Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 сентября 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО4
С участием: истца ФИО2
Представителя МВД по РД ФИО5
Представителя МСЧ МВД РФ по РД ФИО6
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел РФ по <адрес>, ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес> о взыскании страховой выплаты в размере 1000000 (одного миллиона) рублей
Установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел РФ по <адрес>, ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес> о взыскании страховой выплаты в размере 1000000 (одного миллиона) рублей, в обоснован иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения ВВК он уволен из органов внутренних дел РФ по пункту 1 части 3 ст. 82 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности по причине заболевания полученного в период прохождения военной службы, в связи с чем, страховой компанией ему была выплачена страховая сумма в размере 500000 рублей. После установления 3 группы инвалидности, он продолжал прохождение лечения и состоял на учете в ФКУ здравоохранения « Поликлиника МЧС МВД по РД».
С 07 апреля по ДД.ММ.ГГГГ он прошел полный курс стационарного лечения в ФКУ здравоохранения « Поликлиника МЧС МВД по РД».
В медицинской карте была произведена запись о необходимости направления его на переосвидетельствование в МСЭ.
Следовательно, его документы незамедлительно подлежали направлению на МСЭ для переосвидетельствования. Однако, ввиду того, что ответчики свои обязанности по своевременному направлению документов для переосвидетельствования не исполнили и направили документы по истечении одного года после его увольнения со службы, то он был лишен права на получение страховой суммы в размере 1 млн. рублей. Бюро МСЭ ему установило инвалидность 2 группы по причине военной травмы ДД.ММ.ГГГГ, тогда как у него возникло право на назначение ему инвалидности ранее, т.е. в течение одного года после увольнения его из органов. В связи с чем, страховая компания отказала в страховой выплате. Полагает, что ответчики виновны в несвоевременном направлении его документов для назначения ему соответствующей инвалидности, в связи с чем с них, следует взыскать страховое возмещение.
В судебном заседании истец поддержал исковое заявление в уточненной форме, по доводам, изложенным в его письменных объяснениях суду.
Представитель ответчика МВД по РД, просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2, ссылаясь на то, что МВД по РД свои обязательства перед истцом исполнило в полном объеме. После увольнения его из органов и установления ФИО2 инвалидности 3 группы, МВД по РД направило полный пакет документов в страховую компанию, которая произвела ему страховую выплату. Из смысла заявленных истцом требований следует, что они предъявлены к МЧС МВД по РД, которые являются самостоятельным юридическим лицом. Полагает, что МВД по РД не являются надлежащими ответчиками в настоящем споре.
Представитель МЧС МВД по РД исковые требования не признала и пояснила суду, что ФИО2 обратился к ним ДД.ММ.ГГГГ с просьбой выдать ему медицинское заключение для оформления инвалидности. Позднее, он обратился к ним с просьбой выдать ему заключение задним числом, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что он договорился с экспертным учреждением установить ему инвалидность, в течение одного года после увольнения, что послужит основанием для получения страховой суммы. Они пошли истцу, навстречу оформили заключение и протокол задним числом, ДД.ММ.ГГГГ, хотя знали, что это нарушение. Фактически истец был освидетельствовал медсанчастью ДД.ММ.ГГГГ, в день когда он к ним обратился. Просила отказать в удовлетворении требований истца.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (часть 4 статьи 32).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства о государственной службе в Российской Федерации служба в органах внутренних дел, в том числе в полиции, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой вид правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Указанная деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
Правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской ФИО1 и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ (часть 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой 48 Гражданского кодекса Российской Федерации "Страхование", применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, признанных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (название закона и далее его нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент установления ФИО7 инвалидности ДД.ММ.ГГГГ; далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 названного закона объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4