Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 26 июня 2018 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре Зайцевой И.И.,
с участием административного истца помощника прокурора Адамовского района Кудряшова С.А.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области Хисматулиной М.Ж., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-260/2018 по административному иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Адамовский район Адамовского района Оренбургской области и Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обязании принятия мер к ликвидации несанкционированных свалок,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Адамовского района Оренбургской области обратился в суд с указанным административным иском. В его обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области установлено, что на участке местности размером 20х30 метров в 20 метрах юго-восточнее хозяйственных дворов по <адрес>, на расстоянии в 3 километрах от <адрес> в сторону <адрес> на участке местности размером 100х100 метров на территории старого карьера, на участке местности размером 100х30 метров по <адрес> недалеко от СПТУ и на участке местности размером 10х10 метров по <адрес> расположены несанкционированные свалки бытовых отходов. Вследствие ненадлежащей работы и бездействия администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора образовались несанкционированные свалки вблизи жилых домов, чем нарушаются права и свободы граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с указанными обстоятельствами просил суд обязать администрацию муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в срок до 15.06.2018 года устранить нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок, обязать администрацию муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в срок до 01.11.2016 года привести в соответствии с требованиями действующего законодательства контейнер для сбора бытовых отходов и мусора, расположенного около многоквартирного жилого <адрес>.
Определением суда от 08.06.2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация муниципального образования Адамовский район Оренбургской области и Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков ООО «Природа».
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Адамовского района Кудряшов С.А. административный иск уточнил и просил обязать администрацию муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Адамовский район Оренбургской области и Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации несанкционированных свалок на участке местности размером 20х30 метров в 20 метрах юго-восточнее хозяйственных дворов по <адрес>, на расстоянии в 3 километрах от <адрес> в сторону <адрес> на участке местности размером 100х100 метров на территории старого карьера, на участке местности размером 100х30 метров по <адрес> недалеко от СПТУ и на участке местности размером 10х10 метров по <адрес> Требование о приведении контейнера для сбора бытовых отходов и мусора, расположенного около многоквартирного жилого <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства не поддержал, поскольку указанное нарушение в настоящее время устранено.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области Хисматулина М.Ж. в удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования Адамовский поссовет просила отказать, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не относится к вопросам местного значения сельского поселения. Кроме того, администрация Адамовского поссовета не является собственником земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки бытовых отходов.
Представитель административного ответчика – Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительности причин неявки в суд и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении административного иска прокурора к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, поскольку осуществлять ликвидацию свалок бытовых отходов обязан собственник земельного участка.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков ООО «Природа» в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительности причин неявки в суд и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков и заинтересованного лица на стороне административных ответчиков.
Выслушав явившихся участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Из содержания ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу положений, закрепленных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не относится к вопросу местного значения сельского поселения. Однако Законом субъекта Российской Федерации принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии со ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пп. 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 36, 37, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 года № 2531/452-III-ОЗ «Об охране окружающей среды» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.08.2005 года № 2531), к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 19.09.2016 года № 522-ук «Об осуществлении органами исполнительной власти Оренбургской области полномочий в области обращения с отходами», Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области определено органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, участие в организации деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в Оренбургской области отнесено к вопросам местного значения сельских поселений, муниципальных районов и органов государственной власти Оренбургской области.
В судебном заседании установлено, что на участке местности размером 20х30 метров в 20 метрах юго-восточнее хозяйственных дворов по <адрес>, на расстоянии в 3 километрах от <адрес> в сторону <адрес> Адамовского района на участке местности размером 100х100 метров на территории старого карьера, на участке местности размером 100х30 метров по <адрес> недалеко от СПТУ и на участке местности размером 10х10 метров по <адрес> расположены несанкционированные свалки бытовых отходов, состоящие из строительного мусора, полиэтиленовых пакетов, различной тары, бумаги, пищевых отходов и т.д.
Обстоятельства расположения несанкционированных свалок подтверждаются представленными фотоснимками.
Указанные несанкционированные свалки расположены в границах муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района и на межселенной территории Адамовского района Оренбургской области.
Принимая во внимание, что наличие несанкционированных свалок приводит к нарушению прав и интересов жителей сельского поселения и муниципального района на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, суд полагает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителей административных ответчиков о том, что в удовлетворении требований надлежит отказать, поскольку земельные участки, на которых расположены свалки бытовых отходов, не находятся в собственности администрации МО Адамовский поссовет и что обязанность по ликвидации свалок бытовых отходов лежит на собственнике земельного участка, суд находит необоснованными.
Так, прокурором заявлены административные исковые требования не об обязании ликвидировать свалки бытовых отходов, а об обязании принятия мер к ликвидации свалок бытовых отходов. Указанная обязанность сельского поселения, муниципального района и органа государственной власти Оренбургской области вытекает из содержания норм вышеприведенных нормативных правовых актов.
С учетом требований разумных сроков административного судопроизводства и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок суд приходит к выводу, что требуемый прокурором срок для исполнения решения суда будет являться достаточным и разумным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 20░30 ░░░░░░ ░ 20 ░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ 3 ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 100░100 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 100░30 ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 10░10 ░░░░░░ ░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░