Дело № 2-461/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 24 апреля 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Гришиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гулящих Л.Г., Юшковой Р.Н, к администрации Зейского района Амурской области о признании членом семьи умершей, признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды» с датой постановки на учет <Дата обезличена>, возложении обязанности по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет <Дата обезличена>,
установил:
Гулящих Л.Г. и Юшкова Р.Н. обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указав, что ФИО3 являлась участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и с <Дата обезличена> состояла на учете в администрации Зейского района, относясь к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в категории «инвалиды» с составом семьи три человека, включая ее саму, дочь Гулящих Л.Г. и внучку Юшкову (Гулящих) Р.Н.. <Дата обезличена> ФИО3 умерла. В декабре 2017 года Гулящих Л.Г. обратилась в администрацию Зейского района с заявлением переоформить документы на получение жилищной субсидии на себя, как на правопреемника умершей, однако соответствующее заявление от нее не приняли, пояснив, что согласно действующему в 2008 году законодательству граждане снимались с учета имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в случае их смерти, при этом сохранение права на получение социальной выплаты за членами семьи умершего гражданина предусмотрено не было, в связи с чем на основании протокола жилищной комиссии от <Дата обезличена> ФИО3 была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с ее смертью, а вместе с ней из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, были исключены и истцы. Полагают, что имеют право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» после смерти ФИО3, в связи с чем просят признать Юшкову Р.Н. членом семьи умершей ФИО3, поскольку это необходимо для участия в программе по переселению из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также признать за ними права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды» с датой постановки на учет <Дата обезличена>, возложить на администрацию Зейского района обязанность восстановить их в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет <Дата обезличена>. В обоснование требования о признании Юшковой Р.Н. членом семьи умершей ФИО3, также указали, что Гулящих Л.Г. и Юшкова Р.Н. на день смерти ФИО3, проживали вместе с ней по адресу <адрес>, Юшкова Р.Н. имела регистрацию по указанному адресу, была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи ФИО3.
Определением суда от 07 марта 2018 года к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Истцы Гулящих Л.Г. и Юшкова Р.Н. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебного извещения, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Зейского районного суда - www.zeiskiy.amr.sudrf.ru; из имеющегося в материалах дела заявления Юшкова Р.Н. ходатайствует о рассмотрении дела без ее участия, на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.
Представитель истца Гулящих Л.Г. - Дорошенко М.Г. в судебное заседание также не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия в связи с отсутствием дорожного сообщения Береговой – Зея. В судебном заседании 6 апреля 2018 года на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, отзыв на иск не представило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 и 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения, учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для целей Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что при жизни ФИО3 состояла в очереди на предоставление жилищной субсидии по переселению из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, <Дата обезличена> она умерла.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Законодательство в области предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не содержит определения понятия «член семьи».
Однако, как это следует из Преамбулы указанного выше Федерального закона, настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные незапрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Следовательно, при рассмотрении и разрешении настоящего искового заявления суд применяет содержание понятия «член семьи» в смысле, предусмотренном жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи собственника и нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в жилом помещении его супруг, дети, родители, а также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены в качестве члена семьи, ведут общее хозяйство.
Таким образом, признание человека членом семьи лица, которому предоставляются определённые жилищные права, возможно при установлении факта его вселения в жилое помещение в качестве члена семьи этого лица, совместного проживания и ведения общего хозяйства с ним.
По смыслу закона при признании лица членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения необходимо учитывать факт его вселения в жилое помещение, а также учитывать, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Из представленных в материалы дела доказательств видно, что Юшкова (Гулящих) Р.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, по данному адресу до дня смерти была зарегистрирована и ФИО3, что подтверждается справкой администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области.
Согласно свидетельству о рождении серии <Номер обезличен>, выданному <Дата обезличена>, Гулящих Р.Н. является дочерью Гулящих Л.Г. и ФИО8
Из справки Управления записи актов гражданского состояния Амурской области <Дата обезличена> между ФИО9 и Гулящих Р.Н. был заключен брак. После заключения брака супругам присвоены фамилии Юшков и Юшкова.
Как следует из показаний свидетеля ФИО10, допрошенной в судебном заседании <Дата обезличена>, она проживает в <адрес> с 1982 года, давно знакома с семьей ФИО3, часто бывала у них в гостях и видела, что ФИО3 проживает совместно с Юшковой Р.Н. и Гулящих Л.Г., в доме находились их вещи, для нее было очевидным, что они вели совместное хозяйство, имели общий бюджет.
Оценивая данные показания свидетеля, суд находит их допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку они не противоречат материалам дела и согласуются с иными представленными по делу доказательствами. Кроме того, указанный свидетель был допрошен в судебном заседании и предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Таким образом, родство умершей ФИО3 и Юшковой Р.Н., их совместное проживание подтверждено соответствующими доказательствами.
Учитывая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе того, что Юшкова Р.Н. вселена в квартиру умершей ФИО3 в качестве члена её семьи, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование о признании Юшковой Р.Н. членом семьи умершей ФИО3 подлежит удовлетворению.
Как установлено судом выше, ФИО3, как инвалид второй группы, состояла в списках граждан Зейского района, претендующих на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <Дата обезличена> и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 3 человека: она, ее дочь Гулящих Л.Г. и внучка Юшкова (Гулящих) Р.Н..
<Дата обезличена> ФИО3 умерла.
Решением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> комиссии по социальным выплатам для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Зейского района ФИО3 в связи с ее смертью была снята с учета с составом семьи 3 человека.
Как следует из искового заявления в праве на получение данной субсидии Гулящих Л.Г. как члену семьи умершей ФИО3 в устной форме было отказано.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 г. (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Аналогичная позиция высказана Верховным судом в определении от 12 марта 2013 года № 34-КГ13-1.
Следовательно, истцы как члены семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не могут быть лишены права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти их матери и бабушки ФИО3 до <Дата обезличена>.
Суд соглашается с позицией ответчика о том, что ФИО3 подлежала исключению из очереди «инвалиды», однако за членами семьи умершей должно быть сохранено право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.
При таких обстоятельствах требования истцов о признании за ними права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды» с датой постановки на учет <Дата обезличена> и возложении обязанности восстановить их в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет <Дата обезличена> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гулящих Л.Г. и Юшковой Р.Н,, удовлетворить.
Признать Юшкову Р.Н., родившуюся <Дата обезличена> в <адрес>, членом семьи ФИО3.
Признать за Гулящих Л.Г., Юшковой Р.Н,, как за членами семьи умершей ФИО3, право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по категории «инвалиды» с датой постановки на учет – <Дата обезличена>.
Обязать администрацию Зейского района восстановить Гулящих Л.Г. и Юшкову Р.Н., как членов семьи умершей ФИО3, в очереди «инвалиды» на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с датой постановки на учет <Дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий А.А. Плешков