Дело № 2 - 609 /2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Визинга 01 ноября 2012 года
Сысольский районный суд Республики Комив составе председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Пыстине Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Сысольского района РК Коноваловой Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района к администрации МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть –Вымского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов Лапиной А.В., обратился в суд с иском к администрации МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Усть-Вымского района рассмотрено обращение Лапиной А.В. по факту не предоставления жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Лапина А.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемым по договорам социального найма по МО МР «Усть –Вымский». Исходя их принципа реальной направленности оказания социальной помощи, и учитывая законные интересы Лапиной А.В., избравшей постоянным местом жительства <___> жилое помещение Лапиной А.В. необходимо предоставить на территории Сысольского района Республики Коми
В судебном заседании старший помощник прокурора Сысольского района РК Коновалова Л.А. (по доверенности прокурора Усть –Вымского района) поддержала заявленные прокурором требования в полном объеме. Просит обязать администрацию МР «Сысольский» предоставить Лапиной А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 33 кв. м.
Привлеченная к участию в деле в качестве истца Лапина А.В. требования прокурора поддержала.
Представитель администрации МР «Сысольский» (по доверенности) Кетова Л.Д. в судебном заседании показала, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Представитель администрации МР «Сысольский» (по доверенности) Беляев А.Н. согласился с требованиями прокурора, считает, что требования подлежат удовлетворению при условии выделения средств из Республиканского бюджета.
Агентство Республики Коми по социальному развитию, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, полагает, что является ненадлежащим ответчиком. В представленном отзыве просит в удовлетворении искового заявления прокурора в интересах Лапиной А.В. отказать, так как жилое помещение должно быть предоставлено Лапиной А.В. МО МР «Усть –Вымский», в виду того, что в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми Лапина А.В. была выявлена органами опеки и попечительства в Усть –Вымском районе Республики Коми, в связи с чем, личное дело Агентством было передано в соответствующее муниципальное образование для реализации её права на жилое помещение.
Третье лицо на стороне ответчика администрация МР «Усть –Вымский», представило ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя. Не возражает удовлетворению исковых требований о предоставлении Лапиной А.В. администрацией муниципального района «Сысольский» жилого помещения в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Сысольского района.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Лапина (П.) А.В., **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – П., решением Усть-Вымского районного суда РК от **** ,,,, отец – П. решением Сыктывдинского районного суда РК от **** ,,,.
В **** году Лапина А.В. окончила ГОУНПО Профессиональное училище №__ <___>.
В соответствии со свидетельством о заключении брака от **** П. заключила брак с Л. с присвоением ей фамилии Лапина.
Согласно информации Агентства Республики Коми по социальному на основании приказа Агентства РК по соцразвитию от **** №__ Лапина А.В. состояла на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда в Республике Коми под № №__
В 2011 году в связи с принятием Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» документы на Лапину А.В. Агентством РК по соцразвитию были переданы в администрацию МО МР «Усть-Вымский» с целью постановки ее на учет.
Согласно материалам учетного дела установлено, что на 14 мая 2012 года в списке категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Лапина А.В. состоит на учете под №__.
Управление Росреестра по Республике Коми письмом от **** №__ уведомил об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Лапиной А.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В соответствии с ч. 3 указанной статьи малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
На основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно положениям ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из ст. 13 ЖК РФ следует, что к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона РК № 54-РЗ от 04.07.2006 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются гражданам льготных категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Коми № 54-РЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом (ст.1, 10 Закона).
В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 1 Закона РК от 22.11.2010 № 139-РЗ" О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" с 01 января 2011 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В настоящее время полномочия по предоставлению жилых помещений сиротам в порядке реализации имеющихся у них льгот возложены на администрации муниципальных образований муниципальных районов.
В отношении нуждающихся в жилье детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Республики Коми от 22.11.2010 было установлено, что государственные полномочия по обеспечению этих лиц жилыми помещениями по договорам социального найма передаются органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми с предоставлением бюджетам муниципальных образований соответствующих субвенций.
Согласно справки администрации сельского поселения «Чухлэм» от **** Лапина А.В., **** года рождения зарегистрирована по адресу <___>.
Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения суд считает необходимым возложить на администрацию МО МР «Сысольский», так как учитывая законные интересы Лапиной А.В., как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, избравшей постоянным местом жительства <___>, ее право на льготу в виде получения жилья из муниципального жилищного фонда вне очереди, должно быть реализовано администрацией муниципального района по месту ее жительства.
В судебном заседании ответчиком не представлены доказательства того, что Лапиной А.В. предоставлено жилое помещение в порядке реализации ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании вышеизложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению, при определении размера жилого помещения, которое следует предоставить Лапиной А.В., суд учитывает положения ст.10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ.
С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что Агентство Республики Коми по социальному развитию является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. В удовлетворении требований к Агентству Республики Коми по социальному развитию следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Усть-Вымского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сысольский» предоставить Лапиной А.В. вне очереди, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы и представления через Сысольский районный суд.
Председательствующий: Г.Д. Фомина
Решение изготовлено в окончательной форме 06 ноября 2012 года.
Судья Г.Д. Фомина
Копия верна: судья Г.Д. Фомина
.