Дело №2-198/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Соломкине В.И.
с участием представителя истца - заместителя прокурора г. Алушта Глушака С.В.,
представителя ответчика - ФИО4, действующей на основании устава и приказа Управления образования и молодежи Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-к,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Школа №» <адрес>, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Школа №» <адрес>, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течении трех месяцев, после вступления решения в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: оборудовать здание школы автоматической пожарной сигнализацией и обеспечить помещение системой оповещения людей о пожаре.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в рамках надзорной деятельности установлены факты нарушения норм законодательства в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних, пребывающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в МОУ «Школа №» <адрес>.
В нарушении ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», при проведении проверки в МОУ «Школа №» отделом надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> выявлены следующие нарушения:
- здание школы не оборудовано автоматической сигнализацией (ст.54 Федерального закона №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент от требований пожарной безопасности»);
- здание не обеспечено системой оповещения людей о пожаре (. ст.54 Федерального закона №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», раздел 7 таб.2 СП 3.12130-2009).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что по состоянию на ноябрь 2015 г. МОУ «Школа №» получило субсидию в размере <данные изъяты> руб., в том числе на установку противопожарного оборудования.
Считает выявленные нарушения недопустимыми и влекущими нарушение прав учащихся в общеобразовательных учреждениях на безопасные условия обучения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковое заявление в полном объеме и настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласна, поскольку все действия необходимые для обеспечения школы автоматической пожарной сигнализацией и обеспечения помещений системой оповещения людей о пожаре, в том числе на установку противопожарного оборудования выполнялись. Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении подрядчика (исполнителя) работ по проектированию и монтажу пожарной сигнализации» был заключен договор с ООО «Служба пожарного мониторинга-91» №ПР61/91 от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление проектно-сметной документации, на которую было затрачено <данные изъяты> руб. После разработки и получения проектно-сметная документация была направлена в ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы», для определения достоверности сметной стоимости. После получения положительного заключение пакет документов был направлен в комитет конкурентной политики для проведения совместных торгов. Контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре был заключен с ООО «Профи-строй», как с победителем конкурса, определённого комитетом конкурентной политики. Работы по выполнению монтажных работ начаты не были, извещений от подрядчика об обстоятельствах, затрудняющих или делающих невозможным исполнение обязательств по контракту не поступало. В адрес ООО «Профи-строй» неоднократно отправлялись письма-запросы и письма о возврате авансового платежа. МОУ «Школа№» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Профи-строй» было направлено требование № о возврате аванса и штрафных санкций, однако никаких действий до настоящего времени не последовало. Также учреждением было направлены требования в АО Генбанк и АО К2 Банк на возмещение/оплату банковской гарантии суммы выплаченного аванса и штрафа. Кроме того указала, что использование иных средств на установку автоматической пожарной сигнализации и обеспечение системой оповещения людей о пожаре будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. До настоящего времени, в том числе, после обращения в прокуратуру и правоохранительные органы денежные средства, не были возвращены, что не позволяет осуществить выполнение требований прокурора, указанных в исковом заявлении. Свободных денежных средств на счетах учреждения не имеется.
Представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в порядке ч.2.1 ст.113 ГПК РФ. Ходатайств об отложении, пояснений, возражений на исковое заявление не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ, государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № N 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ предусматривает такие обязанности руководителей организаций: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно акта проверки органа государственного пожарного надзора юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки МОУ «Школа №» <адрес> с участием директора школы ФИО4 выявлены нарушения: здание школы не оборудовано автоматической сигнализации (ст.54 Федерального закона №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент от требований пожарной безопасности»); помещения не обеспечены системой оповещения людей о пожаре (п.33 утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Правила противопожарного режима, раздел 7, таб.2 СП 3.131.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (л.д.3).
В соответствии с договором №ПР 63/91 от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Служба пожарного мониторинга-91» и МОУ «Школа №» <адрес> был заключен договор на проведение проектно-изыскательских работ по созданию автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, включающие в себя: разработку проектной и рабочей документации. Стоимость работ была определена в сумме <данные изъяты> руб. Срок выполнения работ определен не более 30 дней с даты подписания договора.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы» и МОУ «Школа №» <адрес> был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о проверке сметной документации автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ государственным учреждением, отнесенным к ведению Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, уполномоченным на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и техническое перевооружение которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым установлено Государственное автономное учреждение Республики Крым «Государственная строительная экспертиза.
Распоряжением Главы <адрес> №-рг от ДД.ММ.ГГГГ определено, что закупки работ по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и системы передачи извещений, в том числе объектов образования осуществляются в соответствии с региональным порядком осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в <данные изъяты> г., путем проведения совместных конкурсов. Организатором совместных конкурсов определён Комитет конкурентной политики Республики Крым.
Письмом Комитета конкурентной политики от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был уведомлен о необходимости заключения контракта с победителем конкурса (л.д.20,24).
Также, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Профи-строй» направило в МОУ «Школа №» <адрес> контракт на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и системы передачи извещений и банковскую гарантию (л.д.25).
Контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МОУ «Школа №» <адрес> и ООО «Профи-строй» был определен порядок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ Также контрактом был предусмотрен авансовый платеж в размере 100% от стоимости контракта (л.д.26-38).
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за средства бюджета городского округа Алушта» п.1 постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № был дополнен новым подпунктом 1.3 следующего содержания: «1.3. В размере до 100 процентов суммы договора (муниципального контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, - по контрактам на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (АСПС), системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещение (СПИ) в МОУ «Школа-лицей №» <адрес>, МОУ «Школа №» <адрес>, МОУ «Партенитская школа» <адрес>, МОУ «Лучистовская школа <адрес>, МОУ «Школа №» <адрес>, МОУ «Школа-коллегиум» <адрес>, за счет средств субсидии на организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на установку, поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях из бюджета Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Школа №» <адрес> письмами обращалась к ООО «Профи-строй» с просьбами выполнить работы, а в последствии, осуществить возврат авансового платежа и штрафных санкций (л.д.41,42,44,45,46).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в банковские учреждения МОУ «Школа №» <адрес> направила требования по банковским гарантиям, которые выполнены не были (л.д.50-51,52-53).
ДД.ММ.ГГГГ № прокурором <адрес> директору МОУ «Школа-лицей №» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства с обязательным участием представителя прокуратуры города, ввиду неприменения штрафных санкций к ООО «Служба пожарного мониторинга 91» по результатам выполнения работ по изготовлению проектно-сметной документации, что явилось недопоступлением денежных средств в бюджет города.
Иных представлений прокурором вынесено не было.
Вместе с тем, исследованные документы, указывают, что ответчиком осуществлялся весь комплекс мероприятий, направленный на обеспечение здания школы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, а субсидированные из бюджета денежные средства были перечислены победителю конкурса ООО «Профи-строй» для выполнения работ, которые не произведены, в указанный в договоре срок.
Кроме того, согласно п.1.4,1.5 Устава МОУ «Школа №» <адрес> является бюджетным учреждением. Учредителем МОУ «Школа-лицей №» <адрес> является муниципальное образование городской округ Алушта. Функции и полномочия учредителя и органа управления осуществляет орган Администрации <адрес> Республики Крым в сфере управления в сфере образования и молодежи.
В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Из пояснений представителя ответчика судом установлено, что после перечисления 100% авансового платежа ООО «Профи-строй» иных денежных поступлений, в том числе для обеспечения здания школы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, на счета учебного учреждения, не поступало.
Таким образом, фактически в настоящее время у МОУ «Школа№» <адрес> отсутствует объективная возможность по осуществлению мер пожарной безопасности в период, указанный прокурором в исковом заявлении, поскольку данных о сроке повторного субсидирования на указанные цели, равно как и о возврате денежных средств ООО «Профи-строй», не имеется.
Доводы прокурора о том, что денежные средства ответчику в ближайшее время будут выделены, объективно ничем не подтверждены, а расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, являются нарушением, влекущим административную и уголовную ответственность.
Учитывая вышеизложенное суд, считает, что правовых оснований для удовлетворения иска прокурора, не имеется.
Руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Школа №» <адрес>, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить определённые действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2017 г.