Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
сел. Акуша 16 сентября 2020 года
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Исмаилова М.А., с участием:
- помощника прокурора <адрес> РД ФИО3,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление (в порядке ст.45 ГПК РФ прокурора <адрес> РД ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам: МКОУ «Акушинская СОШ №», МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» и администрации МО «<адрес>» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц к ответчикам: МКОУ «Акушинская СОШ №», МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» и администрации МО «<адрес>» о понуждении к совершению действий указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями района требований законодательства о безопасности детей в образовательных учреждениях, а также соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки (территорий)».
В силу положений ст.2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктами 4 и 6 статьи 3 указанного выше закона определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Из подпункта «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Частью 13 статьи30Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
На основании пункта 8 части 1 статьи41Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно положениям пункта 2 части 6 и части 7 статьи28ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии пунктом 2 части 3 той же статьи к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Так, прокуратурой района в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями района требований законодательства о безопасности детей в образовательных учреждениях, а также соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки (территорий)», в ходе которой в деятельности МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» выявлены нарушения вышеуказанного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее – Требования №).
Пунктами 5, 6 Требований № определено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей. Категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
Согласно пункту 23 Требований № все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе, системой оповещения и управления эвакуацией.
В соответствии с пунктами 31, 32 Требований № система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования №).
На основании подпункта «л» пункта 22 Требований № в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.1.5 Устава МКОУ «Акушинская СОШ №» учредителем и собственником имущества школы является администрации МО «<адрес>».
В силу ст.10 Устава, учреждение имеет филиалы - МКОУ «Чурчумамахинская НОШ».
Филиалы не являются юридическими лицами, действуют на основании утверждённого учреждением положения. Филиалы и представительства наделяются учреждением имуществом, которое учитывается как их отдельных балансов, так и балансов учреждения.
Филиалы созданы на основании Постановления муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении статуса начальных общеобразовательных школ района в рамках реализации положений 83-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ».
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется также в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц, просит суд: признать незаконными бездействие директора МКОУ «Акушинская СОШ №» и заведующего МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» в части не установления автономной системы экстренного оповещения людей об угрозе совершения террористического акта в МКОУ «Чурчумамахинская НОШ», обязать директора МКОУ «Акушинская СОШ №» в срок 60 суток с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить установку автономной системы экстренного оповещения людей об угрозе совершения террористического акта в МКОУ «Чурчумамахинская НОШ», обязать Администрацию МО «<адрес>» Республики Дагестан профинансировать расходы для МКОУ «Акушинская СОШ №» на нужды для устранения вышеуказанных нарушений в МКОУ «Чурчумамахинская НОШ».
В судебном помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала иск, дав аналогичные пояснения, просит суд удовлетворить его в полном объеме.Ответчик директор МКОУ «Акушинская СОШ №» уведомленный в установленном порядке на судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указывает, что иск признает в полном объеме, в удовлетворении иска прокурора не возражает, последствия признания иска, предусмотренныст.173 ГПК РФ разъяснены в связи, с чем просит суд рассмотреть данное дело без её участия.
Ответчик директор МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» уведомленный в установленном порядке на судебное заседание не явился, заявления, ходатайства не представил.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» уведомленный в установленном порядке на судебное заседание не явился, заявления, ходатайства не представил.
В соответствие с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска, что в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ является основанием для вынесения по делу решения об удовлетворении заявленных требований.
Так судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения образовательными учреждениями района требований законодательства о безопасности детей в образовательных учреждениях, а также соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки (территорий)» в частности МКДОУ «Чурчумамахинская НОШ» <адрес>.
Из справки истца по результатам проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МКДОУ «Чурчумамахинская НОШ» <адрес> прокуратурой района выявлены нарушения антитеррористической защищенности указанные в исковом заявлении.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п.1.5 Устава МКОУ «Акушинская СОШ №» учредителем и собственником имущества школы является администрации МО «<адрес>».
В силу ст.10 Устава, учреждение имеет филиалы - МКОУ «Чурчумамахинская НОШ».
Филиалы не являются юридическими лицами, действуют на основании утверждённого учреждением положения. Филиалы и представительства наделяются учреждением имуществом, которое учитывается как их отдельных балансов, так и балансов учреждения.
Филиалы созданы на основании Постановления муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении статуса начальных общеобразовательных школ района в рамках реализации положений 83-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ».
Частью 13 статьи30Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
На основании пункта 8 части 1 статьи41Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно положениям пункта 2 части 6 и части 7 статьи28ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии пунктом 2 части 3 той же статьи к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Так исковые требования прокурора нашли свои подтверждения в суде, ответчиками не оспорены и их следует удовлетворить.
С учетом указанного и отсутствия противоречий и расхождений в материалах дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора <адрес> РД ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц к ответчикам: МКОУ «Акушинская СОШ №», МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» и администрации МО «<адрес>» о понуждении к совершению действий – удовлетворить в полном объеме.
- признать незаконными бездействие директора МКОУ «Акушинская СОШ №» и заведующего МКОУ «Чурчумамахинская НОШ» в части не установления автономной системы экстренного оповещения людей об угрозе совершения террористического акта в МКОУ «Чурчумамахинская НОШ»,
- обязать директора МКОУ «Акушинская СОШ №» в срок 60 суток с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить установку автономной системы экстренного оповещения людей об угрозе совершения террористического акта в МКОУ «Чурчумамахинская НОШ»,
- обязать Администрацию МО «<адрес>» Республики Дагестан профинансировать расходы для МКОУ «Акушинская СОШ №» на нужды для устранения вышеуказанных нарушений в МКОУ «Чурчумамахинская НОШ».
Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст.320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке Верховный суд РД в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, через суд, принявший решение.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.
Судья Исмаилов М.А.