Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-60/2021 от 19.05.2021

№ 12-60/2021

26RS0002-01-2021-001613-59

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Изобильный                                                                             11 июня 2021 года

Судья Изобильненского районного суда Ставропольского края Дудкин С.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении районного суда жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КРФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» Масалыкина А.В. обратился в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КРФ об АП.

В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» по доверенности Щедрин А.В. жалобу поддержал, просил постановление главного государственного инспектора Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КРФ об АП изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения либо уменьшить сумму назначенного штрафа до 75 000 рублей.

Суд, выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы по жалобе, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КРФ об АП.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобами и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием, в том числе, сроков их устранения.

В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 названного закона при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Представитель юридического лица, привлечённого к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» в судебном заседании не оспаривает выявленные при проведении внеплановой выездной проверки нарушения.

В статье 1.5. КоАП РФ (Презумпция невиновности) закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ, отличаются повышенной общественной опасностью.

Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности является совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона N 69-ФЗ).

В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Как усматривается из материалов дела, поводом для привлечения Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» к административной ответственности стало установление факта нарушения требований пожарной безопасности: 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»; правил противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. , в помещениях, сооружениях, зданиях и территории используемых и принадлежащих юридическому лицу Обществу с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» по адресу: <адрес>; <адрес>.

По данному факту в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности и были установлены факты свидетельствующие о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании постановления государственного инспектора по пожарному надзору Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Изобильненскому городскому округу и <адрес>) управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> майора внутренней службы ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Не основаны доводы жалобы на нормах закона относительно возможности применения ст. 4.1.1. КоАП РФ - замены штрафа предупреждением, поскольку замена штрафа на предупреждение предусмотрена юридическим лицам, но при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Доводы жалобы о том, что указанные в постановлении нарушения не несут общественно опасный характер правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, являются несостоятельными, поскольку, согласно протоколу об административном правонарушении и постановления о привлечении общества к административной ответственности, выявленные нарушения требований пожарной безопасности на указанном объекте влияют на позднее обнаружение признаков пожара, своевременное оповещение и отсутствие безопасной эвакуации людей, а также автоматическое тушение возгорания и удаление продуктов горения, что непосредственно указывает на наличие угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения жизни и здоровью людей.

Таким образом, основания для применения положений, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.

Однако проанализировав жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» и исследовав материалы по ней, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого акта в части размера назначенного административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 той же статьи, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Сумма назначенного Обществу с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» административного штрафа в размере 150 000 рублей является высоко обременительной для субъекта, свидетельствует об избыточности административного принуждения, о подавлении экономической самостоятельности и инициативы юридического лица, чрезмерном ограничении свободы предпринимательства и права собственности.

Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.

Учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями (отсутствие негативных), финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым снизить юридическому лицу назначенное административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей до 75 000 рублей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При изложенных обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению в части назначенного Обществу с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» административного наказания.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» изменить в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа до 75 000 рублей.

В остальной части это же постановление главного государственного инспектора Изобильненского городского округа и <адрес> - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АГРОМАРКЕТ» - удовлетворить частично.

Решение судьи по жалобе может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд Ставропольского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                            С.А. Дудкин

12-60/2021

Категория:
Дела об административных правонарушениях - жалобы на постановления
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО "Агромаркет"
Судья
Дудкин Сергей Александрович
19.05.2021 Материалы переданы в производство судье
11.06.2021 Судебное заседание
16.06.2021 Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.06.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021 Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.06.2021 Вступило в законную силу
27.07.2021 Дело оформлено
28.07.2021 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)