Дело № 2 – 780/2021г. УИД: 28RS0017-01-2021-001398-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2021 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Шестопалова В.В.,
при секретаре судебного заседания Евдокимовой Т.В.,
с участием прокурора Чуйко В.А.,
с участием представителя ответчика Хиля Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц
к Акционерному обществу «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры»
о возложении обязанности приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А», об обеспечении требуемой численности рабочих в соответствии с расчетом строительной готовности согласно графика до исполнения контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А.,
установил:
и.о. прокурора космодрома «Восточный», действуя в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Свободненский городской суд с вышеуказанным иском.
Своё требование истец мотивирует тем, что Указом Президента Российской Федерации от -- ---с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.
Заказчиком строительства космодрома «Восточный» первой очереди является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 года № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика – застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».
Правительством Российской Федерации 23.01.2020 приняты постановление № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный» и постановление от 27.01.2020 № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», в соответствии с которыми перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома.
Указанными нормативными актами на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере --
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 863 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 №1709-72» АО «ЦЭНКИ» определен как единственный исполнитель работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации 15.06.2020 ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик) в рамках выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А., с АО ЦЭНКИ.
Срок выполнения работ по данному контракту истекает --.
По условиям контракта, финансирование генподрядчика произведено в размере 50% от цены Контракта, а именно в размере -- платежными поручениями от --, --.
ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во исполнение условий контракта -- от -- передана строительная площадка --, а -- передана рабочая документация для определения объемов корректировки.
В соответствии с условиями Государственного контракта -- от -- Головной исполнитель обязан в сроки, предусмотренные государственным контрактом обеспечить выполнение ряда обязательств.
В соответствии с п. 2.5., 5.1 Государственного контракта Головной исполнитель осуществляет Работы в соответствии c проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, рабочей документации, утвержденной Заказчиком, Техническим заданием, графиком выполнения строительно-монтажных работ и корректировки Рабочей документации, документацией для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства Объекта, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» а также иными условиями Государственного контракта.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» к исполнителям работ в сфере государственного оборонного заказа относятся головной исполнитель и привлеченные им исполнители.
В соответствии со статьей 8 Закона о гособоронзаказе основными обязанностями исполнителя государственного оборонного заказа являются, в том числе обеспечение качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта, исполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с требованиями статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Названные положения закона АО «ЦЭНКИ» игнорируются, на отчетную дату в установленные контрактом в сфере государственного оборонного заказа сроки работы фактически не начаты. Указанные обстоятельства способствуют срыву сроков строительства, действенные меры со стороны АО «ЦЭНКИ» не принимаются.
В соответствии с п. 5.2 государственного контракта № 80/20 от 15.06.2020 по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А. с АО ЦЭНКИ дата начала выполнения работ по контракту с даты подписания контракта.
По информации, предоставленной ФКУ «Дирекции космодрома «Восточный», для своевременного завершения работ по контракту, с учетом положений проекта организации строительства, необходимо присутствие на объекте 58 человек в среднемесячной численности, фактически в июне на объекте находилось 0 человек, в июле – 0, в августе –0, в сентябре – 0, в октябре – 0, в ноябре – 0, в декабре – 0, в январе – 15, феврале – 30, марте – 20, с апреля – 0. В настоящее время работы не ведутся.
Прокуратурой космодрома «Восточный» по факту отсутствия достаточных сил и средств для реализации мероприятий, предусмотренных государственным контрактом на достройку объекта первой очереди космодрома «Восточный», -- генеральному директору АО «ЦЭНКИ» внесено представление от -- --, вместе с тем к работам на указанном объекте АО «ЦЭНКИ» фактически не преступили.
Сложившаяся ситуация при реализации АО «ЦЭНКИ» государственных контрактов по завершению строительства первой очереди космодрома «Восточный» не только противоречит требованиям федерального законодательства, но и создает угрозу срыва сроков завершения строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный», что нарушает стратегические интересы Российской Федерации.
В настоящее время строительная готовность в рамках законтрактованных объемов работ составляет 0%.
Затягивание сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства, АО «ЦЭНКИ» влечет за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации, а также законных интересов неопределенного круга лиц в области космической деятельности.
Просит суд:
-возложить на Акционерное общество «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» обязанность приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А.
- обеспечить требуемую численность рабочих в соответствии с расчетом строительной готовности ПОС согласно графика до исполнения контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А.
В настоящем судебном заседании прокурор Чуйко В.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Акционерного общества «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» - Хиля Н.Г. возражает против удовлетворения требований прокурора, т.к. срок окончания работ – -- ещё не наступил, срок действия государственного контракта не прекращен. У суда нет оснований возложить на ответчика обязанность приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А. и обязанность обеспечить требуемую численность рабочих в соответствии с расчетом строительной готовности ПОС согласно графика до исполнения контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта«Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А. На строительство объекта будет выделено дополнительное финансирование, что послужит корректировке сроков сдачи объекта.
Представитель третьего лица - Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» в судебное заседание не явился согласно письменного отзыва – не возражает относительно заявленных требований прокурора. Дирекция космодрома «Восточный» выполняет функции заказчика-застройщика, связанные с организацией строительства космодрома. В рамках выполнения контракта -- от -- передана рабочая документация для определения объемов корректировки, произведен расчет необходимого количества рабочих, согласно проекту организации строительства с учетом оставшихся к завершению строительно-монтажных работ. В рамках полномочий по осуществлению контроля и надзора за исполнением условий контракта дирекция проводит работу с АО «ЦЭНКИ» по предоставлению графиков производства работ, о необходимости организации строительства, наращиванию сил и средств, своевременной поставке товарно-материальных ценностей, своевременному выполнению работ. Обязательства АО «ЦЭНКИ» по выполнению условий контракта зафиксированы в контракте, в связи с чем, ответчик безусловно обязан приступить к исполнению контракта и обеспечить требуемую численность рабочих на объекте, в рамках действия контракта до его исполнения. Ответчиком получены деньги на выполнение работ.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал сторонам представлять суду любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для отстаивания своих позиций.
В настоящем судебном заседании суд рассмотрел дело по имеющимся в нём доказательствам.
В судебном заседании установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 №1473-с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.
Заказчиком строительства космодрома «Восточный» первой очереди является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»».
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 года № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика – застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».
Правительством Российской Федерации 23.01.2020 приняты постановление № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный» и постановление от 27.01.2020 № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», в соответствии с которыми перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома.
Указанными нормативными актами на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в -- годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере --
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 863 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от -- №1709-72» - АО «ЦЭНКИ» определен как единственный исполнитель работ по завершению строительства 9 объектов 1-ой очереди.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации 15.06.2020 ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик) в рамках выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт № 80/20 по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А.
Срок выполнения работ по данному контракту истекает --.
По условиям контракта, финансирование генподрядчика произведено в размере 50% от цены Контракта, а именно в размере -- рублей платежными поручениями от --, --.
ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во исполнение условий контракта -- от -- передана строительная площадка --, а -- передана рабочая документация для определения объемов корректировки.
В соответствии с условиями Государственного контракта -- от -- Головной исполнитель обязан в сроки, предусмотренные государственным контрактом обеспечить выполнение ряда обязательств.
В соответствии с п. 2.5., 5.1 Государственного контракта Головной исполнитель осуществляет Работы в соответствии c проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, рабочей документации, утвержденной Заказчиком, Техническим заданием, графиком выполнения строительно-монтажных работ и корректировки Рабочей документации, документацией для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства Объекта, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» а также иными условиями Государственного контракта.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» к исполнителям работ в сфере государственного оборонного заказа относятся головной исполнитель и привлеченные им исполнители.
В соответствии со статьей 8 Закона о гособоронзаказе основными обязанностями исполнителя государственного оборонного заказа являются, в том числе обеспечение качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта, исполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с требованиям статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Названные положения закона АО «ЦЭНКИ» игнорируются, на отчетную дату в установленные контрактом в сфере государственного оборонного заказа сроки работы фактически не начаты. Указанные обстоятельства способствуют срыву сроков строительства, действенные меры со стороны АО «ЦЭНКИ» не принимаются.
В соответствии с п. 5.2 государственного контракта № 80/20 от 15.06.2020 по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А. с АО «ЦЭНКИ» дата начала выполнения работ по Контракту – с даты подписания Контракта.
По информации, предоставленной ФКУ «Дирекции космодрома «Восточный», для своевременного завершения работ по контракту, с учетом положений проекта организации строительства, необходимо присутствие на объекте 58 человек в среднемесячной численности, фактически в июне на объекте находилось 0 человек, в июле – 0, в августе –0, в сентябре – 0, в октябре – 0, в ноябре – 0, в декабре – 0, в январе – 15, феврале – 30, марте – 20, с апреля – 0. В настоящее время работы не ведутся.
Прокуратурой космодрома «Восточный» по факту отсутствия достаточных сил и средств для реализации мероприятий, предусмотренных государственным контрактом на достройку объекта первой очереди космодрома «Восточный», -- генеральному директору АО «ЦЭНКИ» внесено представление от -- --, вместе с тем к работам на указанном объекте АО «ЦЭНКИ» фактически не преступили.
Сложившаяся ситуация при реализации АО «ЦЭНКИ» государственных контрактов по завершению строительства первой очереди космодрома «Восточный» не только противоречит требованиям федерального законодательства, но и создает угрозу срыва сроков завершения строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный», что нарушает стратегические интересы Российской Федерации.
В настоящее время строительная готовность в рамках законтрактованных объемов работ составляет 0%.
Согласно ст. 3 Закона от -- -- «О космической деятельности» к целям космической деятельности относится повышение благосостояния населения Российской Федерации, развитие экономики, науки и техники, укрепление обороны и безопасности Российской Федерации, расширение международного сотрудничества Российской Федерации.
Затягивание сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства, влечет за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации, а также законных интересов неопределенного круга лиц в области космической деятельности, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которых истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить иск и.о. прокурора Космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» о возложении обязанности приступить к исполнению контракта и обеспечить требуемую численность рабочих.
Возложить на Акционерное общество «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» обязанность приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, I этап, первый подэтап. Площадка 6А.
Возложить на Акционерное общество «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» обязанность обеспечить численность рабочих в соответствии с расчетом строительной готовности ПОС согласно графика до исполнения контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительно - эксплуатационной базы космодрома, 1 этап, первый подэтап. Площадка 6А.
Взыскать с Акционерного общества «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход бюджета муниципального образования «город Свободный» Амурской области.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06 июля 2021 года.
Судья Свободненского
городского суда Амурской области В.В. Шестопалов.