РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алапаевск 22 сентября 2015 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего федерального судьи Бузань Ж.В.,
при секретаре Федорахиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-1492\15 по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12 к Администрации МО город Алапаевск о признании бездействия незаконным и возложении обязанности
УСТАНОВИЛ
Алапаевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12 к Администрации МО г.Алапаевск о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации МО город Алапаевск выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда в г.Алапаевске ул. Ленина 78, в необращении с заявлением в Межведомственную комиссию для признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в неорганизации проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией. Так же прокурор просит обязать Администрацию МО город Алапаевск в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру для признания данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, подготовить документы на Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, пригодным ( непригодным) для проживания граждан на территории МО город Алапаевск для рассмотрения на ее заседании вопроса о признании жилого дома №78 по ул. Ленина г.Алапаевска аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска и в судебном заседании заместителем прокурора г. Алапаевска Мелкозеровой Т.В. указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Алапаевскую городскую прокуратуру поступило обращение Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Мерзляковой Т.Г. по факту нарушения прав жителей дома по ул. Ленина 78 в г. Алапаевске на достойные условия проживания.. Алапаевской городской прокуратурой по указанным в обращении доводам проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Жители дома №78 по ул. Ленина г.Алапаевска, в том числе ФИО3, неоднократно, в течение 2011-2015 годов обращались в Администрация МО г.Алапаевск с просьбой обследования дома их дома на предмет его непригодности для проживания. До настоящего времени вопрос о признании дома 78 по ул. Ленина г.Алапаевска непригодным для проживания на заседании межведомственной комиссии МО город Алапаевск не рассматривался. В ходе проведения проверки по настоящему обращению Алапаевской городской прокуратурой совместно со специалистом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области 7.08.2015 года проведено обследование данного дома. В ходе обследования установлены многочисленные нарушения Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года №170, в том числе установлено отсутствие отмостки по периметру дома, разрушения бревен стен и нижних венцов основания дома, электропроводка не заизолирована и местами оборвана, следы протечек кровли, многочисленные пробоины и трещины в шифере, прогибы и деформация перекрытия пристроя и др. Ранее специалистами Государственной жилищной инспекции проводилось обследование дома 16.10.2014 года, в ходе которого выявились аналогичные нарушения Правил и Норм, в акте указан 1942 год постройки дома. Согласно сведений Алапаевского филиала БТИиРН жилой дом по ул. Ленина 78 имеет общий процент износа 65%. Собственником 13 квартир из 16 является муниципальное образование город Алапаевск.
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12 поддержали требование прокурора, просили их удовлетворить в полном объеме. Указали, что все они являются нанимателями жилых помещений в спорном доме, о чем предоставили договоры социального найма жилого помещения.
ФИО3 пояснил, что по вопросу признания их дома аварийным начали жильцы обращаться с 1996 года. Дом находился когда то на балансе Алапаевского хлебокомбината, но когда комбинат распался, жилой фонд городу не передали и долго жильцы не могли даже зарегистрироваться в квартирах и получать субсидии. В 2009 году дом поставили на баланс в МО г.Алапаевск и тогда жильцы стали обращаться в Администрацию МО г. Алапаевск. Ответа им положительного не дали, дом аварийным не признали.
Представитель Администрации МО г. Алапаевск по доверенности ФИО19 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Предоставила отзыв, согласно которого просила в удовлетворении требований прокурора г. Алапаевска в интересах неопределенного круга лиц, жильцов дома №78 по ул. Ленина в г. Алапаевске отказать. В обоснование данной позиции указано, что обращаться с вопросом признания жилого помещения пригодным ( непригодным) для проживания должен собственник. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ в доме 16 квартир, из них три квартиры являются частной собственностью. Жильцы дома №78 по ул. Ленина в г. Алапаевске с необходимым перечнем документов в межведомственную комиссию не обращались. В связи с тем, что часть квартир принадлежит гражданам на праве собственности, действующее законодательство предусматривает для инициирования процедуры признания многоквартирного дома аварийным согласие собственников, а так же софинансирование на заключение специализированной организацией. В связи с тем, что согласие собственников квартир в спорном доме в межведомственную комиссию не поступало, Администрация МО г.Алапаевск считает, что в удовлетворении требований Алапаевскому городскому прокурору следует отказать.
Представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, требования прокурора просил удовлетворить.
Суд, исследовав доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Алапаевский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку состояние данного жилого дома является опасным и создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем лиц, но и иных граждан, которые могут оказаться в момент его разрушения или иного повреждения как непосредственно в данном доме, так и около него. Так же прокурор обратился в суд в интересах граждан, занимающих квартиры в данном доме по договору социального найма ( данные договоры представлены в материалы дела), то есть в защиту их нарушенного права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального Закона Российской Федерации от 6.10.2003 года ( в ред. от 29.06.2015 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.6 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( далее Положение №47).
Согласно п.7 Положения №47 решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в названном Положении требованиям.
В соответствии с пунктами 42,47 Положения №47 Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Аналогичные требования к порядку рассмотрения заявлений о признании жилого помещения непригодным установлены и в Положении о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан на территории МО город Алапаевск, утвержденным постановлением Администрации №1433 от 16.11.2007 года.
Согласно справке Алапаевского филиала БТИиРН от 30.07.2015 года 760 по данным технической инвентаризации, по состоянию на 30.06.2014 года физический износ дома, расположенного в Свердловской области в г.Алапаевске ул. Ленина 78, составляет 65%.
16.10.2014 года специалистами Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области была проведено обследование данного дома по письменному обращению жителей, обращению Алапаевской городской прокуратуры. В ходе проведенного обследования были установлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 ( далее по тексту - Правила и Нормы), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года, Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В том числе, по фасаду дома значительные повреждения древесины в виде гниения, коробления, обветшания, трещины и щели между бревнами; шиферное покрытие кровли с повреждениями в виде трещин и сколов; в местах общего пользования стены и потолочное перекрытие с повреждениями в виде гниения, коробления и обветшания, трещины и щели между бревнами; в подъезде полы и лестничный марш с повышенной зыбкостью, щели между досками; подъездное оконное заполнение со следами загнивания и коробления древесины оконной коробки, часть остекления отсутствует, иные нарушения. Нарушения установлены практически во всех квартирах дома.
7 августа 2015 года Алапаевской городской прокуратурой совместно со специалистами Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области было проведено обследование жилищного фонда МО г.Алапаевск по адресу: г. Алапаевск ул. Ленина 78. В результате обследования так же были выявлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 ( далее по тексту - Правила и Нормы) Было установлено, что отмостка по периметру дома отсутствует, нижние венцы основания дома имеют разрушения со следами зыбкости, значительной степени коробления и гниения древесины; бревна стен дома имеют разрушения в виде трещин, зыбкости, коробления, гниения древесины, наружные стены местами с деформациями; заделка между бревнами частично отсутствует; при обследовании чердачного помещения обнаружено: многочисленные пробоины и трещины в шифере, местами расхождение листов, негерметичное примыкание шифера к вертикальным конструкциям кровли, расхождение коньковой части кровли, следы намокания стропил и досок обрешетки, наличие строительного мусора, трещины в кирпичной кладке печей, иные нарушения. Установлены нарушения Норм и Правил практически по каждой квартире дома.
Проживающие в данном доме граждане неоднократно письменно обращались к должностным лицам Администрации МО город Алапаевск, в августе 2009 года, в мае 2012 года, в июле 2013 года, в августе 2013 года, в ноябре 2013 года, в июне 2014 года, в июле 2014 года, в июле 2015 года для проведения обследования дома и признания его непригодным для проживания. На свои обращения получали из Администрации МО город Алапаевск ответы относительно того, что жильцами дома не представлены необходимые документы для обследования дома.
Согласно п.4 ч.1 ст. 38 Устава МО город Алапаевск от 4 июля 1996 года №43 обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании город Алапаевск и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к компетенции администрации МО город Алапаевск.
Исходя из смысла п.42 Положения №47 основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения ( в данном случае Администрации МО город Алапаевск), либо заявление гражданина ( нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.
Согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности МО город Алапаевск на 22.09.2015 года тринадцать квартир из шестнадцати в доме по ул. Ленина 78 в г. Алапаевске являются муниципальной собственностью, остальные три приватизированы гражданами.
Администрация МО город Алапаевск обязана обеспечивать сохранность жилых помещений, контролировать и обеспечивать их пригодность для проживания, создавать условия для осуществления прав нанимателей на жилище соответствующее требованиям жилищного законодательства. Как собственник муниципальных жилых помещений, Администрация МО город Алапаевск входит в число лиц, предусмотренных п.42 Положения №47, по заявлениям которых межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным ( непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным.
В нарушение указанных требований жилищного кодекса Российской федерации, Положения №47 Администрация МО город Алапаевск, несмотря на неоднократные обращения жителей дома, оценку соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не провела, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обратилась.
Бездействие со стороны Администрации МО город Алапаевск следует признать незаконным, поскольку установлено, что состояние дома неудовлетворительное, проживание в нем является опасным. Непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействия со стороны Администрации МО город Алапаевск, как уполномоченного органа, собственника большинства квартир в доме, может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и неопределенного круга лиц. Бездействие Администрации МО город Алапаевск является незаконным, поскольку нарушает предусмотренные действующим жилищным законодательством права жителей на достойные и безопасные условия проживания.
Требование от межведомственной комиссии признать дом аварийным и подлежащим сносу преждевременное и не подтверждено допустимыми доказательствами по делу. До выводов специализированной комиссии невозможно утверждать о том, что дом аварийный, ветхий и подлежит сносу. Но без назначения обследования поставить перед такой комиссией вопросы и разрешить их не возможно. Это является обязанностью Администрации МО город Алапаевск как собственника тринадцати из шестнадцати квартир в доме, а так же органа уполномоченного решать вопросы местного значения по обращениям граждан, проживающих в доме ( нанимателей), так и самостоятельно без обращения с учетом нормативного времени эксплуатации дома и обследования на предмет пригодности для проживания.
Следует признать незаконным бездействие администрации МО город Алапаевск : в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу г. Алапаевск ул. Ленина 78, в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания указанного жилого дома пригодным(непригодным) для проживания, аварийным и подлежащим сносу; в неорганизации проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией.
Необходимо возложить на ответчика обязанности: инициировать процедуру для решения вопроса о признании жилого дома пригодным (непригоднм) для проживания, аварийным или подлежащим сносу, подготовить и передать документы в межведомственную комиссию для рассмотрении на ее заседании вопроса об этом.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12 к Администрации МО город Алапаевск о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО город Алапаевск, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу :г.Алапаевск ул. Ленина дом 78; в необращении с заявлением в Межведомственную комиссию для признания жилого дома по ул. Ленина 78 в г. Алапаевске пригодным (непригодным) для проживания, аварийным либо подлежащим сносу; в неоргазиации проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией.
Обязать Администрацию МО город Алапаевск в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу :
-инициировать процедуру для решения вопроса о признании жилого дома по ул. Ленина 78 в г. Алапаевске пригодным (непригодным) для проживания, аварийным либо подлежащим сносу;
- подготовить и передать документы в межведомственную комиссию для рассмотрении на ее заседании вопроса о признании жилого дома по ул. Ленина 78 в г. Алапаевске пригодным (непригодным) для проживания, аварийным, либо подлежащим сносу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.
Председательствующий Ж. В. Бузань