А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Чапаевск Самарской области 08 июня 2015 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Бажановой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда апелляционную жалобу № 11-12/15 Алферовой Г.А. на решение мирового судьи судебного участка №120 судебного района г. Чапаевск Самарской области от <Дата обезличена> года, которым постановлено:
«Исковые требования Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 2» Главного управления социальной защиты населения <Адрес обезличен> к Алферовой Г.А. о взыскании излишне выплаченной суммы жилищно-коммунальной выплаты - удовлетворить.
Взыскать с Алферовой Г.А. в пользу Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 2» Главного управления социальной защиты населения <Адрес обезличен> излишне выплаченную за счет средств федерального бюджета сумму жилищно-коммунальной выплаты по категории «Инвалиды» за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере <Данные изъяты> коп.
Взыскать с Алферовой Г.А. государственную пошлину в доход государства в сумме <Данные изъяты> руб. 00 коп.».
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление социальной защиты населения <Адрес обезличен> в лице филиала Главного управления социальной защиты населения <Адрес обезличен> - отдела социальной защиты населения по <Адрес обезличен> обратилось к мировому судье с иском к Алферовой Г.А. о взыскании излишне выплаченной суммы жилищно-коммунальной выплаты.
В обоснование иска истец сослался на то, что с <Дата обезличена> на основании заявления Алферовой Г.А., ранее зарегистрированной в <Адрес обезличен>, филиалом ГУСЗН - отделом социальной защиты населения по <Адрес обезличен> было назначена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата по категории «Инвалиды». В соответствии с Постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» с <Дата обезличена> г., т.е. с момента вступления в законную силу указанного Постановления, установлены новые правила осуществления жилищно-коммунальной выплаты (далее ЖКВ) на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу расчета. При сравнении размера ЖКВ, выплаченного Алферовой Г.А. за период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена> г., была выявлена переплата в размере <Данные изъяты> коп. В нарушение п.25 указанного Постановления Алферова Г.А. не уведомила органы социальной защиты населения о том, что с <Дата обезличена>. снялась с регистрационного учета и выбыла из <Адрес обезличен>, что является обстоятельством, влекущим прекращение ЖКВ. П.30 Постановления предусматривает: в случае предоставления ЖКВ в завышенном размере вследствие ошибки, допущенной при расчете размера ЖКВ, либо несвоевременного уведомления получателем ЖКВ о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ЖКВ, излишне выплаченные средства засчитываются в счет будущей ЖКВ, а при отсутствии права на получение ЖКВ в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем ЖКВ.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, в связи с отказом ответчика добровольно возвратить суммы излишне выплаченных средств, просят взыскать с Алферовой Г.А. излишне выплаченную за счет федерального бюджета сумму жилищно-коммунальной выплаты по категории «Инвалиды» за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере <Данные изъяты> коп.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение, которое Алферова Г.А. в апелляционной жалобе просит отменить как незаконное и необоснованное, поскольку при оформлении жилищно-коммунальной выплаты в <Адрес обезличен> истец ей не сообщил, что при снятии с регистрационного учета она должна была сообщить об этом в органы соцзащиты.
О том, что имеется переплата, истец её не уведомлял, так же как и не уведомлял об изменившейся методике расчета ЖКВ.
По ходатайству истца <Дата обезличена> мировым судьей в соответствии с требованиями ст.44 ГПК РФ произведена замена первоначального истца - филиала Главного управления социальной защиты населения <Адрес обезличен> - отдела социальной защиты населения по городу Шадринску на Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 2» Главного управления социальной защиты населения <Адрес обезличен>.
Иными лицами и по иным основаниям решение суда не обжалуется.
В судебном заседании Алферова Г.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, считает решение мирового судьи незаконным и необоснованным, просит его отменить по основаниям, изложенным выше.
Представитель ГКУ «Управление социальной защиты населения № 2» в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, считает, что апелляционная жалоба не обоснована и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п.п.2,3 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки инвалидов осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от <Дата обезличена> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 Федерального закона от <Дата обезличена> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В силу ст. 28.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Осуществление субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает проведение ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так в целях реализации названного полномочия Администрацией (Правительством) <Адрес обезличен> <Дата обезличена> было принято постановление N <Номер обезличен> которым утверждено Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Положение регулировало вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг.
Указанным нормативным правовым актом субъекта была определена форма предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, установлен заявительный порядок назначения данной выплаты органами социальной защиты населения, определены место и способ выплаты.
В п. 7 Положения предусматривалось, что ЖКВ назначается, в том числе инвалидам, проживающим в семьях, - в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из количества кв. метров площади жилого помещения, приходящихся на его долю, и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.
С <Дата обезличена> постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а постановление Администрации (Правительства) <Адрес обезличен> <Дата обезличена> N <Дата обезличена> признано утратившим силу с <Дата обезличена>.
Исходя из содержания п. 1 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан следует, что данные Правила определяют порядок предоставления мерсоциальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории <Адрес обезличен> в виде ЖКВ.
В соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ЖКВ назначается инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в размере 50% оплаты жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг (независимо принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (п. 3 Правил).
Согласно п. 6. Правил заявителям, проживающим в семьях, членам которых соответствии с законодательством <Адрес обезличен> предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ЖКВ производится за вычетом возмещенных за счет областного бюджета средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
ЖКВ предоставляется филиалом Главного управления социальной защиты населения <Адрес обезличен> - отделом социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
ЖКВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывается на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу обращения гражданина за назначением ЖКВ, в размере 50% оплаты занимаемой общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и коммунальных услуг и с учетом социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в предусмотренных федеральным законодательством случаях.
ЖКВ предоставляется за текущий месяц и выплачивается в установленном размере в течение трех последующих месяцев после месяца ее назначения.
ЖКВ подлежит перерасчету каждые три месяца начиная с месяца назначения ЖКВ на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, полученных от заявителя за последние три месяца, предшествующие месяцу проведения перерасчета ЖКВ.
Размер ЖКВ на последующие три месяца рассчитывается по сведениям о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за последний месяц, предшествующий месяцу проведения перерасчета, и с учетом социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг в предусмотренных федеральным законодательством случаях.
Разница между выплаченным заявителю ЖКВ за три месяца и фактическими начислениями на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за этот период суммируется. В случае недоплаты (переплаты) размер ЖКВ увеличивается (уменьшается) на сумму недоплаты (переплаты) во втором месяце следующего выплатного периода.
Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, Алферова Г.А. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «инвалид» ежемесячно с <Дата обезличена> года.
Согласно справке об инвалидности Алферовой Г.А. <Дата обезличена> установлена <Данные изъяты> инвалидности бессрочно.
Согласно заявлению Алферова Г.А. ознакомилась с порядком осуществления ежемесячной ЖКВ, а также с обязательством в десятидневный срок в письменной форме известить орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение (прекращение) выплаты.
Согласно протоколу <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Алферовой Г.А. филиалом ГУСЗН <Адрес обезличен> - ОСЗН по <Адрес обезличен> назначена ЖКВ с <Дата обезличена>
Согласно информации о выплате за <Дата обезличена> год Алферовой Г.А. была выплачена ЖКВ за <Дата обезличена> по <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. за месяц, за май - <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., за июнь - <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., а всего на сумму <Данные изъяты> руб., что подтверждается выплатными ведомостями (л.д. 6).
За первый квартал 2013 года Алферовой Г.А. была начислена и произведена ЖКВ в сумме по <Данные изъяты> коп. ежемесячно в порядке, установленном Положением о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N <Номер обезличен>, из расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных выплат.
Согласно п. 15 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан заявителю, получавшему ЖКВ, рассчитанную в порядке, действовавшем до вступления в силу Правил, и имеющему право на получение ЖКВ в соответствии с Правилами. ЖКВ назначается на основании имеющихся в органе социальной защиты населения документов в ранее назначенном размере и выплачивается в течение трех последующих месяцев до месяца проведения перерасчета ЖКВ в соответствии с Правилами.
В связи с тем, что с <Дата обезличена> вступили в силу Правила предоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а названное выше Положение утратило силу, с <Дата обезличена> в соответствии с п. 15 Правил ОСЗН по <Адрес обезличен> произвел перерасчет ЖКВ за истекший период, начиная с 01.01.2013, исходя из фактических расходов ответчика по оплате коммунальных услуг.
Согласно заявления Алферовой Г.А. начальнику ФГУСЗН по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> Алферова Г.А. просит пересчитать с января 2013 г. ежемесячную ЖКВ по фактическим начислениям за январь - март 2013 года (л.д. 76).
Согласно паспортным данным Алферовой Г.А. последняя снята с регистрационного учета в <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> г.. а со <Дата обезличена> зарегистрирована <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> (л.д.11-12). а с <Дата обезличена> зарегистрирована в <Адрес обезличен> (л.д. 63-64).
В материалах дела имеется запрос МКУ г.о.Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения» Управления социальной поддержки и защиты населения <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> г., адресованный в ОСЗН по <Адрес обезличен> о необходимости сообщить дату прекращения выплаты Алферовой Г.А (л.д. 7).
Согласно распоряжению от <Дата обезличена> филиала ГУСЗН <Адрес обезличен> - ОСЗН по <Адрес обезличен> на основании указанного запроса от 13.12.2013г. Алферовой Г.А. с <Дата обезличена>. прекращена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата по причине: смена места жительства (л.д. 86).
Согласно акту ФГУСЗН по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> при проверке правильности назначения ЖКВ по категории «Инвалиды» сотрудниками выявлена переплата по делу Алферовой Г.А. в сумме <Данные изъяты> коп. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (л.д. 13).
ОСЗН по <Адрес обезличен> обращался к Алферовой Г.А. с извещением о необходимости урегулирования вопроса по выявленной переплате и возврата суммы переплаты в течение месяца в досудебном порядке, что подтверждается письмом от <Дата обезличена>.,адресованным Алферовой Г.А. по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> (л.д. 8).
Исходя из изложенного, мировой судья обоснованно признала расчет излишне выплаченной суммы ЖКВ, представленный истцом, правильным, объективно ничем не опровергнутым, подтвержденным выплатными ведомостями (л.д. 6, 83) и расчетами, произведенным согласно информации о расходах на оплату жилья и ЖКУ (л.д. 77-82).
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алферовой Г.А. - без удовлетворения.
Судья
Чапаевского городского суда М.Н. Законов