Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1787/2020 ~ М-449/2020 от 30.01.2020

Дело № 2 – 1787/2020 (13) 66RS0004-01-2020-000546-58

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 15 апреля 2020 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,

с участием истца Антоненко Л.В., представителя истца Флягина А.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Соколова Д.Н., действующего на основании доверенности от 30.12.2019 г., представителя ответчика ГБУЗ СО «Детская городская больница г. Каменск-Уральский» Емельянова К.Э., действующего на основании доверенности № 66 АА 4780538 от 17.01.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоненко Людмилы Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Флягиной Василисы Алексеевны, к Министерству здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО «Детская городская больница г. Каменск-Уральский» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Антоненко Л.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней дочери Флягиной В. А., <//> года рождения, с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» о возложении обязанности.

С учетом уточнений исковых требований просила обязать ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» обеспечить <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований истец указала, что является матерью Флягиной В. А., <//> года рождения. В связи с диагнозом <данные изъяты> и нуждается в оказании ей паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, лекарственных препаратах, средствах медицинского назначения и получении парентерального питания, что установлено протоколом врачебной комиссии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова М. Р. от <//> Истец обращалась <//> с соответствующим письменным заявлением в Министерство здравоохранения <адрес>, однако заявление было оставлено без ответа.

В судебном заседании истец с учетом уточнений исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ребенок прикреплен для оказания паллиативной медицинской помощи к ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» по месту жительства, на дом к ним приходит врач для осмотра ребенка, забора необходимых анализов. На протяжении 16 часов в день ребенку необходимы капельницы, которые истец обучена ставить самостоятельно. Отдельные лекарственные средства и медицинские изделия из предписанных протоколом врачебной комиссии им выдавала больница, однако нерегулярно и в меньшем, чем предусмотрено, объеме. Предписанные ребенку лекарственные препараты и медицинские изделия замене не подлежат. Заключение врачебной комиссии может пересматриваться в течение периода лечения ребенка, следующая госпитализация в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова М. Р. запланирована на апрель 2020 г., однако в связи с карантинными мерами будет перенесена.

Представитель истца Флягин А.А., действующий на основании устного ходатайства, исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> исковые требования не признало, представило в суд письменные возражения, пояснив, что приказом Министерства здравоохранения <адрес> от <//> -п «О реализации Соглашения о представлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи детям» на руководителей медицинских организаций, в том числе ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>», возложена обязанность за счет предоставленной субсидии на иные цели: организовать закуп расходных материалов и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функции органов и систем организма человека, для использования на дому для обеспечения детей, получающих паллиативную помощь; организовать учет и выдачу законным представителям детей расходных материалов и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому. Субсидия на приобретение медицинских изделий в соответствии с заявкой ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>», учитывающей потребность Флягиной В.А., перечислена. Лекарственное обеспечение в рамках паллиативной помощи оказывается за счет областного бюджета в рамках финансового обеспечения выполнения государственных заданий бюджетным учреждением или автономным учреждением путем предоставления субсидии. Учитывая заключенные между Министерством здравоохранения <адрес> и ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» соглашения на предоставление субсидий, а также фактическое выделение денежных средств на исполнение государственного задания, включающего оказание паллиативной помощи, и приобретение медицинских изделий для оказания медицинской помощи, ответчик полагает, что основания для возложения на него обязанностей в судебном порядке отсутствуют. Кроме того, ответчик пояснил, что в отличие от лекарственных препаратов, которые при наличии медицинских показаний назначаются по торговым наименованиям, медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Таким образом, врачебные комиссии не уполномочены принимать решения о назначении медицинских изделий по торговым наименованиям, как это сделано в протоколе врачебной комиссии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова М. Р. от <//>

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы отзыва поддержал, дополнительно пояснил, что все лекарственные препараты и медицинские изделия, указанные в заключении врачебной комиссии, зарегистрированы на территории РФ. Медицинское оборудование входит в понятие медицинских изделий, в связи с чем, отдельно выделять его в исковых требованиях нецелесообразно. На сегодняшний день заявка от ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» не содержит полного перечня предписанных в заключении медицинских изделий, в связи с этим от лечебного учреждения необходима дополнительная заявка в адрес Министерства здравоохранения <адрес> на выделение денежных средств. В связи с тем, что закупка медицинских изделий осуществляется лечебным учреждением в порядке, установленном законодательством о закупках и антимонопольным законодательством РФ, проведение торгов с указанием торгового наименования медицинского изделия и конкретного производителя (в частности, ТауроЛок ТМ U25.000, ТауроЛок ТМ НЕР100, Фильтр инфузионный Интрапур Л. Н., ББраун, Кран треходовой Дискофикс С, производство Bbraun и т.д.) будет являться нарушением действующих норм. Так, медицинское изделие ТауроЛок является раствором для закрытия катетера. Помимо раствора TauroLock, производство Германия, к применению на территории РФ разрешен раствор для закрытия катетера DuralLock, производство США. В том случае, если ребенку с учетом особенностей, требуется именно раствор TauroLock, то в заключении врачебной комиссии необходимо указывать не торговое наименование, а наименования действующего вещества и всех вспомогательных веществ, входящих в его состав, которые и отличат его от аналогичных растворов, допущенных к обращению на территории РФ.

Представитель ответчика ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» Емельянов К.Э., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что лечебное учреждение готово закупить и выдать лекарственные препараты, лечебное питание и медицинские изделия при наличии финансирования со стороны Министерства здравоохранения <адрес>, либо выдать закупленные Министерством медицинские изделия в случае их распределения через ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница».

Представитель третьего лица АНО ОПБСКК «Ветер надежд» Солдатов Д.В., действующий на основании доверенности, в предварительном судебном заседании исковые требования просил удовлетворить. В судебное заседание представитель третьего лица не явился, извещен судом своевременно и надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов <адрес>, ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» о дате, месте и времени судебного заседания извещены судом своевременно и надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили, отзыв не представили.

Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» leninskyeka.svd.sudrf.ru с соблюдением требований ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ).

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что лицами, участвующими в деле, право несовершеннолетнего ребенка-инвалида Флягиной В. А., <//> года рождения, на оказание ей паллиативной медицинской помощи и бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями в количестве и дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, не оспаривается.

Порядок обеспечения ребенка лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, а именно: путем выполнения обязанностей по обеспечению со стороны ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» при поступлении финансирования от Министерства здравоохранения <адрес>, ответчики также признают и не оспаривают.

Также в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками то обстоятельство, что ребенок Флягина В.А. на дату вынесения решения суда назначенными ей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями фактически не обеспечена.

Заключенные между Министерством здравоохранения <адрес> и ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета от <//>, соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от <//>, в которых согласно заявке ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» предусмотрены лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания, расходные материалы и медицинские изделия для оказания паллиативной медицинской помощи Флягиной В.А., свидетельствуют о выполнении ответчиками лишь части мероприятий, направленных на обеспечение ребенка истца назначенными лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями и не свидетельствуют о выполнении ими имеющихся обязанностей в полном объеме. Кроме того, часть медицинских изделий, необходимых для оказания паллиативной медицинской помощи Флягиной В.А., в заявку ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» до настоящего времени не включена и со стороны Министерства здравоохранения <адрес> не профинансирована.

Учитывая, что ответчиками признаются указанные обстоятельства, на которых истец основывает заявленные требования, а также то, что неоспариваемый ответчиками порядок обеспечения ребенка Флягиной В.А. лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы как самого ребенка, так и других лиц, суд полагает заявленные с учетом уточнений исковые требования обоснованными.

Однако разрешая вопрос об указании в возлагаемых на ответчиков обязанностях по обеспечению и финансированию обеспечения ребенка медицинским оборудованием, суд исходит из того, что согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от <//> N 323-ФЗ (ред. от <//>) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой. Таким образом, отдельного указания на медицинское оборудование не требуется, достаточным является указание на медицинские изделия.

В то же время, проанализировав приказ Министерства здравоохранения <адрес> от <//> -п «О реализации Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи детям» о возложении обязанностей на руководителей медицинских организаций, в том числе ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>», организовать закуп расходных материалов и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем человека для использования на дому для обеспечения детей, получающих паллиативную медицинскую помощь, а также заявку ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» на выделение субсидии на иные цели, во исполнение которой было заключено соглашение с Министерством здравоохранения <адрес> от <//>, суд полагает, что для исключения возможных препятствий в надлежащем исполнении решения суда, необходимо указание не только на лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия, но и на расходные материалы.

Рассматривая исковые требования в части возложения обязанностей по обеспечению и финансированию лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, расходных материалов и медицинских изделий именно в соответствии с решением врачебной комиссии обособленного структурного подразделения «Российская детская клиническая больница» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации от <//> , суд полагает, что в целях соблюдения прав и законных интересов ребенка Флягиной В.А., учитывая возможность пересмотра решения врачебной комиссии, предстоящей госпитализации в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова М. Р., а также возможности наблюдения ребенка в ином медицинском учреждении и вынесении врачебной комиссии решения с иными реквизитами (наименование лечебного учреждения, даты и номер), в решении суда необходимо указание на обеспечение ребенка лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, расходными материалами и медицинскими изделиями в количестве и дозах, рекомендованных уполномоченной медицинской организации, то есть без указания конкретного решения врачебной комиссии, имеющего индивидуальные реквизиты.

Оценивая доводы ответчика Министерства здравоохранения <адрес> о том, что возложение обязанности по исполнению решения врачебной комиссии об обеспечении, то есть закупке, медицинского изделия по конкретному торговому наименованию повлечет за собой нарушение лечебным учреждением норм антимонопольного законодательства и в сфере закупок, суд полагает, что данные доводы заслуживают внимания и подлежат оценке.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от <//> N 323-ФЗ (ред. от <//>) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Из взаимосвязанных положений ст. 48 Федерального закона от <//> N 323-ФЗ (ред. от <//>) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <//> н, следует, что правомочие врачебной комиссии о назначении по торговому наименованию касается только лекарственных препаратов.

При проведении закупки заказчик, в данном случае - ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>», при определении предмета контракта и составлении документации о закупке должен руководствоваться общими требованиями Федерального закона от <//> № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и антимонопольного законодательства, которое в силу п. 1. ст. 2 Федерального закона от <//> № 135-ФЗ “О защите конкуренции” основывается наКонституцииРоссийской Федерации, ГражданскомкодексеРоссийской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные встатье 3настоящего Федерального закона.

В частности, в описание объекта закупки согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от <//> № 44-ФЗ не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Нормы Федерального закона от <//> № 44-ФЗ, связанные с исключительными процедурами закупки по торговому наименованию, относятся только к закупке лекарственных препаратов. Закупка медицинских изделий осуществляется на общих основаниях.

В судебном заседании установлено, что часть медицинских изделий в решении врачебной комиссии обособленного структурного подразделения «Российская детская клиническая больница» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации от <//> содержит указание на торговое наименование и производителя медицинского изделия.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав(злоупотребление правом), не допускаются. Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Таким образом, суд считает, что при выполнении обязанности по обеспечению Флягиной В.А. лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, расходными материалами и медицинскими изделиями, ответчику ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>» надлежит руководствоваться не только рекомендациями уполномоченной медицинской организации, но и требованиями законодательства в сфере закупок и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

При рассмотрении требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению в части принятия мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение ребенка по жизненным показаниям лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, расходными материалами и медицинскими изделиями, к немедленному исполнению, суд исходит из того, что ребенок в силу заболевания (синдром короткой кишки) нуждается в ежедневном и круглосуточном введении лекарственных препаратов, получает парентеральное питание, при отсутствии необходимой паллиативной медицинской помощи жизнь ребенка находится в опасности. В связи с этим, требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению со стороны ответчика ГАУЗ СО «Детская городская больница <адрес>».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоненко Людмилы Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Флягиной Василисы Алексеевны, к Министерству здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО «Детская городская больница г. Каменск-Уральский» о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Детская городская больница город Каменск-Уральский» обязанность обеспечить Флягину Василису Алексеевну, 14.08.2018 года рождения, по жизненным показаниям лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, расходными материалами и медицинскими изделиями в количестве и дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, с учетом соблюдения требований законодательства в сфере закупок и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность осуществлять в установленном порядке своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение закупки для Флягиной Василисы Алексеевны, 14.08.2018 года рождения, по жизненным показаниям лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, расходных материалов и медицинских изделий в количестве и дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией.

Решение суда в части принятия Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области «Детская городская больница город Каменск-Уральский» мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Флягиной Василисы Алексеевны, 14.08.2018 года рождения, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, расходными материалами и медицинскими изделиями в количестве и дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья А.А. Пономарёва

2-1787/2020 ~ М-449/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Антоненко Людмила Викторовна
Ответчики
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский"
Министерство здравоохранения Свердловской области
Другие
Министерство финансов Свердловской области
ГАУЗ СО "Областная детская клиническая больница"
АНО по оказанию помощи больным "Ветер надежд"
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Судья
Пономарёва Анастасия Александровна
30.01.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2020 Передача материалов судье
07.02.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2020 Предварительное судебное заседание
30.03.2020 Судебное заседание
15.04.2020 Судебное заседание
22.04.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)