дело №2-1-199/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Тришкиной Н.А.
при секретаре Новиковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области
29 мая 2020 г.
дело по иску Белой С.А. к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» о признании права собственности на гараж в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
12 марта 2020 г. Белая С.А. обратилась в суд с иском к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район», в котором просила признать за ней право собственности на гараж общей площадью 14 кв.м, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> в районе домов №-№. В обоснование иска указала, что она является дочерью Окишева А.М. и Окишевой Р.Ф. На основании ордера от 01.08.1070 их семья была вселена в двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В соответствии с решением Исполнительного комитета Кировского городского Совета депутатов трудящихся от 12.05.1971 № был выделен земельный участок площадью 200 кв.м под строительство индивидуальных гаражей на свободной городской земле в районе домов № и № по <адрес>. В период времени с 1971 г. по 1972 г. на отведенном для этих целей земельном участке ее отцом было возведено одноэтажное кирпичное здание гаража общей площадью 14 кв.м. Постройка здания осуществлялась родителями самостоятельно с применением хозяйственного способа строительства. С указанного времени ее родители использовали данное помещение для хранения автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ ее отец Окишев А.М. умер, ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать Окишева Р.Ф. После смерти родителей ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 10.01.2012 на денежные вклады. С момента смерти родителей и до настоящего времени пользование гаражом осуществляет только она. Право собственности на гараж ни за кем не зарегистрировано. Данный гараж соответствует строительным, градостроительным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Определением суда от 14 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен родной брат истца Окишев И.А.
В судебном заседании истец Белая С.А. исковые требования поддержала, обосновывая доводами, указанными в иске, просила их удовлетворить. Также указала, что в 1970 году ее родители получили квартиру в доме № по <адрес>, в 1971 году жителям данного дома был выделен земельный участок под строительство индивидуальных гаражей, в том числе и ее родителям. Родители в этом же году построили гараж, которым пользовались. После их смерти в 2019 г. она пользуется гаражом и ухаживает за ним. Брат Окишев И.А. отказался от наследства после смерти родителей.
Представитель ответчика Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в ходатайстве, адресованном суду, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо Окишев И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает, претензий на данное имущество не имеет.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся: представителя ответчика, третьего лица Окишева И.А.
Выслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу пункта 2 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с положениями статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ордеру от 30.07.1967 Окишеву А.М. на состав семьи из: него, жены Окишевой Р.Ф., дочери Окишевой С.А., сына Окишева С.А., была предоставлена квартира № в доме № по <адрес> (л.д. 7).
Согласно свидетельству о рождении родителями Окишевой С.А. являлись Окишев А.М. и Окишева Р.М. (л.д. 30).
После вступления в брак Окишева С.А. поменяла фамилию на Белая С.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 31).
Справкой ЖСК № «Юбилейный» от 17.12.1991 и регистрационной надписью БТИ подтверждается, что истец Белая С.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 60).
Из решения Исполнительного комитета Кировского городского Совета народных депутатов трудящихся от 12.05.1971 № следует, что жильцам домов №, № по <адрес> на свободной городской земле был выделен земельный участок площадью 200 кв.м под строительство индивидуальных гаражей (л.д. 8, 58). Из схемы расположения индивидуальных гаражей по <адрес>, № следует, что архитектор Кировского района согласовал расположение гаражей и их строительство однотипными из кирпича (л.д. 9, 59).
В судебном заседании из объяснений истца установлено, что на отведенном земельном участке родители истца Окишев А.М. и Окишева Р.Ф. в 1971 году построили индивидуальный кирпичный гараж размером 4 м х 5 м, который располагался под № на утвержденной схеме (л.д. 59).
Согласно справке Кировского филиала КП «БТИ» от 23.01.2020 № и технического паспорта по состоянию на 20.01.2020 следует, что гараж общей площадью 14 кв.м, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> в районе домов №- №, является постройкой 1971 года, размеры его 3,32 м х 5,03 м, право собственности на него не зарегистрировано (л.д. 16, 17-24).
Из информации Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» от 18.02.2020 следует, что спорный гараж в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения «Город Киров», утвержденными решением городской Думы от 24.12.2007 №127, расположен в зоне смешенной жилой застройки – Ж2. Данными Правилами для зоны Ж2 установлены градостроительные регламенты. Параметры указанного гаража не превышают допустимые предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства. В зоне Ж2 отсутствует основной вид разрешенного использования земельного участка: объекты гаражного назначения (л.д. 28-29).
Однако, отсутствие в зоне смешанной жилой застройки (Ж2) основного вида разрешенного использования: объекты гаражного назначения, не свидетельствует о нарушении родителями истца вида разрешенного использования земельного участка, поскольку строительство гаража было осуществлено на предоставленном органом местного самоуправления земельном участке согласно предоставленной схеме, после предоставления указанного земельного участка Комитету по земельным ресурсам и землеустройству в установленном порядке необходимо было внести изменения в земельно-кадастровую документация по виду использования указанного земельного участка, но это сделано не было, Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Киров», утвержденные решением городской Думы городского поселения «Город Киров» от 24.12.2007 №127, разрабатывались и принимались намного позже, чем родители истца в 1971 году построили на предоставленном для строительства гаражей земельном участке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец не нарушает вид разрешенного использования земельного участка, а Кировская районная администрация муниципального района «Город Киров и Кировский район» не учитывает ранее сложившиеся отношения и распространяет действие Правил землепользования и застройки городского поселения «Город Киров» на отношения, возникшие до принятия данного нормативного акта, что законом не предусмотрено.
Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области в Кировском районе» от 11.02.2020 №, сообщению межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского, Куйбышевского и Барятинского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Калужской области от 01.04.2020 № следует, что размещение спорного гаража соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям правил противопожарного режима в РФ (л.д. 26, 48).
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 22.01.2020 следует, что здание с инвентарным номером 5310 площадью 14 кв.м значится в ЕГРН как жилой дом, сведения о зарегистрированных правах на указанный объект отсутствуют (л.д. 25).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО2 подтвердили тот факт, что в 1971 году Окишев А.М. вместе со своей женой Окишевой Р.Ф. построили гараж в районе домов № и № по <адрес>, пользовались им пока проживали в доме № по <адрес>. Потом гаражом стала пользоваться их дочь Белая С.А., она следит за состоянием гаража, несет расходы по его содержанию.
Таким образом, установлено, что спорный гараж был построен Окишевым А.М. и Окишевой Р.Ф., проживающими в доме № по <адрес>, в 1971 году на земельном участке, предоставленном жильцам домов № и № по <адрес> для строительства гаражей.
Согласно свидетельствам о смерти Окишев А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, Окишева Р.Ф. - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32, 33).
Из свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом Десногорского нотариального округа Смоленской области Ершовой Т.Ф., от 09.01.2020 следует, что Белая С.А. является наследником после смерти Окишева А.М. и Окишевой Р.Ф. на денежные вклады (л.д. 34, 35).
Таким образом, после смерти Окишева А.М. и Окишевой Р.Ф. на принадлежащее им имущество вступила в наследство их дочь Белая С.А., которая также вступила в наследство на имущество, право собственности на которое не было зарегистрировано за наследодателями.
В судебном заседании установлено, что третье лицо Окишев И.А. приходится родным братом Белой С.А. и является сыном Окишева А.М. и Окишевой Р.Ф., от принятия наследства после смерти родителей он отказался.
Из заявления Окишева И.А. следует, что претензий к данному имуществу не имеет, не возражает против удовлетворения исковых требований (л.д. 70).
Учитывая изложенные обстоятельства, оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствие с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что спорный гараж принадлежал умершим Окишеву А.М. и Окишевой Р.Ф., но право собственности на него не было зарегистрировано, истец Белая С.А., являясь наследником первой очереди по закону, в течение шести месяцев после смерти Окишева А.М. и Окишевой Р.Ф. вступила в наследство, также вступила во владение и управление наследственным имуществом в виде гаража, приняла меры по сохранению данного имущества, произвела за свой счет расходы на содержание данного имущества, вследствие чего имеются правовые основания для признания за истцом в порядке наследования права собственности на указанный гараж.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать за Белой С.А. в порядке наследования право собственности на гараж общей площадью 14 кв.м, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> в районе домов №-№.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Тришкина
Решение суда в окончательной форме принято 03 июня 2020 г.