной службы (л.д. 60). Однако в назначенное время Зверев Г.В. по повестке не явился.

Данное решение было отменено в связи с обжалованием Зверевым Г.В. решения призывной комиссии в суд (протокол от 25.12.2020 г. № 30) (л.д. 54).

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2020 N 581 "О призыве в октябре-декабре 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 октября по 31 декабря 2020 г. осуществлялся призыв на военную службу.

В связи с чем административный истец подлежал текущему призыву.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

С силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 20 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.

Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).

Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Освидетельствование граждан, поступающих на военную службу, военнослужащих проводится в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, изложенными в Расписании болезней и таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).

Освидетельствование проводится гражданам при призыве на военную службу по графе I Расписания болезней (п. 1 общих положений Требований).

В соответствии со ст. 43 графы I Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, предусмотрено, что гипертоническая болезнь с незначительным нарушением и без нарушения функции "органов-мишеней" соответствует категории годности "В".

Вместе с тем, согласно примечанию к названной статье наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.

При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней (ст. 43 расписания болезней, утв. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе").

Наличие гипертонической болезни у лица, подлежащего призыву на военную службу, должно подтверждаться не только наличием установленного диагноза, но и документальным подтверждением его результатами обследования в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

Таким образом, наличие гипертонической болезни подтверждается только совокупностью двух видов медицинских документов: результатами обследования в стационарных условиях, а также результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с условиями неоднократного выполнения суточного мониторирования артериального давления.

Только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пункта "в" статьи 43 графы 1 Расписания болезней.

Такие доказательства суду не представлены.

Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565) при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абз. 5 п. 8).

В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период осенней призывной кампании 2020 г. Зверев Г.В. проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, по заключению районной медицинской комиссии определена категория годности Зверева Г.В. к военной службе Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения 4 (л.д. 57).

Заключением областной контрольной комиссии по контрольному медосвидетельствованию призывников диагноз Зверева Г.В. был подтвержден (протокол № 14 от 01.12.2020) (л.д. 66-68).

Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013г.

Диагнозов заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу, у административного истца не выявлено.

Категория годности к военной службе Зверева Г.В. была определена врачами-специалистами «Б-4 – годен к военной службе с незначительными ограничениями» по ст.ст. <данные изъяты> Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565) с диагнозом заболевания <данные изъяты> (л.д. 49-54).

При этом предписанный вышеприведенными нормативными актами порядок прохождения независимой военно-врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару Зверевым Г.В. не соблюден, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не обращался. Экспертное заключение в военный комиссариат и материалы дела им не представлено.

В судебном заседании с целью установления состояния здоровья истца и наличия у него вышеуказанного заболевания, препятствующего прохождению военной службы, административному истцу также было разъяснено право заявить ходатайство о назначении судебной медицинской экспертизы с указанием экспертного учреждения и вопросов к экспертам, однако Зверев Г.В. данным правом не воспользовался.

Между тем, медицинских документов, свидетельствующих о прохождении Зверевым Г.В. медицинского обследования в стационарных условиях, а также предшествующего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления, административным истцом не представлено. Данных о прохождении подобных обследований не приведено. Представленные выписка из амбулаторной карты от 17.09.2020 о постановке Зверева Г.В. на диспансерный учет 28.08.2020 с диагнозом <данные изъяты> (л.д.16); результаты мониторинга <данные изъяты>, проведенные ООО «МРТ-Магадан» 23.05.2020 (л.д. 17-27), выписка о наблюдении в БУЗ ВО «Воронежская областная больница № 2» (л.д. 71), результаты анализов и исследований (л.д. 72-87), не могут быть приняты в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие у него указанного заболевания.

Во время осеннего призыва 2020 г. оспариваемое Зверевым Г.В. решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 05.11.2020 г. (протокол № 13) реализовано не было, каких-либо доказательств нарушения своих прав, или незаконности оспариваемого решения он в суд не представил.

На основании изложенного, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Зверева Г.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Зверева Г.В. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывной комиссии Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронежа протокол № 13 от 05.11.2020 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья: подпись О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 04.03.2021 г.

Дело № 2а-970/2021

УИД: 36RS0002-01-2020-006834-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Асановой Р.Ю.,

с участием административного истца Зверева Г.В.,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Зверева Г.В. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывной комиссии Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Зверев Г.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Воронежской области, просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о признании его годным к военной службе.

В обоснование заявленных требований указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа.

При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом на военную службу 2020 года, решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа город Воронеж он был признан годным к военной службе. Не согласившись с решением призывной комиссии, направил заявление о несогласии с данным решением в вышестоящую призывную комиссию.

01 декабря 2020 года решением призывной комиссии Воронежской области он был признан годным к прохождению срочной военной службы. Ему была вручена повестка серии ВКЦ № 3620811 для отправки к месту прохождения службы на 02.12.2020 г. С решением призывной комиссии Воронежской области истец не согласен, поскольку у него имеются жалобы на:

•                     <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В его медицинской документации имеются доказательства наличия у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву, а именно: - «<данные изъяты>». Также имеются документы, подтверждающие его заболевание: выписка из амбулаторной карты от 17.09.2020 г. - диагноз: <данные изъяты>

В ходе контрольного медицинского освидетельствования врачом-терапевтом, проводящим контрольное медицинское освидетельствование, были занижены результаты <данные изъяты>, чтобы скрыть его жалобы на состояние здоровья.

Жалобы истца на состояние здоровья и представленные им медицинские документы, которые подтверждают имеющееся у него непризывное заболевание, не учли, направление на дополнительное обследование от призывной комиссии выдано не было.

Решение о призыве на военную службу истец считает незаконным, нарушающим его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами (л.д. 7-13).

Определением судьи от 21.12.2020 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д. 31).

Судебное заседание назначалось на 16.00 час. 20.01.2021 г., был объявлен перерыв до 11.00 час. 17.02.2021 г.

В судебном заседании административный истец Зверев Г.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянов В.Е., действующий также в интересах структурного подразделения Военного комиссариата Воронежской области – Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 45-48).

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Зверев Г.В. был принят на учет в военном комиссариате Тамбовской области (г. Котовск) 02.02.2012 и снят с учета 22.10.2014 г. Был принят на учет в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа 13.10.2014 г. и снят с учета 19.09.2018 г. и вновь поставлен на воинский учет в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с 28.05.2019 г. (л.д. 53).

Решением призывной комиссии от 26.11.2014 г. (протокол № 19) ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2018 г. (л.д. 53). Позднее Зверев Г.В. предоставил в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа справку от 15.08.2018 г. № 2/0156 о том, что в 2018 г. поступил в ФГБОУ ВО «ВГУ» с окончанием срока обучения в 2020 г. (л.д. 55).

По результатам прохождения медицинского освидетельствования 05.11.2020 г. врачами-специалистами была определена категория годности Зверева Г.В. «Б-4 – годен к военной службе с ограничениями» по ст.ст. <данные изъяты> Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565) с диагнозом заболевания <данные изъяты>

Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов города Воронеж Воронежской области от 05.11.2020 года (протокол № 13) Зверев Г.В. призван на военную службу (л.д. 50, 51, 45). Ему под личную роспись вручена повестка о явке в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа к 06.00 ч. 02.12.2020 г. для отправки к месту прохождения военной службы (л.д. 60). Однако в назначенное время Зверев Г.В. по повестке не явился.

Данное решение было отменено в связи с обжалованием Зверевым Г.В. решения призывной комиссии в суд (протокол от 25.12.2020 г. № 30) (л.д. 54).

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2020 N 581 "О призыве в октябре-декабре 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 октября по 31 декабря 2020 г. осуществлялся призыв на военную службу.

В связи с чем административный истец подлежал текущему призыву.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

С силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 20 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.

Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).

Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Освидетельствование граждан, поступающих на военную службу, военнослужащих проводится в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, изложенными в Расписании болезней и таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).

Освидетельствование проводится гражданам при призыве на военную службу по графе I Расписания болезней (п. 1 общих положений Требований).

В соответствии со ст. 43 графы I Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, предусмотрено, что гипертоническая болезнь с незначительным нарушением и без нарушения функции "органов-мишеней" соответствует категории годности "В".

Вместе с тем, согласно примечанию к названной статье наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.

При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней (ст. 43 расписания болезней, утв. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе").

Наличие гипертонической болезни у лица, подлежащего призыву на военную службу, должно подтверждаться не только наличием установленного диагноза, но и документальным подтверждением его результатами обследования в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

Таким образом, наличие гипертонической болезни подтверждается только совокупностью двух видов медицинских документов: результатами обследования в стационарных условиях, а также результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с условиями неоднократного выполнения суточного мониторирования артериального давления.

Только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пункта "в" статьи 43 графы 1 Расписания болезней.

Такие доказательства суду не представлены.

Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565) при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абз. 5 п. 8).

В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период осенней призывной кампании 2020 г. Зверев Г.В. проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, по заключению районной медицинской комиссии определена категория годности Зверева Г.В. к военной службе Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения 4 (л.д. 57).

Заключением областной контрольной комиссии по контрольному медосвидетельствованию призывников диагноз Зверева Г.В. был подтвержден (протокол № 14 от 01.12.2020) (л.д. 66-68).

Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013г.

Диагнозов заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу, у административного истца не выявлено.

Категория годности к военной службе Зверева Г.В. была определена врачами-специалистами «Б-4 – годен к военной службе с незначительными ограничениями» по ст.ст. <данные изъяты> Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565) с диагнозом заболевания <данные изъяты> (л.д. 49-54).

При этом предписанный вышеприведенными нормативными актами порядок прохождения независимой военно-врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару Зверевым Г.В. не соблюден, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не обращался. Экспертное заключение в военный комиссариат и материалы дела им не представлено.

В судебном заседании с целью установления состояния здоровья истца и наличия у него вышеуказанного заболевания, препятствующего прохождению военной службы, административному истцу также было разъяснено право заявить ходатайство о назначении судебной медицинской экспертизы с указанием экспертного учреждения и вопросов к экспертам, однако Зверев Г.В. данным правом не воспользовался.

Между тем, медицинских документов, свидетельствующих о прохождении Зверевым Г.В. медицинского обследования в стационарных условиях, а также предшествующего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления, административным истцом не представлено. Данных о прохождении подобных обследований не приведено. Представленные выписка из амбулаторной карты от 17.09.2020 о постановке Зверева Г.В. на диспансерный учет 28.08.2020 с диагнозом <данные изъяты> (л.д.16); результаты мониторинга <данные изъяты>, проведенные ООО «МРТ-Магадан» 23.05.2020 (л.д. 17-27), выписка о наблюдении в БУЗ ВО «Воронежская областная больница № 2» (л.д. 71), результаты анализов и исследований (л.д. 72-87), не могут быть приняты в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие у него указанного заболевания.

Во время осеннего призыва 2020 г. оспариваемое Зверевым Г.В. решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 05.11.2020 г. (протокол № 13) реализовано не было, каких-либо доказательств нарушения своих прав, или незаконности оспариваемого решения он в суд не представил.

На основании изложенного, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Зверева Г.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Зверева Г.В. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывной комиссии Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронежа протокол № 13 от 05.11.2020 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья: подпись О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 04.03.2021 г.

1версия для печати

2а-970/2021 (2а-6023/2020;) ~ М-5089/2020

Категория:
Гражданские и административные дела (КАC РФ)
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зверев Глеб Витальевич
Ответчики
Призывная комиссия Воронежской области
ФКУ "Военный комиссариат Воронежской области"
Другие
Военный Комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа в ВО
Курьянов В.Е.
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
04.12.2020 Регистрация административного искового заявления
04.12.2020 Передача материалов судье
09.12.2020 Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020 Подготовка дела (собеседование)
21.12.2020 Рассмотрение дела начато с начала
21.12.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021 Судебное заседание
20.01.2021 Судебное заседание
21.01.2021 Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.02.2021 Судебное заседание
04.03.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)