Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2082/2019 ~ М-2116/2019 от 30.09.2019

    УИД: 66RS0009-01-2019-002911-54

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        17.12.2019                            город Нижний Тагил

        Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Осиповой Н.Ю.,

    при секретаре судебного заседания Баландиной М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2082/2019 по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Муниципальному автономному нетиповому образовательному учреждению «Нижнетагильский Дом Учителя», Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г.Екатеринбург о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском, в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Нижнетагильский Дом Учителя» (далее по тексту МАНОУ НТДУ), Управление Федерального казначейства по Свердловской области (далее по тексту УФК по Свердловской области», Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург (далее по тексту ФКУ «ЦОКР») исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии со ст.42, 43, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В обоснование исковых требований указано следующее. Объект культурного наследия регионального значения «Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии», расположенный по адресу: <адрес>. (далее по тексту объект культурного наследования), принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 04.12.1986 № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером .

    Объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости под кадастровым номером , как «административное здание», в котором расположены: «Нежилое помещение, этаж , этаж », площадью <...> кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под кадастровым номером , находящееся в собственности муниципального образования <адрес>, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ , и в оперативном управлении МАНОУ НТДУ, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ ; «Нежилое помещение, этаж », площадью 320,5 кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под кадастровым номером , находящееся в собственности Российской Федерации, регистрационная запись от 21.04.2011 , и в оперативном управлении УФК по Свердловской области, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ .

    Обременение объекта недвижимости как объекта культурного наследия зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за .

    ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного ГБУК Свердловской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (подведомственным Управлению учреждением культуры) мониторинга объекта культурного наследия (акт мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ ), установлено его неудовлетворительное состояние.

Управлением ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия. По результатам мероприятия установлено следующее: наблюдаются нарушения целостности водосточных труб, нарушения окрасочного и штукатурного слоев на фасадах и цоколе; часть западного фасада оштукатурена, нарушена целостность декоративных элементов; в оконных проемах первого этажа северного и западного фасадов установлены рольставни; оконные заполнения пластиковые; на 2 этаже южного фасада с наружной стороны двух оконных проемов установлены металлические решетки; на стенах имеются вандальные рисунки.

    Фактическое состояние объекта культурного наследия подтверждается фотоматериалами, приложенными к указанным актам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ ответчиком МАНОУ НТДУ выдано Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченному на тот момент государственному органу в области охраны объектов культурного наследия, охранное обязательство на объект культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, неотъемлемой частью которого является перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

    В соответствии с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия, МАНОУ НТДУ приняло на себя обязательства осуществить следующие мероприятия и работы: в 2014 году получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; в 2015-2017 годах обеспечить выполнение научно-проектной документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с заданием; в 2015-2017 годах провести работы по ремонту и реставрации памятника на основании согласованной документации (допускается этапами).

    ДД.ММ.ГГГГ ответчиком УФК по Свердловской области выдано МУГИСО, охранное обязательство на объект культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, неотъемлемой частью которого является перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

    В соответствии с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ УФК по Свердловской области приняло на себя обязательства осуществить следующие мероприятия и работы: в 3-4 квартале 2013 года восстановить исторический рисунок оконных заполнений;    в 3 квартале 2013 года демонтировать рольставни.

    Выданные ответчиками МАНОУ НТДУ и УФК по Свердловской области охранные обязательства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, являются действующими.

    По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Управлением выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ответчику МАНОУ НТДУ не осуществлялась, проектная документация на проведение работ - не согласовывалась. Информация о ранее выданных МАНОУ НТДУ заданиях и разрешениях на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовании проектной документации в Управлении отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением подготовлено и получено Межрегиональным филиалом ФКУ «ЦОКР» задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Управлением выдача ответчикам ФКУ «ЦОКР» и УФК по Свердловской области разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не осуществлялась, проектная документация на проведение работ - не согласовывалась. Информация о ранее выданных ФКУ «ЦОКР» и УФК по Свердловской области разрешениях на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовании проектной документации в Управлении отсутствует.

Таким образом, МАНОУ НТДУ и УФК по Свердловской области, владея частями объекта культурного наследия на праве оперативного управления, не принимают мер по обеспечению его сохранности, не проводят работ по сохранению объекта культурного наследия, игнорируя обязанности иного законного владельца объекта культурного наследия, соответственно, чем нарушают требования Федерального закона № 73-ФЗ, условия охранных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

    Между тем, объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии, в отсутствие мер по сохранению его состояние продолжает ухудшаться.

    Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

    В соответствии с подпунктом 13 пункта 18 Положения в целях исполнения возложенных полномочий Управление предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

    В судебном заседании представитель истца - Алехин Д.П., действующий по доверенности, уточенные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. Обязанность по сохранению объекта культурного наследия возложена федеральным законом и охранными обязательствами. Ответчики НМНОУ НТДУ и УФК по Свердловской области владеют объектом культурного на праве оперативного управления. ФКУ «ЦОКР» обеспечивают содержание имущества, находящегося в пользовании УФК по Свердловской области. Указал, что работы по сохранению объекта проводятся на основании задания и проектной документации. Задание выдается в целом на проведение работ. Перед выдачей задания проводится осмотр объекта и разрабатывается проектная документация. Точные работы могут быть определены только после составления проектной документации, в связи с чем, истец просит возложить на ответчиков обязанность провести работы по ремонту и реставрации, как указано в просительной части иска. Поскольку объем мероприятий, который необходимо выполнить ответчикам достаточно трудоемкий, затратный, то и срок для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, предложенный истцом, является разумным.

    Представитель ответчика МАНОУ НТДУ – Яким А.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил следующее. Владение частью объекта культурного наследия на праве оперативного управления, как и наличие охранного обязательства он не оспаривает. С учетом установленных актом осмотра недостатков в содержании объекта культурного объекта полагает, что не требуется капитального ремонта и реставрации объекта. Исковые требования сформулированы не четка, не содержат конкретный перечень работ, которые необходимо выполнить, в этой связи, при удовлетворении требований истца, как они заявлены, решение суда будет не исполнимым. Кроме того, МАНОУ НТДУ является муниципальным учреждением, финансируется из казны МО «город Нижний Тагил», самостоятельных денежных средств у учреждения не имеется, полагал, что на администрацию г. Нижний Тагил должна быть возложена субсидиарная ответственность по совершению работ по сохранению объекта культурного наследия. Учреждение самостоятельно исполнить решение суда не может. Просил в иске отказать.

    Представитель ответчик УФК по Свердловской области – Жданова Л.Г., действующая по доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в иске отказать. Суду пояснила, что выданное охранное обязательство носит общий характер и в нем не установленные сроки, в которые необходимо исполнить данные обязательства. В 2013 году были выполнены ремонтные работы здания, расположенного по <адрес>, в отношении здания по адресу <адрес> работы не проводились по причине отсутствия финансирования. На основании приказа Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по содержанию зданий, принадлежащих УФК по Свердловской области переданы ФКУ «ЦОКР» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «ЦОКР» направлена заявка по осуществлению ремонта здания по адресу <адрес>. В 2020 году планируется составление проектно-сметной документации, а сами работы планируются в 2021 - 2022 г.г. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ началась передача имущества, принадлежащего казначейству, ФКУ «ЦОКР». Полагает, что в данном случае УФК по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком. При этом не оспаривала, что в настоящее время часть здания, являющегося объектом культурного наследия, находится в оперативном управлении УФК по Свердловской области.

    Представитель ответчика ФКУ «ЦОКР» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург – Прохоров С.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать. Суду пояснил, что полномочия по осуществлению закупок товаров, услуг для нужд УФК по Свердловской области в соответствии с приказом ФКУ «ЦОКР» от ДД.ММ.ГГГГ возложены на Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в г. Екатеринбург. Ремонт здания, относящегося к объектам культурного наследия предусматривает длительную подготовку. Ответчиком выполнен первый этап подготовительной работы, а именно получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Разработка проектно-сметной документации на проведение ремонта фасада и оконных проемов запланирована в 2020 году, проведение самих работ на 2022 год. ФКУ «ЦОКР» является казенным учреждением, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета. Ответчиком принимаются все меры для сохранения объекта культурного наследия. В этой связи в иске просил отказать в полном объеме.

    Представитель третьего лица Администрации г. Нижний Тагил - Кузьменкова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований. Полагала, что истцом не четко сформулированы исковые требования, не конкретизирован работы по сохранению объекта культурного наследия, который должен осуществить ответчик МАНОУ НТДУ. Относительно субсидиарной ответственности пояснила, что МАНОУ НТДУ финансируется учредителем в рамках субсидий на выполнение муниципального задания, в связи с чем не имеется оснований для возложения ответственности на Администрацию МО «город Нижний Тагил».

    Представитель третьего лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, своевременно и надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

    В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено при данной явке.

        Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица Администрации г. Нижний Тагил, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту Закон №73-ФЗ).

    В силу пункта 1 статьи 33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

    В силу пункта 1 статьи 40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

    В соответствии со статьей 42 Закона №73-ФЗ под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

    В ст. 43 Федерального закона №73-ФЗ указано, что под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

    Согласно пункту 1 статьи 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

    В силу пункта 3 статьи 2 Закона №73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

    В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

    В силу положений статьи 47.1 Закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.

    Согласно статье 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

    Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

    В силу пункта 11 данной статьи охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

     Судом установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии», расположен по адресу: <адрес>.

    Вышеуказанный объект культурного наследия принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета ФИО2 <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области»; зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером и зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости под кадастровым номером , как «административное здание», в котором расположены:

     - «Нежилое помещение, этаж , этаж », площадью 326 кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под кадастровым номером , находящееся в собственности МО «город Нижний Тагил», регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ , и в оперативном управлении МАНОУ НТДУ, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ ;

     - «Нежилое помещение, этаж », площадью 320,5 кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под кадастровым номером , находящееся в собственности Российской Федерации, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ , и в оперативном управлении УФК по Свердловской области, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ .

    Обременение объекта недвижимости как объекта культурного наследия зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком МАНОУ НТДУ выдано Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту - МУГИСО), уполномоченному на тот момент государственному органу в области охраны объектов культурного наследия, охранное обязательство на объект культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, неотъемлемой частью которого является перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

    В соответствии с охранным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ пользователь: обеспечивает сохранность нежилых помещений первого этажа №, второго этажа №, расположенных в объекте культурного наследия, и несет установленную действующим законодательством ответственность за несоблюдение требований законодательства об объектах культурного наследия, допущение повреждения, разрушения, уничтожения, изменение внешнего облика и интерьеров памятника в соответствии с его особенностями, нарушение условий его сохранения и использования (пункт 1 раздела I); обеспечивает содержание помещений и всего связанного с ними имущества в надлежащем состоянии в соответствии с санитарными, противопожарными и техническими    нормами    и    требованиями,    предусмотренными    действующим законодательством (пункт 1 раздела II); осуществляет проведение за счет собственных средств работ по сохранению памятника истории и культуры (пункт 3 раздела II).

    В соответствии с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия, ответчик МАНОУ НТДУ приняло на себя обязательства осуществить следующие мероприятия и работы: в 2014 году получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; в 2015-2017 годах обеспечить выполнение научно-проектной документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с заданием; в 2015-2017 годах провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия на основании согласованной документации (допускается этапами).

    ДД.ММ.ГГГГ ответчиком УФК по Свердловской области выдано МУГИСО, охранное обязательство на объект культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, неотъемлемой частью которого является перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

    В соответствии с охранным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ пользователь: обеспечивает сохранность нежилых помещений первого этажа № по планам ЕМУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ в объекте культурного наследия и несет ответственность за неизменность внешнего облика и интерьеров памятника в соответствии с особенностями помещений как части памятника (пункт 1 преамбулы); обеспечивает в соответствии с условиями договора содержание помещений и всего связанного с ними имущества в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, при этом не допускается ухудшение состояния или искажение предмета охраны (подпункт 1.1. пункта 1 раздела II).

    В соответствии с пунктом 1 раздела I охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия Собственник или Пользователь (с учётом условий договора) обеспечивают проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и помещений, в том числе реставрацию, ремонт, приспособление для современного использования в соответствии с заданиями или предписаниями уполномоченного органа.

    В соответствии с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ УФК по Свердловской области приняло на себя обязательства осуществить следующие мероприятия и работы: в 3-4 квартале 2013 года восстановить исторический рисунок оконных заполнений;    в 3 квартале 2013 года демонтировать рольставни.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 315-ФЗ) до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, применяются действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия.

    Таким образом, выданные ответчиками МАНОУ НТДУ и УФК по Свердловской области охранные обязательства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, являются действующими.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга объекта культурного наследия, проведенного ГБУК СО НПЦ, учреждением культуры, подведомственным Управлению, (акт мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ ), установлено следующее: состояние фасадов неудовлетворительное, наблюдается нарушение целостности водосточных труб, подтеки, нарушения окрасочного и штукатурного слоев стен, нарушения целостности декоративных элементов; в настоящее время оштукатурены стены первого этажа северного и западного фасадов здания; состояние помещений удовлетворительное; помещения первого этажа, общей площадью 320,5 кв.м., находящиеся в пользовании УФК по Свердловской области в настоящее время не используются; в оконных проемах первого этажа северного и западного фасадов установлены рольставни УФК по Свердловской области; МАНОУ НТДУ произведена замена окон без согласования с органом охраны, материал и расстекловка не соответствуют первоначальным; на 2 этаже южного фасада с наружной стороны в двух оконных проемах установлены металлические решетки без согласования с органом охраны.

Управлением ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, по результатам которого установлено следующее: наблюдаются нарушения целостности водосточных труб, нарушения окрасочного и штукатурного слоев на фасадах и цоколе; часть западного фасада оштукатурена, нарушена целостность декоративных элементов; в оконных проемах первого этажа северного и западного фасадов установлены рольставни; оконные заполнения пластиковые; на 2 этаже южного фасада с наружной стороны двух оконных проемов установлены металлические решетки; на стенах имеются вандальные рисунки.

    Фактическое состояние объекта культурного наследия подтверждается фотоматериалами, приложенными к указанным актам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

    Судом установлено, не оспорено сторонами, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Управлением выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ответчику МАНОУ НТДУ не осуществлялась, проектная документация на проведение работ - не согласовывалась. Информация о ранее выданных МАНОУ НТДУ заданиях и разрешениях на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовании проектной документации в Управлении отсутствует.

В свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ Управлением подготовлено и получено Межрегиональным филиалом ФКУ «ЦОКР» задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Управлением выдача ответчикам ФКУ «ЦОКР» и УФК по Свердловской области разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не осуществлялась, проектная документация на проведение работ - не согласовывалась. Информация о ранее выданных ФКУ «ЦОКР» и УФК по Свердловской области разрешениях на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовании проектной документации в Управлении отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчики МАНОУ НТДУ и УФК по Свердловской области, владея частями объекта культурного наследия на праве оперативного управления, не принимают мер по обеспечению его сохранности, не проводят работ по сохранению объекта культурного наследия, игнорируя обязанности иного законного владельца объекта культурного наследия, чем соответственно нарушают требования Федерального закона № 73-ФЗ, условия охранных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

    Объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии, в отсутствие мер по сохранению его состояние продолжает ухудшаться.

    Приказом Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ н «О наделении Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» ФКУ «ЦОКР» наделен полномочиями по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства.

    Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в г. Екатеринбург создан на основании приказа ФКУ «ЦОКР» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании филиала и утверждении положения о филиалах Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в соответствии с приказом Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

    ДД.ММ.ГГГГ УФК по Свердловской области заключило с ФКУ «ЦОКР» Соглашение об особенностях обеспечения ФКУ «ЦОКР» (филиалом) административно-хозяйственных функций по техническому обслуживанию административных зданий (помещений) УФК по Свердловской области, согласно которому Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в г. Екатеринбург является исполнителем функций по техническому обслуживанию административных зданий (помещений), принадлежащих УФК по Свердловской области, осуществляет в качестве заказчика в интересах УФК по Свердловской области закупки товаров, работ и услуг.

    В силу пункта 3 статьи 64 Закона №73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного федерального закона.

    Согласно преамбуле Закона №73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Указом Губернатора Свердловской области от 16.10.2015 №488-УГ "Об областных исполнительных органах государственной власти Свердловской области" полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации возложены на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

    Управление осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия.

    В соответствии с подпунктом 13 пункта 18 Положения в целях исполнения возложенных полномочий Управление предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

    Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Оценив представленные доказательства, применительно к положениям ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области подлежат удовлетворению.

    Ответчики, зная об особом статусе имеющегося у них имущества, на протяжении длительного периода времени уклоняются и не исполняют обязательства иного владельца по сохранению объекта культурного наследия, не принимают своевременного, полного и необходимого комплекса мер, направленного на поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Отсутствие мер по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии объекта культурного наследия в течение длительного периода времени ведет к постепенному разрушению, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объекта, представляющего собой уникальную историческую и культурную ценность для Российской Федерации и являющегося неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Доказательств, принятия мер по охране указанного объекта культурного наследия, ответчиками суду не представлено.

Доводы возражений представителя ответчика МАНОУ НТДУ об отсутствии денежных средств на поддержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии не принимаются судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не является причиной освобождения от обязанностей, закрепленных в Законе №73-ФЗ.

Доводы возражений представителей ответчиков УФК по Свердловской области и ФКУ «ЦОКР» судом также не принимаются, поскольку на день рассмотрения дела часть административного здания, являющегося объектом культурного наследия, находится в оперативном управлении УФК по Свердловской области, а из всего комплекса мероприятий по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, ответчиком ФКУ «ЦОКР» получено только само задание от 20.06.2018 №38-05-22/75 на проведение таких работ со сроком действия до 30.06.2020.

    Доводы возражений стороны ответчиков в части того, что истцом не указан конкретный перечень работ, которые должны провести ответчики также отклоняются судом как несостоятельные.

    Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание, что конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия должны быть определены в задании, выдаваемом уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия на основании проектной документации.

    Поскольку в настоящее время проектная документация ответчиками не разрабатывалась, невозможно определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия.

Документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, являются объектом историко-культурной экспертизы (статья 30 Закона №73-ФЗ).

    В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (пункты 19 - 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569).

    С учетом вышеназванных нормативных положений невозможность проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия может быть установлена только по результатам историко-культурной экспертизы проектной документации.

    Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

    Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Закона №73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).

    Каких-либо доказательств опровергающих исковые требования и подтверждающих невозможность проведения ответчиками работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонту и реставрации) суду представлено не было и в материалах дела не имеется.

    Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Устанавливая срок для исполнения судебного решения, суд считает необходимым определить срок в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, соглашаясь с доводами истца о разумности такого срока, учитывая объем работы по сохранению объекта культурного наследия. Допустимые доказательства невозможности выполнения работ в данные сроки ответчиком не представлены. Однако, наличие таких обстоятельств не лишает ответчика возможности реализовать свои права на стадии исполнения судебного постановления.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области удовлетворить.

    Обязать Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Нижнетагильский Дом Учителя», Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г.Екатеринбург исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии со ст.42, 43, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

           В окончательной форме решение вынесено 19.12.2019.

    Председательствующий –                Н.Ю. Осипова

2-2082/2019 ~ М-2116/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
Ответчики
Муниципальное автономное нетиповоек образовательное учреждение Нижнетагильский Дом Учителя
Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (ФКУ "ЦОКР"), в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбурге
Управление Федерального казначейства
Другие
Администрация города Нижний Тагил
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Осипова Н.Ю.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
30.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2019Передача материалов судье
01.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2019Судебное заседание
04.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.02.2022Дело оформлено
23.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее