Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Атановой С.Г. ИНН № о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Атановой С.Г. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени. В обосновании своих требований указала, что административный ответчик является налогоплательщиком земельного налога за 2012г.-2014г., в связи с наличием в собственности объекта налогообложения, а именно, <адрес>. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налог не уплачен, то налоговым органом начислены пени и в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование не исполнено, сумма налога в бюджет не поступила. Таким образом, административный истец Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области просила взыскать с Атановой С.Г. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 1835,39руб., в том числе: по земельному налогу за 2014г. в размере 496руб. и пени в размере 13,55 руб. за период с 28.10.2015г. по 02.11.2015г., по земельному налога за 2013г.в размере 662,92руб., за 2012г. в размере 662,92руб.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Атанова С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее законный представитель – опекун Рязанова И.Г, в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила заявленные требования оставить без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, обозрев в судебном заседании административное дело № по заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Атановой С.Г., суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с пп. 9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что у Атановой С.Г., <данные изъяты> в период с 20.08.2008г. по 27.10.2020г. в собственности находился объект налогообложения, а именно: <данные изъяты>, в размере 1/3 доли., что подтверждается сведениями, поступившими из Росреестра по Самарской области, и не оспаривается сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым органом было направлено административному ответчику Атановой С.Г. налоговое уведомление № 649025 от 27.03.2015 об оплате земельного налога за период с 2012г. по 2014г. на общую сумму 1 821,84руб.со сроком оплаты не позднее 01.10.2015
Учитывая, что в установленный срок земельный налог административным ответчиком не оплачен, налоговый орган в соответствии со ст.75 НК РФ начислил пени за 2014г. в размере 13,55руб. за период с 28.10.2015 по 02.11.2015г. и в адрес Атановой С.Г. направил требование 39560 от 28.10.2015г. со сроком оплаты до 25.01.2016г..
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, срок на обращение в суд необходимо исчислять 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока с самого раннего требования (3 года 6 месяцев), то есть с 25.01.2016, данный срок истек 25.07.2019г.
Судом установлено, что МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной недоимки по транспортному налогу - 09.11.2022г., то есть с нарушением установленного срока.
14.11.2022г. мировым судьей судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-2987/2022 о взыскании с Атановой С.Г. недоимки по земельному налогу на общую сумму 1835,39руб.
19.01.2023г. судебный приказ № был отменен, в связи с поступившими возражениями законного представителя. относительно исполнения данного приказа.
Административное исковое заявление подано МИФНС России № 23 по Самарской области в суд – 12.05.2023 года.
Между тем, то обстоятельство, что после отмены судебного приказа, налоговый орган своевременно обратился в суд с настоящим иском, не свидетельствует соблюдении срока обращения в суд, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку изначально установленный законом срок обращения с заявлением в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога пропущен. Заявления о восстановлении пропущенного срока от Инспекции не поступило.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Учитывая, что заявление о вынесении судебного приказа подано налоговой инспекцией с пропуском установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Вместе с тем? налоговый орган не учел, что Атанова С.Г. является <данные изъяты>, Атанова С.Г. за период с 2012-2014г.г. подлежит освобождения от начисления земельного налога.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Атановой С.Г. № о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30. 06.2023г.
Судья Кривоносова Л.М.