Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-570/2021 ~ М-508/2021 от 29.06.2021

Дело № 2а-570 / 2021 год

УИД 73RS0006-01-2021-001061-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2021 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

при секретаре Карпенко Ю.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области к Воротниковой Е.П. и Воротникову А.И., представляющим интересы несовершеннолетнего В*Н.А. о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Воротниковаой Е.П. и Воротникову А.И., являющимся родителями несовершеннолетнего В*Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором просит взыскать с ответчиков, как законных представителей сына, задолженность по налогу на имущество за 2014 - 2018 годы и пени в общей сумме 954 руб. 18 коп., по 477 руб. 09 коп. с каждого.

Мотивируя заявленные требования, административный истец указал, что несовершеннолетний В*Н.А. является собственником 1/6 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Законные представители налогоплательщика обязаны в соответствии с Налоговым кодексом РФ и ст.ст. 61 и 64 СК РФ к уплате соответствующих налогов.

В адрес собственника направлялось налоговое уведомление и требование об уплате налогов в соответствии со ст.ст. 69 Налогового кодекса РФ, но до настоящего времени задолженность по налогам не погашена.

Административный истец, извещенный о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Просил рассмотреть дело без участия представителя Инспекции.

Административные ответчики Воротникова Е.П. и Воротников А.И., а также несовершеннолетний В*Н.А. в судебное заседание также не явились. О дне слушания дела извещались надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Данная обязанность, в свою очередь, закреплена ст. 23 НК РФ.

Обратившись в суд с иском о взыскании с административных ответчиков задолженности по налогам и сборам, МРИ ФНС России №4 по Ульяновской области указала на наличие задолженности по уплате налогов и сборов, образовавшейся за 2014 - 2018 годы.

Из представленных суду доказательств следует, что В*Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/6 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Указанное имущество в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ подлежит налогообложению.

На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица - владельцы налогооблагаемой недвижимости могут участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (родителя, опекуна и т.п.). За несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (статья 28 Гражданского кодекса). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (статья 26 Гражданского кодекса).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.

С учетом приведенных норм, а также статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.

Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого. Доказательств наличия у несовершеннолетнего дохода, за счет которого обязанность по уплате налога он должен исполнить сам, суду не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Таким образом, в силу приведенных положений закона, если собственниками недвижимого имущества являются несовершеннолетние дети, то обязанность по оплате приходящейся на них доли расходов по уплате налогов несут оба родителя в равной мере, либо один (при отсутствии второго).

В соответствии с копией актовой записи о рождении В*Н.А. его родителями являются Воротникова Е.П. и Воротников А.И. Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество в данном случае лежит на обоих ответчиках (родителях).

В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговым периодом в соответствии со ст. 405 НК РФ признается календарный год.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).

Согласно расчету задолженности с учетом доли в праве собственности недоимка по налогу на имущество Воротникова Н.А. составляет за 2014 год – 50 руб., за 2015 год – 133 руб., за 2016 год – 222 руб., за 2017 год – 244 руб., за 2018 год – 268 руб. а всего 917 руб.

Пени по налогу на имущество в сумме составляют 37 р. 18 коп.

Расчет задолженности по налогам административными ответчиками не оспорен.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

В силу п. 1 ст. 32 НК РФ обязанностью налоговых органов является направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В отношении налога на имущество соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса, где указано, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе о виде и назначении объекта недвижимости.

Как следует из содержания пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики налога на имущество физических лиц уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Таким образом, по смыслу приведенных требований закона, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

При этом право обращения контрольных органов, в том числе налоговых органов, в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций законодатель связывает с наличием у таких лиц обязанности по уплате установленных законом обязательных платежей и санкций, а также с неисполнением в добровольном порядке или пропуском указанного в требовании срока уплаты денежной суммы.

Положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, законом установлен порядок досудебного урегулирования административных споров по взысканию обязательных платежей и санкций. При этом требование об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) должно быть вручено лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. То есть направление требования об уплате налога по адресу, исключающему получение налогоплательщиком такого требования, не может считаться исполнением требования закона о досудебном урегулировании спора.

В этой связи, обстоятельствами, подлежащими выяснению для целей взыскания с налогоплательщика исчисленной налоговым органом задолженности по налогам и пеням, являются надлежащее исполнение налоговым органом предусмотренной законом обязанности по информированию в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке налогоплательщика о расчете налогов и имеющейся задолженности с указанием сроков их уплаты.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в адрес В*Н.А. либо его родителей налоговым органом направлялось налоговое уведомление об уплате налога за 2014 и 2015 годы, а также требование об уплате налога за 2016 год, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени за указанные налоговые периоды. Приложенный в материалы дела акт №6 от 28 декабря 2020 года об уничтожении реестров отправки заказных почтовых отправлений за 2017 год факт направления указанных документов в адрес налогоплательщика не подтверждает, а потому в качестве соответствующего доказательств принят судом быть не может.

Таким образом с Воротникова А.И. и Воротниковой Е.П., как законных представителей несовершеннолетнего В*Н.А. подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество за 2017 и 2018 годы, что в сумме составит 512 руб., по 256 руб. с каждого из родителей.

Соответственно, с административных ответчиков подлежит взысканию пени, начисленные только на недоимку по налогам за 2017 и 2018 годы, что составит 24 руб. 42 коп. (13 руб. 54 коп. + 10 руб. 88 коп.), по 12 руб. 21 коп. с каждого.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с частью 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с этим с административных ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям (56%) в сумме 224 руб., т.е. по 112 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области с Воротникова А.И. и Воротниковой Е.П., законных представителей В*Н.А.,

- недоимку по налогу на имущество за 2017 - 2018 годы – по 256 руб. с каждого;

- пени по налогу на имущество по 12 руб. 21 коп. с каждого.

Взыскать с Воротникова А.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 112 руб.

Взыскать с Воротниковой Е.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 112 руб.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.С. Челбаева

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года.

2а-570/2021 ~ М-508/2021

Категория:
Гражданские и административные дела
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №4 по Ульяновской области
Ответчики
Воротников Н.А.
Другие
Воротников А.И.
Вороникова Е.П.
Судья
Челбаева Е. С.
29.06.2021 Регистрация административного искового заявления
29.06.2021 Передача материалов судье
30.06.2021 Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021 Судебное заседание
02.08.2021 Судебное заседание
09.08.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)